Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
Хроника жизни и творчества
1828, 28 августа (9 сентября).Родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.
1844-1847.Учёба в Казанском университете.
1851.Отъезд в действующую армию на Кавказ.
1852.Литературный дебют – повесть «Детство».
1854.Участие в обороне Севастополя во время Крымской войны. Повесть «Отрочество».
1855.Публикация в журнале «Современник» «Севастопольских рассказов». Возвращение из Севастополя.
1857.Повесть «Юность» - завершение автобиографической трилогии.
1859.Открытие в Ясной Поляне школы для крестьянских детей.
1862.Женитьба на Софье Андреевне Берс.
1863. Повесть «Казаки».
1863-1869.Работа над романом «Война и мир».
1873-1877.Работа над романом «Анна Каренина».
1881.Переезд с семьёй в Москву.
1887-1889.Создание повести «Крейцерова соната».
1889-1899.Работа над романом «Воскресение».
1900.Написана пьеса «Живой труп». Толстой избирается почётным членом Российской академии наук.
1901.Отказ Толстого от Нобелевской премии.
Февраль 1901.Объявление Святейшего синода об «отпадении» Л.Толстого от Церкви.
1903.Рассказ «После бала».
1908.Статья «Не могу молчать».
28 августа 1908.Празднование 80-летия Л.Н.Толстого.
28 октября (10 ноября) 1910.Толстой тайно покидает Ясную Поляну, останавливается на станции Астапово (ныне станция «Лев Толстой»).
1910, 7 (20 ноября). Смерть Льва Толстого. Похоронен в Ясной Поляне без памятника, с травяным холмиком, в соответствии с завещанием графа.
Личность Л.Н.Толстого, его мировоззрение
Толстой был представителем высшего дворянского круга России, графом. До 80-х годов он вёл вполне аристократический образ жизни, считая, что человек его круга должен стремиться к преумножению богатства. Именно так он на первых порах воспитывал свою жену полудворянского происхождения С.А.Берс, бывшую на 16 лет младше мужа. При этом он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, он ещё в конце 50-х годов открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней, помогал нуждающимся материально.
Вся мировоззренческая позиция писателя и до, и после перелома в его сознании, произошедшего в 80-е годы, строилась на отрицании насилия, «непротивлении злу насилием». Однако хорошо известно, что зло Толстой всегда решительно разоблачал и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он считал, что мир изменится к лучшему, когда каждый человек займётся самоусовершенствованием на основе творения добра другим людям. Поэтому правильнее будет назвать формулу Толстого «противление злу добром».
Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство больнее всего ударило по многочисленной семье, которой он же сам в прошлые времена привил совсем иные привычки.
К концу века Толстой всё более глубоко вникает в сущность Евангелия и, видя громадную пропасть между учением Христа и официальным православием, отрекается от официальной церкви. Его позиция заключалась в необходимости для каждого христианина поиска Бога в себе, а не в официальной церкви. К тому же на его взгляды в это время оказывали влияние буддистские философия и религия.
Сам будучи мыслителем, философом, рационалистом, склонным ко всякого рода схемам и классификациям, он в то же время считал, что человек должен жить исключительно сердцем, а не умом. Вот почему его любимые герои всегда ищут естественности, живут чувствами, а не рассудком или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.
Человек, по Л.Толстому, должен постоянно меняться, развиваться, проходя через ошибки, новые поиски и преодоления. А самоуспокоенность он считал «душевной подлостью».
Литературное открытие Л.Толстого – глубокий и подробный анализ мыслей и переживаний героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным предметом художественного исследования. Н.Г.Чернышевский назвал этот открытый Толстым художественный метод «диалектикой души».