Последекардовская полемика о природе человека и души (Гобсс, Спиноза,Локк, Лейбниц)

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632–1677), нидерландский философ. В 1656 году руководители еврейской общины Ам-стердама инициировали в отношении Спинозы процедуру «херема» («великого отлучения»), после чего Спиноза был вынужден покинуть общину.

Спиноза высказал тезис о тождестве Бога и природы, по-нимая её как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, являющуюся причиной самой себя. Данная субстанция несо-творима и неуничтожаема.

По мнению Спинозы, качественной характеристикой суб-станции является понятие атрибута, являющегося неотъем-лемым свойством субстанции. Количество атрибутов беско-нечно, однако человеческий разум способен познавать только два из них – протяжение и мышление.

Разрабатывая проблему человека, Спиноза пришёл к вы-воду о том, что человек есть целостное телесно-духовное существо. Причём целостность человека не просто связы-вает его духовную и телесную сущности, но и выступает в качестве основы, необходимой для познания окружающего мира.

Спиноза выделял три уровня познания окружающей дейс-твительности: 1) мнение (чувственное познание) отражает образ вещи – эти знания не точны и не адекватны (например, вкус, цвет, запах и т.д.); 2) разум (демонстративное познание), связанный с образованием понятий, ограничен только де-монстрацией свойств субстанции; 3) интуиция (интуитивное познание) отражает сущность субстанции или вещи. Спиноза полагал, что именно интуитивное знание дает человеку воз-можность самопознания, являясь фундаментом для построе-ния достоверного и адекватного знания

Спиноза отождествлял разум и волю, считая, что воля – это высший аффект, позволяющий человеку реализовывать свои идеи.

Спиноза считал, что человек, как и любое другое живое существо, стремится к сохранению себя, своего существова-ния. Стремление к самосохранению базируется на способнос-ти к деятельности, которая становится возможной благодаря аффектам, наиболее значимыми из которых являются влече-ние, радость и печаль. Человек – это существо, полное страс тей, но свободным человек становится только тогда, когда овладевает своими эмоциями.

Спиноза полагал, что существуют два наиболее эффектив-ных способа, с помощью которых можно победить сильную эмоцию (аффект): во -первых, путём подавления эмоции (аф-фекта) другой, более сильной эмоцией (аффектом); во-вторых, путём познания, в ходе которого аффект теряет свою силу.

Лейбниц Готфрид (1646–1716), немецкий философ, мате-матик, государственный деятель. Изучал философию и юрис-пруденцию в Лейпцигском и Йенском университетах. Нахо-дился на службе у курфюрста Майнца и ганноверских герцо-гов. В 1700 году стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества. Неоднократно встречался с Петром I. Готфриду Лейбницу принадлежит проект организации в Санкт-Петербурге Академии наук, а также ряд проектов по развитию государственного управле-ния в России. Основные философские сочинения: «Рассуж-дение о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714).

Готфрид Лейбниц вошел в историю науки как разработчик важных методологических принципов: 1) тождества неразли-чимых вещей и 2) всеобщих различий. Из принципа тождества неразличимых вещей следует, что не нужно различать вещи, если они на самом деле являются одной и той же вещью, и на-против, отождествлять вещи, различные по своим качествам. Из принципа всеобщих различий следует, что не существует абсолютного сходства вещей и состояний во времени.

Г. Лейбницем были выделены следующие «априорные» принципы бытия: 1) непротиворечивость всякого возможного бытия (закон противоречия); 2) логический примат возможно-го перед действительным (существующим); 3) возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; 4) до-статочную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что проис- ходит именно данное событие, а не другое (закон достаточно-го основания); 5) оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования.

По мнению Г. Лейбница, душа человека представляет собой экран из полотна со складками, и содержит в себе начала понятий и теорий, которые пробуждаются внешними объектами. Г. Лейбниц в своих теоретических построениях использовал понятия перцепции и апперцепции. Под пер-цепцией подразумевал пассивное отражение окружающего мира, а под апперцепцией активное отражение окружающего мира. В душе человека постоянно происходит деятельность «малых перцепций», то есть неосознаваемых восприятий.

Г. Лейбниц считал, что Вселенная состоит из неделимых первоэлементов бытия, которые он называл «монадами». Каждая монада способна воспринимать всё, что происходит во Вселенной.

По Г. Лейбницу, душа и тело действуют самостоятельно по своим законам, а гармония между ними предопределена Богом. Объяснение Г. Лейбница того, как соотносятся душа и тело, получило название психофизического параллелизма.

16. Ньютоновская механика и ее влияние на форирование научных идей Гартли, Беркли, Юма)

Беркли Джордж (1685–1753), епископ, философ, матема-тик и физиолог. Учился в Дублинском университете. Беркли полагал, что невозможно образовать общие идеи пространс-тва и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных ве-щей, и что у человека нет чувственного восприятия материи как таковой. 1709 году Джордж Беркли опубликовал книгу «Опыт новой теории зрения», в которой изложил основные положе-ния теория зрительного восприятия пространства. По мне-нию Джорджа Беркли, пространственные характеристики воспринимаемых предметов субъект получает благодаря мышечным ощущениям, которые возникают при напряже-нии мышц глаза. То есть, человеку кажется, что он видит протяжённые тела в пространстве, в трёх его измерениях (Беркли было известно, что на сетчатке глаза формируется двухмерный образ). Беркли полагал, что глаз человека не воспринимает пространственные характеристики предме-тов (размер, удалённость и т.д.). В свою теорию зрительного восприятия пространства Беркли вводит понятие «осяза-ние», под которым подразумевает и непосредственно осяза-ние, и двигательные ощущения, производимые зрительным анализатором.Осязание вступает в ассоциативную связь со зрением,силу чего становится возможным зрительное восприятие пространства субъектом. Причиной возникновения ас-социативной связи между осязанием и зрением является частое повторение. Именно поэтому осязаемые качества (расстояние, величина, форма) начинают восприниматься и зрительно

Гартли Дэвид (1705–1757), видный представитель англий-ского ассоцианизма, философ и врач.

1749 году Дэвид Гартли издал книгу «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях», на страни-цах которой выдвинул идею о том, что психическая жизнь человека подчиняется закону вибраций, в соответствии с которым «пульсации» внешнего мира вызывают вибрации

спинномозговых и черепно-мозговых нервах, которые, в свою очередь, вызывают вибрации в белом веществе мозга. Вибрации в белом веществе мозга сохраняются и влияют на поведение человека в будущем, вибрации из мозга переда-ются в мышцы и обеспечивают двигательную активность мышц. Дэвид Гартли считал, что душевная жизнь человека де-терминирована взаимодействием вибраций, которые лежат в основе ассоциаций, являющихся абсолютно материальными физиологическими процессами. По Д. Гартли, существуют три основных элемента пси-хической жизни: 1) сенсации (ощущения), 2) идеации (идеи ощущений), 3) аффекции (простейший аффективный тон) – удовольствие или неудовольствие. Данные основные эле-менты лежат в основе всей психической жизни, взаимодейс-твуя друг с другом на основе механизма ассоциации. Ме-ханизм ассоциаций обуславливает возникновение аффектов (страстей), понятий, воспоминаний, представлений, движе-ний и т.д. Дэвид Гартли полагал, что наиболее значимыми сила-ми развития человека являются удовольствие и страдание. Аффекты (страсти) не являются врождёнными характерис-тиками человека. Аффекты (страсти) являются результатом воспитания и возникают по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Для того, чтобы вы-работать у ребёнка положительные действия, необходимо формировать у него хорошие страсти по законам ассоциа-ции.

Юм Дэвид (1711–1776), английский философ, историк и экономист. Получил юридическое образование в универси-тете Эдинбурга. 1748 году Дэвид Юм опубликовал свой фундаменталь-ный труд «Исследование о человеческом познании», на стра-ницах которого изложил положения своей теории познания. Дэвид Юм выдвинул тезис о том, что возникающий на ос-нове механизма ассоциации чувственный опыт является единственным источником человеческого знания. Чувствен-ный опыт имеет свою структуру, включающую в себя идеи впечатления, ощущения (первичные восприятия) и страсти (вторичные восприятия).

Дэвид Юм в качестве объяснительного механизма поз-нания человека рассматривал механизм ассоциаций. Дэ-вид Юм предложил оригинальную классификацию ассо-циаций, выделяя два вида ассоциаций: 1) случайные и 2) правильные. Под случайными или неправильными ассо-циациями Д. Юм подразумевал ассоциации, возникавшие по закону смежности в пространстве или во времени. Под правильными или естественными ассоциациями Д. Юм подразумевал ассоциации, возникающие по закону сходс-тва и причинности. Разрабатывая проблему причинности, Дэвид Юм пришел выводу о том, что в основе убеждения человека в существо-вании причинности лежит механизм ассоциации.

Наши рекомендации