Натурфилософия психологическая мысль как вид природоцентристского подхода в понимании человека и его души (Анаксагор, Алкмеон, Гиппократ)

Гиппократ(460–377гг.до н.э.)пришёл к выводу о том,что причиной болезни и здоровья человека является про-порция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия тем-пераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента – пре-обладает кровь, флегматический тип темперамента – пре-обладает слизь, холерический – преобладает жёлтая желчь, меланхолический – чёрная желчь. Гиппократом была выска-зана идея о существовании связи между состоянием здоровья человека и спецификой политической системы. Гиппократ вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.

Гераклит Эфесский(530–470гг.до н.э.),первоосновойвсех вещей считал огонь. Гераклит ввёл в научный обиход понятие атома – мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу он представлял как материальную субстанцию, со-стоящую из подвижных атомов огня, которые предают ак-тивность инертному телу. Гераклит считал, что во сне осла-бевает связь с внешним миром, а в момент смерти эта связь рвётся. По мнению Гераклита, человек и все окружающие его предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию.

Важный вклад в развитие психологического знания в анти-чной Греции внесли известные врачи Эмпедокл и Гиппократ.

Атомистическая концепция Демокрита его психологические взгляды

Демокрит (ок. 460–370 гг. до н.э.) получил прекрасное образование, много путешествовал и считался первым эн-циклопедическим умом среди греков. Демокрит считал, что

целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Демокрит считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические обра-зования – атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных ато-мов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеивают-ся в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа. В организме человека атомы души локали-зуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познава-тельных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а пере-мещение атомов души в область печени детерминирует пот-ребности человека . Демокрит, разработав теорию познания, предположил , что познавательный процесс состоит из двух компонентов – ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов – происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.

Своего наивысшего расцвета древнегреческая философия достигла в учениях Сократа, Платона и Аристотеля, идеи ко-торых оказали огромное влияние на развития психологичес-кого знания.

Сократ и его учение о душе.

Сократ(469–399гг.до н.э.),древнегреческий философ,об учении которого известно из трудов Платона и сочинений Аристофана, так как Сократ не записывал свои рассуждения. По мнению великого афинянина, любое знание относительно («Я знаю, что я ничего не знаю»). Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья.

По мнению Сократа, у человека есть три основные доб-родетели , главной из которых является умеренность — спо-собность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие доб-родетели – это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью – знания , с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми.

Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покро-вами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений , а затем , демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти новое знание. Сократ первым начал рассматривать душу как источник нравственности, под которой подразумевал благо, совершаемое человеком.

Судьба Сократа трагична. В преклонном возрасте он был обвинён в «развращении умов» и «проповеди новых бо-жеств» и приговорён к смерти. Будучи убеждённым в том, что выбранная цель определяет поведение человека, Сократ мужественно принял свою смерть, выпив чашу с ядом.

Наши рекомендации