Тема IX. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ
Текст 1
Овладение системой основополагающих знаний о мире является принципиально важным в философской подготовке современных специалистов. Такая система знаний определяет характер мировоззрения человека, то или иное понимание им фундаментальных свойств окружающей действительности, ее сущностных начал в интересах правильной (адекватной) организации всей своей и профессиональной жизнедеятельности в реалиях бытия.
Комплекс накопленных человечеством принципиальных знаний о природе, сущности, всеобщих фундаментальных свойствах (характеристиках) окружающей нас действительности называется онтологией, т. е. философским учением о бытии (в отличие от гносеологии – учении о познании).
Оформление в качестве самостоятельного учения и свое именование онтология получает в XVII веке, с активным развитием европейской философии Нового времени. В более ранний период своего формирования – в античности – данная область философских знаний именовалась метафизикой, или «первой философией», исследующей высшие причины и общую природу сущего как такового (в отличие от науки физики, исследующей непосредственно созерцаемую физическую реальность чисто в практических целях).
Вокруг о н т о л о г и и в философии до сих пор ведутся острые дискуссии. Они обусловлены фундаментальностью и сложностью решаемых онтологией вопросов: о природе, сущности, определяющих основаниях, основополагающих свойствах, структуре, формах, всеобщих законах, организации и смысле бытия, о прошлом и будущем вселенского мира.
Бытие – предмет онтологии, центральное философское понятие, характеризующее все существующее – в реальности и в сознании. Противоположность бытия – ничто.
На смену устаревшим представлениям о Бытии как о вселенском хаосе, о естественной и сверхестественной реальностях, на смену характеризущим в качестве начал бытия понятиям Космического Архэ, абстрактного Абсолюта, Трансцендентного как сверхэмпирической, умопостигаемой реальности и т.п. постепенно вошли в современную эпоху новые философские понятия более глубокого, категориального, уровня. Метатеоретический анализ реальности осуществляется современной наукой с помощью системы следующих философских категорий.
Универсум – философский термин обозначающий «мир как целое».
Бытие – понятие о существовании мира в его актуальной (реальной), глобальной и естественной форме; (понятие о едином сущем, что есть всегда, пребывает как безусловное и самостоятельное – в исходной интерпретации данного понятия античным мыслителем Парменидом).
Небытие – это то, что реально не существует, что пока не возникло или уже прекратило свое существование (абстрактная форма проявления небытия – ничто).
Субстанция – понятие о самоопределяющей (имманентной) основе сущего, т.е. такое сущее не является свойством чего-то более исходного.
Объективная реальность– понятие о внешнем, окружающем нас естественном мире (глобальная его форма – природа, космос, Вселенная, материя).
Субъективная реальность – понятие об отраженном мире, рефлексированном человеческим сознанием.
Материальное – понятие о фундаментальном качестве и специфике естественного мира; выражает также наиболее глубокую сущность мира – объективность его бытия.
Идеальное – понятие о фундаментальном качестве субъективной реальности, которое заключается в абстрактном образном ее отражении (идея, с греч. idea ’образ, мысль, представление’).
Конкретное сущее – понятие о вещах (предметах) либо процессах, т.е. явлениях, как актуальных формах содержания материальной реальности.
Абстрактное сущее – понятие о явлениях субъективной реальности (мыслях, иллюзиях, теориях и др.) как актуальных устойчивых формах ее содержания.
Вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, или так называемый основной вопрос философии, философы, как свидетельствует об этом история, решали по-разному.
Что является изначальным – бытие или небытие? – так ставил эту актуальную мировоззренческую проблему для философского решения Парменид (VI–V вв. до н.э.). Как соотносятся в плане фундаментальной первичности материя и сознание (дух), т.е. объективная и субъективная реальность? – так ставилась данная проблема для философского решения в последующие века.
Материализм признает материю первичной, субстанциональной, а сознание (дух, субъективную реальность) – формой, производной от нее.
Объективный идеализмутверждает существование духовного первоначала в не и независимо от человеческого сознания. Материальный мир характеризует как мир, производный от него.
Субъективный идеализмлибо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое ее активностью. То есть полагает первичным, творящим мир, непосредственно индивидуальное, личностное сознание каждого человека.
Дуализм отстаивает равноправность материи и сознания как первооснов, первоистоков мира.
Таковы позиции, или парадигмы, решения основного вопроса философии в онтологическом его аспекте. Другой аспект данного фундаментального вопроса – о познаваемости мира раскрывается областью философского знания гносеологией.
I. Контрольные вопросы
1. Что представляет собой онтология как система философских знаний?
2. Какие фундаментальные проблемы исследуются онтологией?
3. Как развивались философские представления об окружающей действительности?
4. Почему понятие бытие принимается в качестве исходного в философском осмыслении мира?
5. Назовите основные современные философские категории, применяемые для фундаментального анализа реальности.
6. Что характеризуется философским понятием универсум?
7. Что характеризуется философским понятием бытие и небытие?
8. Что характеризуется философским понятием субстанция?
9. Что выражает философское понятие объективная реальность?
10. Что выражает философское понятие субъективная реальность?
11. Что выражает философское понятие материальное?
12. Что выражает философское понятие идеальное?
13. Что выражают понятия конкретное сущее и абстрактное сущее?
14. В чем сущность так называемого основного вопроса философии? На раскрытие каких фундаментальных проблем он ориентирован?
15. Каковы принципиальные решения основного вопроса философии?
Текст 2 (продолжение)
Современной научно-философской концепцией решения актуальной мировоззренческой проблемы онтологии мира является концепция материалистического монизма. Ее суть: единственным бытием является материя во всем своем многообразии, предстоящая перед нами как объективная реальность. Соответственно, в гносеологическом плане, бытие-материя является глобальным предметом познания.
Итак, быть значит ’существовать’. Не случайно наиболее употребительным понятием во всех языках является слово-связка есть, фиксирующее факт существования тех или иных анализируемых явлений действительности.
Современная философия дифференцирует основные виды и качественные формы бытия.
Выделяют д в а основных в и д а бытия – материальное и духовное (идеальное).
Качественными формами бытия являются: бытие естественной природы, бытие творимой человеком реальности, социальное бытие, бытие человека, бытие духовного. Соответственно различают: онтологию природы, онтологию культуры, онтологию общества, онтологию человека, онтологию духовных форм.
Научно-философской теорией бытия универсума обосновывается несостоятельность ранее влиятельных в мировоззренческом отношении креационной концепции о сотворении мира и логически обусловленной ею концепции финитизма о неизбежном Апокалипсисе, о завершении существования мира. Научной философией утверждается оптимистическая концепция Вечности Бытия как бесконечной материальной эволюции мира.
Научной философией в союзе с современным естествознанием обоснованы также актуальные фундаментальные свойства материальной действительности:
Вечность – существование мира как непреходящего, бесконечно эволюционирующего бытия.
Объективность– независимость существования.
Субстанциональность –первооснова всего сущего.
Монизм –единственность, или, условно, абсолютность глобального сущего.
Многообразие – по многоликости представляющих бытие материальных форм.
Единство – взаимосвязь форм сущего на материальной основе.
Системностьмира и всего конкретно сущего.
Изменчивость –в процессуальном отношении.
Самоорганизация
Неисчерпаемость –в содержательном и масштабном отношениях.
Многомерность
Отражаемость –доступность явлений познанию.
Структурная организация материального бытия в масштабном отношении и по уровню организации отображается следующей научно-философской «картиной мира» (теоретической моделью мира).
Вселенная
(материя как объективный мир)
а) в масштабном отношении: | б) по уровню организации: |
Мегамир | Неживая природа |
Макромир | Живая природа |
Микромир | Социально-организационная природа |
Таковы основные положения философской концепции бытия мира как универсума.
I. Контрольные вопросы
1. В чем сущность материалистического монизма?
2. Каковы основные виды и специфические формы бытия?
3. Каковы фундаментальные свойства материальной действительности? Дайте их краткую сущностную характеристику.
4. Какова структура материального мира по уровню организации?
5. Какова структура Вселенной в масштабном отношении?
6. В чем сущность и несостоятельность креационной концепции и концепции финитизма в объяснении онтологии мира?