Тема XIII. ФИЛОСОФИЯ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ

Текст 1

Познание действительности – актуальная составляющая жизнедеятельности человека, одно из важнейших отношений человека к миру.

Познание обеспечивает человеку возможность ориентации в мире и является необходимым условием творческого преобразования им действительности в целях удовлетворения различных потребностей своего существования.

Чтобы успешно, целесообразно преобразовывать среду своего обитания, природную и социальную, человек должен познавать ее, получать истинное знание о ее свойствах, законах, отношениях сущего.

Познание является отражением в сознании человека внешнего мира. П о з н а н и е – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Непосредственное знание формируется только активным познанием сущего на основе развитого сознания (мышления), практики и культуры, накапливающей и сохраняющей в себе драгоценный общественный опыт научного познания действительности, продуктом пассивного созерцания действительности оно не является.

Принципиальные основы познания рассматриваются специальной философской теорией – гносеологией (от греч. gnosis ’знание’, logos ’учение ’).

Один из центральных вопросов г н о с е о л о г и и – проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности (истинности) знаний исследуемой реальности.

Агностицизм (от греч. аgnōstos ’недоступный познанию’), философское учение отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость и с т и н ы. Агностики придерживаются мнения, что наше знание определяется не только внешним миром, но и логическими формами мышления. Именно поэтому мы знаем мир таким, каким мы его мыслим. Но не знаем, каким он существует сам по себе, независимо от нашего мышления. А г н о с т и ц и з м ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Простейшей формой агностицизм является скептицизм (от греч. skeptikos ’разглядывающий, расследующий’). Эта философская позиция представляет собой сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины, в возможности получения посредством познания истинного знания о действительности.

Мышление – это высшая ступень человеческого познания представляющая собой операционально-логическое, преимущественно дискурсивно развернутое, отражение сущего. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Различают ассоциативное, дискурсивное, интуитивное и другие в и д ы м ы ш л е н и я.

П о з н а в а т е л ь н а я деятельность человека, органично включенная в ткань его реальной жизни и общения разнообразна.

Классифицируя познание выделяют: обыденное и научное; практическое, теоретическое, художественно-образное и другие качественные формы.

Исходную структуру процесса познания представляет субъект- объектное отношение. Под с у б ъ е к т о м понимается человек, индивид как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. О б ъ е к т – фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность человека. В структуру познавательного процесса могут быть включены: средства (методы) познания и информация.

Результатом акта познания могут быть: знание, незнание или заблуждение. З н а н и е представляет собой осмысленный, логически оформленный достоверный результат познавательной деятельности. Познавательное отражение человеком мира осуществляется в форме чувственных и мыслительных образов, на основе которых и формируется знание. Чувственное и рациональное (логическое) представляют основные структурные уровни познавательного процесса. То, что человек познает мир с помощью своих чувств и своего разума, известно не только античным мудрецам, но и каждому человеку в его повседневном житейском познавательном опыте. Ч у в с т в е н н о е познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях. Основными формами р а ц и о н а л ь н о г о познания являются понятие, суждение и умозаключение.

В споре о том, какую роль играют чувства и разум в процессе познания, философы разделились на д в а н а п р а в л е н и я: сенсуалистов (от лат. sensus ’чувство’) и рационалистов (от лат. ratio ’разум’). Первые отдавали предпочтение чувствам, вторые – разуму.

I. Контрольные вопросы

1. Какие актуальные для жизнедеятельности возможности обеспечивает

познание человеку в его отношениях с миром?

2. Может ли человек обрести знания, пассивно созерцая окружающий его мир?

3. На чем основывается познание человеком действительности?

4. В чем заключается сущность познания?

5. Что исследует и обосновывает гносеология?

6. Что представляет собой агностицизм?

7. Какие виды мышления и формы познания вам известны?

8. Назовите основные, структурные элементы познавательного процесса.

9. Укажите основные формы рационального познания.

10. Что характеризует понятие истина?

Текст 2 (продолжение)

Вопрос о критериях истины исследуется теорией познания. Понятие истина в теории познания характеризует знание со стороны его соответствия действительности. Со времен Аристотеля и с т и н а понималась как такое знание, которое в своем логическом содержании соответствует действительному положению вещей. Ложное мнение, принимаемое за истинное, характеризуется как заблуждение.

Любая истина обладает свойствами конкретности, объективности, относительности и абсолютности (рис.).

Объективна

 
  Тема XIII. ФИЛОСОФИЯ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ - student2.ru

Относительна ИСТИНА Абсолютна

Конкретна

Рис. 1. Свойства истины

К о н к р е т н о с т ь истины выражает оценку ею достоверности строго о п р е д е л е н н о г о знания.

О б ъ е к т и в н о с т ь истины есть выражение знанием, содержания познаваемых вещей (сторон) внешнего мира.

О т н о с и т е л ь н о с т ь истины выражает оценку достоверности знания относительно характеризуемой им системы отношений. За границей этих отношений истина превращается в свою противоположность – заблуждение.

А б с о л ю т н о с т ь истины есть оценка действительного, неоспоримого, полного соответствия знания характеризуемому им сущему.

Получение объективно-истинного знания является необходимым условием практической деятельности человека.

Именно поэтому теория познания рассматривает общественную практику в качестве фундаментального критерия истинности знания. Практика дает самые важные – объективные основания для оценки истинности наших знаний.

Гносеологией обстоятельно рассматриваются также методология(исходные принципы, подходы) и методы (способы) научного познания действительности как эмпирические, так и теоретические.

Наука является наиболее важным выражением познавательной деятельности. Н а у к а – это специфическая сфера познавательной, исследовательской деятельности, направленная на достижение нового знания, на выработку системно организованных и обоснованных знаний о мире. Основными ее задачами являются:

· теоретическое описание и объяснение реальности,

· открытие законов совершающихся в ней явлений и процессов,

· преобразование реальности на основе открытых объективных законов в интересах человека (или проектирование преобразований),

· прогнозирование изменений реальности.

Наука является доминантным фактором современного цивилизационного развития.

I. Контрольные вопросы

1. Что представляет собой истина?

2. Дайте характеристику принципиальных свойств истины: конкретности, объективности, относительности, абсолютности.

3. Что является фундаментальным критерием истинности знания?

4. Каковы методы научного познания действительности?

5. В чем сущность науки и что является ее основными задачами?

Наши рекомендации