Философия Просвещения (XVIII в.)
Идеи французских материалистов XVIII в. – новая историческая ступень в развитии материалистической философии. Тенденция роста рациональности, проявившаяся в XVII веке, была продолжена и развита в новых условиях. Научное знание становится в эти годы достоянием широкой общественности. Философские идеи просветителей, в живой и доступной форме публиковались в энциклопедиях, словарях, памфлетах, полемических статьях, привлекая внимание людей своей актуальностью и логичностью. Во всех изданиях, наряду с мастерством изложения, проявляется сила нравственного убеждения.
Эпоха Просвещения (означает ’образование, обучение’) – период развития философии и науки в Западной Европе XVIII века.
Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Теория естественного права и общественного договора подготавливала социально-политическую перестройку. Согласно ей, каждый член общества должен подчинить свои интересы общественным, делегируя государству часть своих гражданских прав. Государство, в свою очередь, должно взять на себя заботу о человеке и обеспечить стабильность в обществе. Если же власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть. Эти революционные идеи высказывали самые известные идеологи Просвещения: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А.Гельвеций и П.А. Гольбах.
Широкий демократический размах просветительское движение приобрело во второй половине XVIII века. Целая плеяда передовых мыслителей, ученых и писателей сплотилась вокруг «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» издателями которой были Дидро, Гольбах и Ж.О.Ламетри.
Философия французского материализма включает в себя учение о природе и учение о человеке и обществе. Один из основателей материалистического направления в философии XVIII века, Ламетри сформулировал исходные идеи данного направления (о единстве материи и сознания, о первичности материального и вторичности духовного), которые были развиты затем, обогащены и конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом. В частности, Ламетри сделал многое для всесторонней критики религии и идеализма, для обоснования научно-атеистического мировоззрения.
Д. Дидро дал четкое материалистическое решение основного вопроса философии – об отношении мышления к бытию. Материя, полагал он, существует вне сознания и независимо от него. Наши ощущения, представления и понятия суть отражения объективно существующих вещей и явлений. Имеется внешний возбудитель наших ощущений – материя. «Мы рассматриваем материю…, писал Дидро, – как всеобщую причину наших ощущений…»[1]. Материалистическая теория познания Дидро была в свое время сильнейшим оружием в борьбе против религиозно-идеалистического мировоззрения.
На материалистических позициях стоит и философия Гельвеция, признававшего первичность материи и вторичность сознания. Философ рассматривает познание как адекватное отражение внешнего мира человеческим сознанием. Выдающейся заслугой Гельвеция было признание умственного равенства всех народов и защита им прогрессивной античной мысли о единстве человеческого рода.
В философии французского Просвещения можно выделить т р и основных н а п р а в л е н и я: деистическое; атеистическо-материалистическое; утопическо-материалистическое.
Философия эпохи Просвещения содействовала распространению любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, веры в прогресс. В области морали и педагогики просветители проповедовали идеалы гуманизма, в политике и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливости и равенство всех людей перед законом.
I.Контрольные вопросы
1. В какое историческое время развивалась философия Просвещения?
2. В чем новизна философских идей представителей французского Просвещения?
3. Раскройте содержание понятия философия Просвещения.
4. В чем суть теории общественного договора?
5. Кого из мыслителей этой эпохи называли энциклопедистами и почему?
6. Как формулировал Д.Дидро основной вопрос философии?
7. Назовите основные направления развития философии французского Просвещения.
8. Каковы идеалы философов-просветителей в области педагогики и морали?
Текст 3