Немецкая классическая философия (XIX в.)

Вершиной развития философии Нового времени явилась немецкая классическая философия, сыгравшая наряду с немецкой литературой выдающуюся роль в духовной жизни Германии и Европы в целом. Основными представителями немецкой классической философии являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.

Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, – категорический императив, требующий всегда поступать в соответствии с нравственным законом, относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству. Важной научной заслугой Канта явилось выдвижение на первый план идеи развития в неорганической и органической природе.

В своих известных работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» И. Кант последовательно излагает: «критическую» теорию познания, этику, эстетику и учение о целесообразности природы. В этих работах Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии без предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Эти исследования приводят Канта к агностицизму, к убеждению, будто природа вещей («вещей в себе») принципиально недоступна нашему познанию. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» И. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой солнечная система возникла из первоначальной туманности. Эта выдающаяся идея устраняет вопрос о первотолчке (первом толчке) в анализе процессуальности мира и происхождения Вселенной. Основная черта критической философии Канта – совмещение в ней материализма с идеалистическим учением о непознаваемости «вещи в себе», о познаваемости лишь явлений, а не объективного мира и истины.. Она давала основание для критики И. Канта как материалистами, так и идеалистами.

Самым ярким представителем немецкой классической философии был Г.Гегель, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию о философском методе – диалектике, с ее центральным понятием – развитием. Основные труды философа: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии». Главной заслугой Гегеля является то, что он впервые характеризует природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. как находящийся в постоянном движении, изменении, преобразовании и развитии, и предпринимает попытку раскрыть содержание этого развития. Гегель доказывает, что мышление находится не вне мира, а в нем самом и проявляется во всем многообразии явлений действительности. Поэтому он пытался обосновать принцип тождества бытия и мышления. Развитие действительности Гегель выводил из чистого понятия («абсолютной идеи»). Подлинным философским методом Гегель считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно развивает. Собственную философскую систему Гегель считал вершиной развития философии, в которой дух полностью постигает свою природу и законы. Принципы диалектичности и историчности мышления, сформулированные Гегелем, были восприняты и материалистически интерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

С резкой критикой идеализма и религии выступил Л. Фейербах. Его учение можно охарактеризовать как антропологический материализм, поскольку в центре данной философии находится человек как «единственный универсальный и высший предмет философии». Л. Фейербах вскрыл также психологические и гносеологические факторы возникновения религиозных представлений. Критика религии перерастает у него в критику идеализма. В результате своих исканий Фейербах окончательно переходит на позиции материализма.

I. Контрольные вопросы

1. Назовите основных представителей немецкой классической философии.

2. Кого считают родоначальником немецкой классической философии?

3. Какие основные проблемы философии рассматривает И.Кант?

4. Как трактует И.Кант вопрос о происхождении Вселенной?

5. В чем основная заслуга Гегеля в развитии философии?

6. Назовите основной философский метод Гегеля.

7. К какому философскому направлению можно отнести взгляды Л.Фейербаха?

8. В чем выражается антропологический материализм Л.Фейербаха?

Тема VII.

Наши рекомендации