Экспериментальная работа по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Диагностические методики по выявлению особенностей интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Для подтверждения выдвинутой гипотезыбыла организована и проведена экспериментальная работа, включившая в себя три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление уровня сформированности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
- подобрать и описать пробы для выявления сформированности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
- выявить особенности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
- провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Сроки проведения:
Формирующий эксперимент.
Цель: организация и апробация работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
Сроки проведения:
Контрольный эксперимент.
Цель: выявление уровня сформированности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с целью выявления изменений после проведенной работы.
Задачи:
- провести диагностику уровня сформированности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с целью выявления изменений после проведенной работы;
- сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов исследования.
Экспериментальное исследование формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии проводилось в МБ ДОУ «Детский сад» № 207, г. Новокузнецка в период с 17.04 2017 по 21. 04. 2017 г.
Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:
1) участвовавшие в эксперименте дети были одного возраста;
2) все дети прошли период адаптации в детском саду;
3) у всех детей одинаковые сроки посещения ДОУ;
В экспериментальной работе приняли участие семь детей старшего дошкольного возраста, которые по результатам логопедического заключения имеют речевой диагноз «Стертая дизартрия». Списочный состав группы детей представлен в табл.1
Таблица 1 – Списочный состав группы детей, принявших участие в эксперименте
№ | Имя ребенка | Возраст | Речевое заключение |
1. | Иван Р. | 5 лет 5 мес. | ОНР(III), стертая дизартрия ММД |
2. | Мария Ш. | 5 лет 8 мес. | ОНР(III), стертая дизартрия |
3. | Захар О. | 5 лет 3 мес. | ОНР(III), стертая дизартрия |
4. | Павел В. | 5 лет 7 мес. | ОНР(III), стертая дизартрия |
5. | Марина А. | 5 лет 4 мес. | ФФНР, стертая дизартрия |
6. | Елена Р. | 5 лет 9 мес. | ОНР(III), стертая дизартрия |
7. | Даниил В. | 6 лет | ОНР(III), стертая дизартрия |
В работе были использованы следующие методики Е. Ф Архиповой [1]
1. Обследование навыков воспроизведения услышанного ритма.
2. Обследование восприятия интонации.
3. Обследование воспроизведения интонации.
4. Обследование восприятия логического ударения.
5. Обследование воспроизведения логического ударения.
6. Обследование восприятия тембра.
7. Обследование воспроизведения тембра.
Обследование навыков воспроизведения услышанного ритма.
Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.
Материал для исследования: предъявлялись простые удары ///; ////; //
серии простых ударов // //; /// ///; //// ////; // // //; // // // //
серии акцентированных ударов /U/UU/U/; /U/U/; //UU; //UU//; /UU/UU; /UU/; /U/U/U.
1. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
- изолированные удары: а) ///б) ///// в) //// г) //
(без опоры на зрительное восприятие).
2. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».
- серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///
(без опоры на зрительное восприятие).
3. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары»: U - тихий, / - громкий.
- акцентированные удары: а) /UU/б) //U в) U//U г) //UU//
(без опоры на зрительное восприятие).
Критерии оценки (единые для всех заданий):
2 балла - задание выполняется правильно и самостоятельно;
1 балл - частичное выполнение задания;
0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.