М.а.шолохов. рассказы. «тихий дон»
Художественный мир
Художественное кредо М.Шолохова – поэтизация донского казачества, защиты права простого мужика на свой сложный внутренний мир, своё место в истории, свою драму, свою трагедию, свою комедию.
Лучшие герои Шолохова всегда по-человечески обаятельны, хотя и могут совершать большие ошибки, написаны автором с добрым народным юмором, любовью и болью. Таковы герои 20-летнего писателя в ранних рассказах «Чужая кровь», «Родинка», «Шибалково семя», «Жеребёнок», «Нахалёнок» и др. Таковы Григорий Мелехов, Наталья, Аксинья и другие герои романа-эпопеи «Тихий Дон» (1925 – 1940), таковы любимые герои писателя в романе «Поднятая целина» (1 том – 1932 год, 2 том – 1959 г.), таков и Андрей Соколов из рассказа «Судьба человека» (1956).
В ранний период творчества Шолохов в обрисовке событий гражданской войны не столько на стороне «красных», сколько защищает человечность, гуманность, доброту, справедливость. Он один из немногих советских писателей, которые пишут человека объёмно, вписывая его не в идеологическую схему, а в причудливое сочетание исторической стихии со стихией любовной во всех её проявлениях: родственных, душевных и физиологических (последнее особенно не характерно для советской литературы). Для лучших героев Шолохова быть честными в деле и быть искренними в любви – вещи равнозначимые.
Произведения Шолохова проникнуты живым дыханием родной земли, живой природы. Это его среда существования, он знает её не понаслышке, он впитал в себя весь аромат народной жизни и всегда писал о том, что знает, испытал и пережил сам, при этом поэтизируя и воспевая природные жизненные основы.
В центре мира, на охране всеобщего лада, счастья Родины, по Шолохову, семья, дом. Это – цемент, скрепляющий мир. Вот почему всё своё творчество он посвящает таким моментам в судьбе России, когда семья как основа жизни даёт трещину. Отец случайно в запале боя убивает сына, оказавшегося в стане противника во время самой бессмысленной и трагической гражданской войны (рассказ «Родинка»). Простой солдат убивает любимую женщину, предавшую отряд, и оставляет на воспитание сына (расск. «Шибалково семя»). В «Тихом Доне» под воздействием трагических исторических событий и безумной любви Григория и Аксиньи постепенно рушатся основы самой, казалось, крепкой и незыблемой семьи Мелеховых. Герои «Поднятой целины», сознательно жертвуя своим личным ради торжества идеи, которой они служат, остаются бессемейными и бездетными. Пройдя испытания войной и пленом; возвращается к разрушенному дому и потерянной семье с усыновлённым ребёнком на руках Андрей Соколов («Судьба человека»).
Но в концовках произведений Шолохова неизменно присутствует оптимистическая нота. Остаётся на пороге новой жизни самый мирный и склонный к любви и семье герой «Поднятой целины» Андрей Размётнов. В надежде на возрождение семейных основ обретают сыновей потерявшие, казалось, всё Григорий Мелехов и Андрей Соколов. Обязательно вернётся и возьмёт своё дитя из детского дома на воспитание Шибалок.
Шолохов верил в возрождение духовных основ русской жизни: связь человека с землёй, прочную семью, любовь и чувство родства. Воспевание Шолоховым этих общечеловеческих ценностей в своих произведениях привело к возможности присуждения ему в 1965 году Нобелевской премии в области литературы в числе пяти за всю историю русских и советских писателей (И.А.Бунин, Б.Л.Пастернак, И.Бродский, А.И.Солженицын).
«Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).
Это роман-эпопея в традиции «Войны и мира» Л.Н.Толстого: частное сливается с общим, жизнь выдуманных персонажей сливается с судьбами реальных исторических лиц и судьбой страны и мира в сложную, переломную эпоху.
Фольклорный образ Тихого Дона – символ народной жизни – входит в плоть романа через эпиграфы (два ко всему роману и один – к 3-й книге). Состав романа – 4 книги и 8 частей. Как и у Толстого, действует принцип композиционной двуплановости: картины мира перемежаются с изображением военных действий.
К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,4 млн человек. Во все времена в характере казаков определяющим было особое уважение к свободе, стремление к независимости, сильные и упрямые характеры. Шолохов воспроизводит в романе казацкие обычаи, передаёт диалектные особенности речи, использует этнографические детали. Однако за исторической судьбой казаков проглядывает судьба народа России в целом.
В романе 699 действующих лиц – больше, чем в «Войне и мире». Среди исторических лиц – генералы Л.Корнилов, А.Каледин, П.Краснов, казак Подтёлков. Основные герои вымышлены: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Лестницких, Кошевых и др. Центральное место занимают женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья и др.
Основная проблематика эпопеисостоит в противопоставлении мирного быта донских казаков и бесчеловечности войны. Трагедия русского народа в эпоху разлома и братоубийственной войны показана, главным образом, через судьбу простого казака Григория Мелехова. В качестве прототипа Мелехова называют казака Харлампия Ермакова, а в шатаниях и метаниях героя обнаруживаются автобиографические черты автора романа. Мелехов – единственный в романе персонаж, мысли которого по-толстовски раскрывает автор, давая его внутренние монологи. Он искренен и честен в мыслях и поступках, имеет необъяснимое очарование, хотя, как и герои Толстого, совершает массу ошибок и даже грехов. Шолохов показывает, как война нравственно калечит людей, заставляет их делать то, что в мирных условиях они бы никогда не совершили. У Мелехова есть нравственный стержень, он правдоискатель, ищет справедливость. Несколько раз на протяжении повествования он перемётывается от «белых» к «красным», от «красных» - в банду и обратно, но в этом нет ничего от неразборчивости или приспособленчества. Он постоянно ищет тех, кто добрее, справедливее, а находит во всех лагерях жестокость и непримиримость. Даже такие сильные люди, как Штокман, Чубатый, Подтёлков и др., оказывавшие на Григория мощное влияние, не могли сбить его с пути или по-своему направить. Он всегда мучительно выбирает сам: между старым и новым (уходит из родной станицы), между миром и войной («Моими руками работать надо, а не воевать»), между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье борется с любовью к семье, жене, детям), между красными и белыми, и в этом очарование героя
Один из приёмов психологического анализа в романе (в традиции И.Гончарова, Ф.Достоевского) – сны главного героя. В романе 6 значимых снов Мелехова: о первой схватке с противником на германской войне, где воинский долг борется с человечностью; о пустынной, выжженной степи – подсознательное желание героя вернуться к исконным ценностям; о несбыточном счастье с Аксиньей накануне донского восстания; о бегстве от красных (повторяющийся); о стыде и ужасе опоздания в атаку; о погибших членах своей семьи.
Парадоксы «Тихого Дона».
Григорий мечется между белыми, красными и мирной жизнью, между Натальей и Аксиньей, проявляет несдержанность, употребляет физическую силу, убивает в ярости. Но при этом – симпатичен автору и читателям. Почему? Во-первых, он герой, по-толстовски ищущий, ошибающийся и преодолевающий свои ошибки. Во-вторых, его выбор всегда от сердца, против зла, жестокости, несправедливости. В-третьих, он человек, способный любить.
Мелехов-старший – наивен, капризен, как ребёнок, порой жесток и прямолинеен, грешен, но при этом добр, домовит, нежен и умеет глубоко любить.
Симпатии автора и читателей к двум главным героиням разделились между семейной, трудолюбивой, глубокой и верно любящей, хотя порой жалкой и беззащитной Натальей и – страстной, ищущей, изменчивой, гордой, порывистой, свободолюбивой, хотя порой порочной, но тоже крепко любящей Аксиньей. В итоге их объединяют и сближают материнство, любовь к Григорию и трагические судьбы обеих.
Главный нравственный идеал Шолохова восходит к почти идеальному образу Ильиничны, воплощающей единственно верный критерий жизни – добро.
А Дон в романе – единственный справедливый судья. Это не фон и не интерьер, это символ текучей, изменчивой, но вечной жизни.