Анализ методик по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Коррекционную работу необходимо начинать с развития дыхательных функций. Вначале формируется диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию с использованием контроля с помощью ладони ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, так как в этом положении легче дышать правильно, чувствовать паузу, затем в положении сидя и стоя.
С целью закрепления диафрагмально-реберного типа дыхания, развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот с детьми проводятся упражнения на развитие фиксированного и форсированного выдоха, на умение их сочетать, а также дифференцировать ротовой и носовой выдох с обязательной паузой после вдоха.
Для длительного и плавного речевого выдоха необходимы специальные упражнения с постепенным их усложнением, произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без нее. Задания выполняются в игровой форме по подражанию или словесной инструкции.
Таким образом, в ходе работы над речевым дыханием, тембром, силой, высотой голоса, длительностью и умением произвольно изменять голосовые модуляции в процессе речи создается основа для развития интонационно-выразительной ее стороны.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется над всеми компонентами интонации и проводится в следующей последовательности:
1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;
2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонацией в экспрессивной речи;
3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;
4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно.
Первый (подготовительный) этап.
Данный этап содержит систему игр и упражнений, которые способствуют развитию интонационной выразительности речи, создают предпосылки для ее усвоения.
Работа ведется параллельно по следующим направлениям:
развитие артикуляционной моторики, развитие мимической моторики, работа над ритмом, интонацией, логическим ударением, работа над развитием высоты и силы, громкости голоса, а также речевым дыханием.
Второй (основной) этап. Он включает два раздела.
Первый раздел - формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
· показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
· познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
В соответствии с выделенными задачами этого этапа работы по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям:
1. Формирование общих представлений об интонации.
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения
Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Детям показывается, что восклицательно можно произнести как слово, так и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки. Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. Логопед повторяет с детьми, какие виды интонации они знают.
Второй раздел - формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
В задачи этого этапа входит:
· формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
· последующая их дифференциация в экспрессивной речи.
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности:
– от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале (предложения, тексты);
- от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Таким образом, на данном этапе выделены следующие направления:
1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.
Оформление повествовательной интонации во многом зависит от изменения высоты ударного слога, внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова.
В предложениях, в которых единое целое состоит в синтагме, как и в слове, то выделяются предударная – ударная или предударная – ударная – заударная часть, то работа над ритмикой предполагает обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков).
2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
При отработке формирования вопросительной интонации в предложении детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос повышается на слове, несущем логическое или фразовое ударение. При повторе вопроса голос становится еще выше и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят совместно с логопедом, повторяют за ним, а затем произносят самостоятельно данный материал.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
Проводятся упражнения по отработке восклицательной интонации в предложении:
1. Отрабатывается интонация восклицательной интонации в предложении на материале междометий с использованием картинок и стихов.
2. Проводится отработка восклицательной интонации в предложении, выражающее требование, обращение, восклицание (проговаривается совместно с логопедом, дети повторяют и произносят самостоятельно).
4.Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
Данная работа может проводиться на материале диалогов, считалок, сказок, инсценированных игр, разыгрываемых по ролям. Дети должны научиться подражать интонациям и голосам героев.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками. На начальных этапах работы отрабатываются интонации по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом, а затем самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т.д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.
Таким образом, у детей формируется умение интонационно и эмоционально окрашивать свою речь.
Далее решаются задачи формирования умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности и развития эмоциональной лексики, позволяющей вербализовать эмоциональную выразительность. Для этого разработан комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, выражающих:
· радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай ай. О! Браво! Вот это да!;
· тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду): A A A! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу!;
· удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба!; страх: Ой-ой! У-у! Ух! Ужас!.
Эта работа может проводиться на материале стихотворений К.И. Чуковского («Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), предложений, коротких рассказов, историй, наказов, сказок с использованием средств паралингвистического выражения эмоций: мимики, жестов, пантомимики.
На заключительном этапе дифференциации интонационной выразительности в экспрессивной речи дети произносят различные предложения с определенной интонацией или целевой установкой словесного действия. Здесь речевая ситуация мысленно воссоздается самим говорящим. Овладение детьми умением точно передавать свои эмоциональные состояния, эмоции сказочных героев подготавливает их к усвоению эмоциональной лексики, употребление которой неразрывно связано с интонационным выражением.
Формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации – весьма продолжительный этап, который ведется в течение нескольких лет.
Обучение детей эмоциональной лексике, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, способствует мотивации ее употребления в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.
Поставленная цель обусловливает выполнение задач:
расширения словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица;
формирования синонимических и антонимических отношений;
развития самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.
Эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны, обогащается с помощью словарного запаса, развития практических навыков их употребления в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях для более точной и полной передачи мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.
Итак, логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется над всеми компонентами интонации. С учетом различной степени сложности процессов восприятия, воспроизведения, дифференциации интонационных структур для детей со стертой дизартрией предлагается определенная последовательность логопедического воздействия. Формирование интонационной стороны речи осуществляется в направлении от обобщенного представления до интонационной выразительности к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи, от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале, от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно. Этапы подразделяются на подготовительный и основной, который, в свою очередь, включает в себя 2 раздела. Первый раздел – формирование представлений об интонационной стороне речи в импрессивной речи. Второй – формирование интонационной стороны речи в экспрессивной речи.
Формирование интонационной стороны речи как в импрессивной так и в экспрессивной речи ведется по 4 направлениям: работа над интонацией повествовательного, восклицательного, вопросительного предложения, а также их дифференциация.
Таким образом, у детей со стертой дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи. Учет выявленных нарушений интонационной стороны речи у данной категории дошкольников позволит определить дифференцированный подход к логопедической работе, направленной на их коррекцию. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой и выразительной.
Вывод по первой главе.
Изучение общих закономерностей рождения интонации, натренированности голоса в интонировании позволяет ярче проявиться неповторимости индивидуальности человека. Симптоматика и структура выраженных дизартрических нарушений у детей широко представлены в специальной литературе (Е.Ф. Архипова [1], Е.М. Мастюкова [11], E.H. Винарская [10] и других). В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Под интонацией понимают совокупность средств организации, звучащей, устной речи. К таким средствам относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; темп речи; тембр речи, ритм речи. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
Проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии в последние годы вызывает повышенный интерес у отечественных и зарубежных специалистов различного профиля. Дети, страдающие стертой дизартрией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи слабо автоматизируют их, дифференцируют и тем более интонируют. По мнению Е. Ф. Соботович, Г. А. и Чернопольской, именно это речевое нарушение встречается в логопедической практике чаще других.
У детей со стертой дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи. Учет выявленных нарушений интонационной стороны речи у данной категории дошкольников позволит определить дифференцированный подход к логопедической работе, направленной на их коррекцию. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи осуществляется над всеми компонентами интонации. С учетом различной степени сложности процессов восприятия, воспроизведения, дифференциации интонационных структур для детей со стертой дизартрией предлагается определенная последовательность логопедического воздействия.
Формирование интонационной стороны речи осуществляется в направлении от обобщенного представления об интонационной выразительности к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи, от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале, от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно. Этапы подразделяются на подготовительный и основной, который, в свою очередь, включает в себя 2 раздела. Первый раздел – формирование представлений об интонационной стороне речи в импрессивной речи. Второй – формирование интонационной стороны речи в экспрессивной речи.
Формирование интонационной стороны речи как в импрессивной так и в экспрессивной речи ведется по 4 направлениям: работа над интонацией повествовательного, восклицательного, вопросительного предложения, а также их дифференциация. Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.