Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
С XIVв. в социально-экономической и духовной жизни Европы происходит ряд изменений: создание крупных национальных государств, закладывание основ мирового рынка, освобождение от диктата религии и т.д. Эта новая эпоха, представляющая собой переход к буржуазному обществу, осознается как возрождение античной культуры. Поэтому ее назвали эпохой Возрождения. Она началась в Италии, распространившись затем по всей Европе (конец XV – начало XVI вв.).
Одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатом церкви. Передовая философия Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Раньше всего они проявились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуреизма (Л.Валла), направленных против господствующей христианской морали.
В обществе усиливается стремление к светскому знанию. Выдающиеся произведения мастеров эпохи Возрождения (Боккаччо, Петрарка, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Стремлению стать выдающимся мастером способствует общая атмосфера, окружающая одаренных людей чуть ли не религиозным поклонением: к ним относятся как к героям в античности. Эта атмосфера характерна для кружков так называемых гуманистов. Выдающимся гуманистом был Данте Алигьери, возвеличивший в философских трактатах «Пир» и «Монархия» земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу.
Петрарка, призывая возвратиться к себе и к собственной душе, считал, что истинная мудрость есть знание пути достижения души, которая заключается в искусстве быть свободным. Его идеи развивал Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Мишель де Монтень, Эразм Роттердамский.
Гуманист-рационалист эпохи Возрождения Т. Мор, с именем которого связывают появление утопического социализма, впервые дал развернутую критику строя, основанного на частной собственности. Он изложил идею обобществления производства, принципы коммунистической организации труда и распределения материальных благ. Большое значение в своем учении Т.Мор придавал соединению теоретического образования с трудом.
Именно в эпоху Возрождения идет спор о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Основу человеческих отношений, по мнению гуманистов, составляют взаимоуважение и любовь.
В качестве основных философских направлений в эпоху Возрождения можно выделить следующие:
· гуманистическое (XIV–XVI вв.), где решались нравственные проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви;
· неоплатоническое (XIII–XVII вв.), сторонники которого рассматривали явления природы с позиций идеализма, развивали учение Платона (Н.Кузанский, Парацельс);
· натурфилософское (XVI–нач. XVII вв.) – попытка изменить представление об устройстве Вселенной, о космосе и основах мироздания, опираясь на научные и астрономические открытия (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей);
· реформационное (XVI–XVII вв.) – стремление к реформированию религиозной идеологии и к изменению взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Ж.Кальвин, М.Лютер, Т.Мюнцер);
· утопически-социалистическое (XV–XVII вв.) – описание идеального общества без частной собственности на основе регулирования государством всех отношений (Т.Мор, Т. Кампанелла).
Главной особенностью философии Ренессанса является антропоцентризм, когда – основной темой воззрения становится человек, а не Бог. Естественные науки становятся единственным источником истинных знаний о природе.
Основным идеологом этого философского течения был Николай Кузанский – первый представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. В своей философской концепции он сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Природа и человек понимаются им как активные сущности. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а представление об отсутствии неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Рассматривая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т.е. к ее освобождению от религиозной интерпретации.
Дж. Бруно, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Хотя Бруно много писал о Боге, его богом была Вселенная. Он выступал против абстрактного Бога, диктующего законы миру. Джордано Бруно подчеркивал, что любовь к познанию и сила разума возвышают человека над миром.
Огромное значение для развития философии Ренессанса имели труды Г.Галилея. Жесткая полемика с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира, укрепляла убеждение Галилея, что природу изучать нужно только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести два метода – резолютивный и композитный, образующие научную методологию. В нее впервые он включает эксперимент. Методология Галилея позволяет определить его мировоззрение как механистический материализм.
Передовые философские идеи, составляющие ядро мировоззрения эпохи Ренессанса, нанесли серьезный удар по средневековой феодально-клерикальной идеологии, расчистили путь научному знанию и оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
I. Контрольные вопросы
1. В каких хронологических рамках развивается философия Возрождения?
2. Почему данный период в социально-экономической и духовной жизни носит название Возрождение?
3. Назовите важнейших представителей философии Возрождения.
4. В чем видели предназначение человека философы Возрождения?
5. Кто из мыслителей данной эпохи положил начало идеям утопического социализма?
6. Назовите основные философские направления Ренессанса.
7. В чем смысл антропоцентризма как системы взглядов?
8. Как относились философы Ренессанса к феодально-клерикальной идеологии?