Русская философия XIX – XX вв.

Примечательным для русской философии этого периода является возникновение оригинальных философских систем. Принципиальными чертами ее можно считать антропоцентризм, гуманизм и религиозный характер.

В начале века русскими мыслителями осмысливаются прежде всего проблемы, чрезвычайно важные для русского самосознания и культуры. Виднейшими философами этого периода являются В.С.Соловьев, Б.Н.Чичерин, Н.О. Лосский. Наряду с разработкой традиционных для русской философии проблем они уделили внимание вопросам смысла и цели жизни, свободы человека, соотношения божественного и земного в человеке.

В конце XIX – начале XX вв. возникает философия русского космизма, которая развивается в двух направлениях: мистически-теологическом и естественнонаучном.

Представитель к о с м и з м а – Н.Ф.Федоров в своем труде «Философия общего дела» обращается к вопросам творческих возможностей человека, науки и религии. Основной вопрос его философии – поиски смысла жизни. Особо подчеркивается необходимость понимания цели человеческого существования и соответствующего обустройства человеческой жизни. Цель философии Н.Федоров видит в сущностном объяснении ею мира и создании проекта его преобразования.

К.Э. Циолковский считал космос живым и разумным. Он искренне верил в возможность освоения космоса, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

Основатель философской системы космической биологии – А.Л.Чижевский считал, что значительные события на Земле находятся под влиянием космоса.

Наиболее мощной и значимой традицией в русской философии конца XIX – начала XX вв. является религиозная философия. Представитель этого направления – В.С.Соловьев развивает концепцию о «цельном знании». По его убеждению, истина – это всеединство, представляющее всесторонний синтез религии, философии и науки, или, иначе, веры, мысли и опыта. Всеединство – это Бог. А Бог – это Сущее, Бытие, Сущность.

Н.А.Бердяев ставит в центр своей философии личности, вокруг которой вращается все мироздание. Задача личности, по мнению мыслителя, не в спасении, а в творчестве. Творчество – это не только дар, но и трагедия человека. Стремясь вырваться из физического мира, в творческом порыве достичь абсолютного высшего, совершенного, человек обречен, однако, на создание временного, преходящего.

В XX веке в России популярным и влиятельным учением становится философия марксизма. Ее особенность – в практической направленности на решения задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком м а р к с и з м а в России является Г.В.Плеханов. Значительное место в его трудах уделяется вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания.

Его взгляды во многом разделял В.И. Ленин. Он является основателем политического движения, которое называется большевизмом. Марксизм в его ленинском варианте (известный как марксизм-ленинизм) долгие годы был идеологией, монопольно господствовавшей не только в нашей стране, но и во всем так называемом «социалистическом лагере». Несомненной философской заслугой В.И. Ленина был глубокий гносеологический и методологический анализ научной революции и кризиса в естествознании (физике) и вывод о том, что современная наука не может успешно развиваться без опоры на материалистическую диалектику. Высшим актом социального творчества, считал В.И. Ленин, является социально-политическая революция, диктатура пролетариата, с помощью которой не только можно, но и нужно ускорить ход истории. Нравственным он полагал все то, что служит делу сторительства социализма и коммунизма. После смерти В.И. Ленина И.В.Сталин фактически объявил себя единственным непогрешимым пророком этого учения. Его брошюра «О диалектическом и историческом материализме» признавалась вершиной философского знания.

Несмотря на идеологические ограничения, в советское время творили философы, получившие мировое признание: К.Р. Мегрелидзе, П.В. Копнин, Б.М. Кедров, Э.В. Ильенков, А.М. Минасян, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф.Лосев и другие. Русскими и советскими философами созданы выдающиеся работы по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления, эстетике. Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г.Шпет, культуролог и литературовед М.М.Бахтин, философ и физик В.В. Налимов.

В 60–70-е гг. в философии анализировались проблемы гуманизма, войны и мира в ядерную эпоху, научно-технической революции и др.

Происходящие ныне перемены в общественной жизни связаны с новым пониманием места и роли философии в жизни общества, с переориентацией ее на разработку актуальных проблем современности, современной методологии познания и действия.

I. Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты русской философии XIX–XX вв.

2. Какие, наряду с традиционными, основные вопросы рассматривают русские философы этого периода?

3. Каковы основные идеи философии русского космизма?

4. В чем видит цель философии Н.В.Федоров?

5. Какие черты характеризуют русскую религиозную философию?

6. Основная задача человека в философии Н.А.Бердяева.

7. В чем главная особенность философии русского марксизма?

8. В чем видел задачу социально-политической революции В.И.Ленин?

9. Какие вопросы рассматривала русская философия в 60–70-е годы

ХХ века?

Текст 2

Философская мысль Беларуси

Первые элементы философской культуры Беларуси можно обнаружить уже в X–XI вв. Огромное значение для развития философской мысли имело развитие письменности. В X–XI вв. появляются «фларичели» – сборники фрагментов, включающих мысли философов античности, вопросы этики и эстетики. Сохранилось 29 рукописных книг, среди которых: «Супрасльская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра» и др. Мировоззренческие аспекты мифологического сознания отражаются в многочисленных легендах, преданиях, обрядах.

Принятие христианства способствовало формированию нового мировоззрения, объясняющего сущность бытия, истории, человека уже с позиций религии.

Выдающийся вклад в распространение новой веры среди восточно-европейских народов в форме христианского просвещения внесла первая женщина-мыслительница земли белорусской – Ефросинья Полоцкая, получившая статус святой. В «Житии Ефросиньи Полоцкой» (XII–XIII вв.) актуализируются религиозные представления, утверждающие верность идее и ориентации человека на высшие ценности и благородные цели.

Глубоким и оригинальным мыслителем своего времени был Кирилл Туровский. Философ, богослов, писатель-проповедник, Кирилл Туровский считал, что человек есть единство двух начал – души и тела. А для познания Бога необходимо единство знания и веры.

В XV–XVII вв. в Беларуси существовали реальные предпосылки для становления духовной культуры нового типа, чему способствовало наличие контактов со странами Центральной и Западной Европы. С середины XVI в. происходят существенные перемены в ее духовной жизни. Огромную роль в формировании теоретической философии сыграло появление и развитие в Великом княжестве Литовском высшей школы. Открываются университеты. в Вильне (1570), в Полоцке (1581), Гродно (1664). В Минске создается ряд католических коллегиумов.

Значительное воздействие на формирование белорусской духовной культуры оказывала античная культура, нашедшая отражение в творчестве и мировоззрении Ф. Скорины, С. Будного, Н. Гусовского и др.

В истории белорусского Возрождения выделяют т р и э т а п а:

· философская и общественно-политическая мысль раннего Возрождения (первая половина XVI в.) Это – период ренессансно-гуманистического мировоззрения;

· философская и общественно-политическая мысли зрелого Возрождения (вторая половина XVI в.), связанная с именами С. Будного, А. Волана, М. Литвина и др.

· философия позднего Возрождения и контрреформации, совпадающая с философией Нового времени Европы (конец XVI–XVII вв.); для этого периода характерно утверждение схоластической философии.

Наиболее известным мыслителем XVI в. является Франциск Скорина. Он издал 23 книги Библии со своими предисловиями и послесловьями, считая эти книги уникальным источником не только божественной мудрости, но и светских знаний, определяя их как важное средство воспитания человека. Вместе с тем Скорина творчески углубил и такие философские понятия как духовный мир, мораль, человеческое достоинство, познание и смысл жизни.

К эпохе белорусского Возрождения относится также творчество Сымона Будного. Он был теологом-реформатором, выступавшим против основных догматов ортодоксального католицизма. Мыслитель отрицал бессмертие души, считал, что вера может быть обоснована рациональным способом. С.Будный считал индивидуальный человеческий разум важнейшим средством познания.

В XVII в. философия Беларуси развивается преимущественно в форме схоластики, определявшей в то время характер и стиль фундаментального мышления, уровень научных знаний и интеллектуальный климат общества.

Многогранно просветительское, богословское и литературное наследие Симеона Полоцкого. Его философские взгляды основывались на христианских духовных ценностях и их гуманистической интерпретации. Как философ-просветитель Симеон Полоцкий стремился к компромиссу между познанием и верой, природой и Богом, как центром мироздания, «кого ради солнце день творит, луна со звездами мглу ночную освещает».

В Беларуси крупнейшим представителем атеистического материализма в философии этого времени выступал Казимир Лыщинский (1634–1689). Свое материалистическое представление об окружающем мире он выразил в рукописном сочинении «О несуществовании Бога», за что по приговору сеймского суда в Варшаве был казнен.

С середины XVIIIв. в философской мысли Беларуси происходит столкновение двух миропониманий. Постепенно средневеково-теологическая картина мира вытесняется естественнонаучной. Созревает почва для философии белорусского Просвещения. Важную роль в развитии идей белорусского Просвещения сыграли работы философов-эклектиков А.Скарульского, Б.Добшевича, К.Нарбута и др. Антисхоластическое направление середины XVIII в. отрицало возможность компромиссов между схоластикой и новой философией. Основными чертами прогрессивной философии этого периода становится гуманизм, осуждение деспотизма, антикрепостнические тенденции.

В это время создается первая белорусская социальная утопия. Ее автором является И.М. Еленский. В его произведении «Благовест к Иерархию Российскому» подвергалось критике крепостничество и звучал призыв к упразднению этой системы общественных отношений.

Философия Просвещения явилась своеобразным идейным мостом между несколькими поколениями передовых людей Беларуси. Она объединила свободомыслие XVIIIв. со взглядами дворянских революционеров XVIII–XIX вв. и революционых демократов XX в. В философии Беларуси в Новое время (XVIII–XIX вв.) можно обнаружить определенную преемственность и тематическое единство, которые обеспечили видные представители ее духовной культуры: К.Нарбут, А.Скорульский, С.Шадурский, И.Хрептович, Я.Чечот, А.Мицкевич, И.Домейко, К.Калиновский, Ф.Богушевич и др.

Назревание революции, подготовка и начало Первой мировой войны обусловили утрату белорусской философией своей теоретической формы, переход ее на уровень публицистики и идеологической борьбы. Приоритетными для осмысления проблемами становятся проблемы духовности, борьбы за национальное самоопределение белорусского народа.

В советское время философия Беларуси развивалась на основе диалектического материализма. Повышению научно-профессионального уровня белорусских философов способствовало открытие Института философии в Национальной академии наук (1931), и отделения философии в БГУ (1947). Таким образом, философская мысль Беларуси сохранила преемственность проблематики, конституировалась в совокупности специализированных институтов, оформилась в ряд школ и направлений и репрезентативно вошла в мировую философию.

I.Контрольные вопросы

1. С какого времени проявляются первые элементы философской культуры Беларуси?

2. Кто стоял у истоков христианского Просвещения?

3. Каковы принципиальные философские идеи Кирилла Туровского?

4. Что способствовало формированию теоретической философии в Великом княжестве Литовском в XV–XVII веках?

5. Назовите основные этапы в истории белорусского Возрождения.

6. Дайте характеристику философского творчества Ф. Скорины.

7. В чем заключалась критика С. Будным ортодоксального католицизма?

8. Каковы основные черты прогрессивной философии Беларуси в XVIII веке?

9. В чем прогрессивность философии белорусского гуманизма?

10. Назовите видных представителей белорусской философии Нового времени.

11. Какие проблемы становятся приоритетными в философии Беларуси начала ХХ века?

Наши рекомендации