Английская философия XVI–XVIII веков
Идеи мыслителей Возрождения получили продолжение в философии Нового времени, когда происходят буржуазные революции, изменения в экономике, политике и общественном сознании. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Философия выступает с критикой религии, гносеологическая проблематика становится центром философствования. Среди основных философских достижений этого времени – создание механистической картины природы.
Провозглашая науку наиболее важной деятельностью человека, философы ищут такой метод познания, который способен гарантировать получение вечной, неизменной и полной истины. В случае успеха философия должна стать единственной системой идей, дающей окончательные ответы на все возможные вопросы.
Философию нового времени отличают сильные материалистические тенденции, вытекающие из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем в философии нового времени сформировались д в а основных н а п р а в л е н и я: сенсуализм и рационализм.
С е н с у а л и з м (от лат. sensus ’восприятие, чувство’) возник и распространился в передовых странах Европы, сначала в Англии в первой половине XVIII века, а затем во Франции во второй половине XVIII века. Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания.
Основной тезис сенсуализма: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах, чувства и опыт – источник знания, разум – лишь систематизатор чувственных данных» (Дж.Локк). Главную роль в процессе познания сторонники сенсуализма отводят активной деятельности чувств человека.
Родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Афоризм Ф. Бэкона «Знание – сила» до наших дней является символом науки. Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Важнейшее место в философской системе Бэкона занимает критика господствовавшей со средних веков схоластики, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Значительная часть философии Бэкона – учение о методе. По его мнению, указывая кратчайший путь к познанию, к основным открытиям и изобретениям, метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.
Р а ц и о н а л и з м (от лат. rationalis ’разумный’) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит сенсуализму, утверждая что «истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабы по сравнению с могуществом разума».
Представителями рационализма нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационалисты утверждали, что всеобщее и необходимое знание можно вывести только из разума, который является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены критерии истины.
Одним из видных представителей английской философской мысли является Т. Гоббс. Несмотря на то, что во многом, в частности в области познания, Гоббс близок к сенсуализму Бэкона, в своих философских взглядах он опирается на европейскую мысль, прежде всего на рационализм Р.Декарта. В работе «О теле» он даже характеризует философию как «рациональное познание». Т. Гоббс подчеркивает, что философия должна опираться на разум, как на твердую основу. Огромное значение имеют социально-политические взгляды Т.Гоббса. Они содержатся в его трактатах «О гражданине» и «Левиафан». Являясь сторонником сильной абсолютистской государственной власти, философ считал, что только она способна устранить все общественные споры и беспорядки. Вместе с тем, в концепции общества Гоббса содержится и глубокий демократический акцент, в частности, его понимание суверенитета гражданина, общественного договора как естественного равенства всех людей, которое является исходным принципом договорных отношений.
После английской буржуазной революции 1688 г. выходят основные философские и политические труды Дж. Локка. Среди них «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и другие. Являясь представителем эмпирической линии в английской философии, Локк разработал эмпирическую теорию познания. Философию Локка можно охарактеризовать как учение, направленное против рационализма Декарта. Согласно Локку, человеческая мысль (душа) лишена всяких врожденных понятий, идей, принципов. Он считает душу чистым листом бумаги, который может заполнить лишь опыт посредством чувственного познания. Являясь сторонником конституционной монархии, Локк стоит на позициях свободы человека, ограниченной законом. Упорядочение общества Локк видит в принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (внешних сношений).
В новое время сформировалась также одна из разновидностей идеализма, которую называют субъективным идеализмом. Представители этого течения Джордж Беркли и Дэвид Юм отождествляли опыт с совокупностью ощущений. Они считали, что все, с чем сталкивается человек – это его собственные чувственные впечатления. Это давало им основание утверждать, что европейские философия и наука строятся на иллюзорных понятиях, фикциях ума, за которыми ничего не стоит. Такими понятиями они называли материю, субстанцию, причину, следствие, необходимость и т.п. Соответственно, заключали они, если отказаться от этих понятий, то наука и философия в прежнем виде оказываются невозможными.
I.Контрольные вопросы
1. Какой исторический период охватывает философия Нового времени?
2. В чем исторические особенности этого этапа развития в Европе?
3. Назовите основные направления философии этого периода.
4. В чем видел Ф.Бэкон предназначение науки?
5. Кем представлены идеи рационализма в философии Нового времени?
6. Чем характеризуются социально-политические взгляды Т.Гоббса?
7. Кто из философов Нового времени положил начало разработке теории «общественного договора»?
8. Охарактеризуйте социально-политические взгляды Дж.Локка.
9. Назовите представителей субъективного идеализма данной эпохи.
Текст 2