Тема XII. ФИЛОСОФИЯ О ФЕНОМЕНЕ СОЗНАНИЯ
Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека как разумного (Homo sapiens) представителя Вселенной. Сознание – совершенно особый способ взаимодействия человека с окружающим миром, представляющий человеку уникальную возможность познавать мир, целесообразно, творчески преобразовывать его в интересах обеспечения своего разумного существования в мире. Вся человеческая деятельность «пронизана и регулируется сознанием». Образно говоря, сознание – величайший дар природы человеку.
Будучи несомненным фактом реальности, достоянием и условием человеческого существования, сознание являлось и является одной из наиболее сложных проблем для философского и научного исследования. Сложность, проблемность исследования феномена сознания заключается в том, что оно непосредственно недоступно внешнему наблюдению, т.е. принципиально ненаблюдаемо. Ибо сознание – специфический, психический процесс рефлексии действительности, ее идеальное отражение человеком.
Проблема исследования сознания всегда привлекала пристальное внимание философов и ученых сопредельных отраслей науки. Философия акцентировала свое внимание прежде всего на мировоззренческих и методологических вопросах исследования феномена сознания. К таковым относятся следующие фундаментальные вопросы:
● об отношении сознания к бытию;
● о сущности и структурно-функциональных характеристиках сознания;
● о специфике идеального отражения действительности;
● о сознании как субъективной реальности;
● о разуме как высшем уровне человеческого сознания;
● о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, и ответственности, которую налагает сознание на человека как разумное существо природы;
● о дальнейшей эволюции сознания как свойства материи;
● об объективных трудностях в создании человеком искусственного интеллекта и другие.
В истории философии сформировались различные концепции сущности феномена сознания. О д н и интерпретировали его как существование духовного первоначала вне и независимо от человека (объективный идеализм), д р у г и е – либо отрицают наличие реальности вне субъекта либо рассматривают реальность как нечто, полностью определяемое его активностью (субъективный идеализм), т р е т ь и – как учение о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм).
Философия н а у ч н о г о м а т е р и а л и з м а обосновывает, что развитие и функционирование сознания обусловлено факторами как природного, так и социального порядка. При этом особо акцентируется социально-практическая природа сознания. Исходя из принципа материалистического единства мира, философия научного материализма рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Причем, не случайного ее свойства, а свойства, закономерно порождаемого развитием материи. Следовательно, сознание не является сверхъестественной сущностью, а рассматривается как производное по своей природе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой и живой материи. Сознание – результат и ступень эволюции форм отражения действительности. Эволюционно, только на биологическом уровне материи и органичной ее высшей ступени развития психического отражения действительности, вслед за инстинктами возникает феномен сознания.
Сегодня практически общеизвестно, что с о з н а н и е представляет собой высшую форму психического, опережающего отражения действительности в абстрактных образах, т.е. идеального (греч. idea, идея, ’образ’) ее отражения.
Современной наукой конкретизируется, что уровень психического отражения, с которым связано возникновение сознания, можно назвать информационным. Сознание присуще только социально организованному человеку.
К совокупности факторов, обусловивших возникновение сознания, относят:
а) биологические – развитие живой материи, формирование человека как биологического вида, развитие его психики и мозга, становление второй сигнальной системы рефлексов (понятийной системы безусловных рефлексов) в отражении действительности;
б) социальные – труд как творческо-преобразующую деятельность людей, их коммуникацию как взаимодействие и общение, язык и речь как средства выражения сознания.
Таковы биологические и социокультурные факторы формирования и развития сознания.
В с т р у к т у р е сознания выделяют следующие о с н о в н ы е к о м п о н е н т ы его содержания:
З н а н и я – центральный компонент сознания, результат мыслительной деятельности, представляет собой логически оформленные образы отражаемого, постижение действительности, ее познание.
М ы ш л е н и е – центральный процесс сознания связанный с рационально-логической обработкой отражаемых данных; способность рассуждать, мыслить как свойство человека.
Э м о ц и и – форма чувственного, непосредственного отражения действительности; душевное переживание, волнение (часто сопровождается инстинктивными выразительными движениями).
В о л я – формируемые в процессе отражения побуждения к действию; одна из основных психических способностей выражающаяся в действиях и поступках.
П а м я т ь – форма сохранения следов отражаемого, способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
С а м о с о з н а н и е представляет собой внутренний контроль, самооценку результатов отражения.
Я з ы к – это знаково-символические средства, способ выражения результатов работы сознания.
К важнейшим функциям сознания относят:
· опережающее отражение действительности,
· абстрактное мышление,
· творческую работу,
· целеполагание как способность прогнозировать деятельность,
· регулятивную функцию по управлению всей активной
жизнедеятельности человека в мире.
Одно из современных философских учений – о ноосфере (греч. nous ’разум’ и sphaira ’шар’; новое эволюционное состояние взаимодействия общества и природы, сфера, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития) – ориентирует человечество на активное развитие могучих творческих сил всего нашего планетарного Разума и расширение его плодотворных деяний во Вселенной.
I. Контрольные вопросы
1. Естественной или сверхъестественной сущностью является сознание?
2. В чем заключается основная сложность исследования сознания как явления реальности?
3. Какие фундаментальные вопросы интересуют философию при исследовании феномена сознания?
4. Какие концепции сущности сознания сформировались в истории философии?
5. Как рассматривает сознание философия научного материализма?
6. Что представляет собой сознание в сущностном отношении?
7. Укажите структурные компоненты сознания.
8. Каковы важнейшие функции сознания?
9. На что ориентирует человечество современное учение о ноосфере?