Тема III. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Текст 1
Европейская культура и наука имеют своим источником древнегреческую философию. Она выдвинула идеи, которые лежат в основе почти всех современных философских направлений и школ. Многие догадки и результаты наблюдений философов Древней Греции создали предпосылки для возникновения конкретных наук – математики, физики, биологии, астрономии и др. Это стало возможным благодаря демократии древнегреческих полисов (городов-государств – форм социально-экономической и политической организации общества и государства).
За тысячелетнюю историю существования древнегреческая философия неоднократно меняла основной предмет своих исследований. На первом этапе она сосредоточила внимание на изучении природы, космоса. Затем целью философии был объявлен человек и общество (в основном, государство). На заключительной стадии своего развития античная философия главной проблемой считала судьбу человека в условиях кризиса общества.
В так называемый досократический период (600–370 до н.э.) философы искали единую основу многообразного мира, источник его изменения и гармонии. В качестве начала всего называли землю, воду, воздух и огонь. Демокрит признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты (пространства). А т о м ы, по-Демокриту, очень малы, непроницаемы, имеют различную форму, способны в движении образовывать различные комбинации. Поэтому мир многообразен и един. Даже душа человека состоит из атомов. Она воспринимает атомы, истекающие с поверхности вещей, формирует образы и идеи о свойствах явлений.
Изучая проблему соотношения вещей, Пифагор причиной организованности космоса назвал число.
Представление о едином источнике мира сочеталось у древнегреческих мыслителей с убеждением, что все в нем находится в движении, изменении. Согласно основателю первой формы диалектики Гераклиту, причиной изменения является борьба противоположностей. Причем, это взаимодействие противоположностей тоже порождает гармонию.
Классический период древнегреческой философии (450–320 до н.э.) представлен идеями Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ основную цель философии видел не в изучении природы, а в исследовании нравственного назначения человека. Познай самого себя – этим древним изречением Сократ призывал каждого человека к пониманию своей нравственной сущности и ее реализации в жизни. Определяя основные понятия этики (благо, справедливость и др.), он использовал диалог и умение ставить наводящие вопросы, сталкивать разные точки зрения как основной метод поиска истины. Также в качестве метода познания он использовал индукцию – движение знания от единичных утверждений к общим выводам.
Ученик Сократа, основоположник объективного идеализма – Платон признавал, что самостоятельно и вечно существует мир идей, который определяет образ всех материальных предметов. Идеи являются неизменными. Люди рождаются, живут и умирают, но идея человек существовала и будет существовать всегда. Мир идей и мир вещей не являются равноценными. Идеи выше, ценнее, поскольку они являются идеалами, к которым стремится человек, для познания Истины, Красоты и Добра.
По мнению Платона, душа человека бессмертна и принадлежит миру идей, а физическое тело есть часть природного мира. Когда человек изучает мир вещей, то его душа вспоминает идеи их и помогает мышлению понять реальный мир. Так, взаимодействуя с трехугольными явлениями, человек (его душа) вспоминает идею трехугольника и начинает исследовать ее как геометрическую фигуру.
По Платону, человек порождение не только двух миров (мира идей и природного), но и общества. Человек – существо политическое, гражданин государства. Все существующие государства, по мнению Платона, представляют отрицательный тип общественного устройства. В них царят насилие, стремление к власти и алчность, бедность и богатство. Чтобы создать государство, основным принципом которого должна быть справедливость, нужно распределить граждан по разрядам в соответствии с их нравственными задатками. Мудрые граждане (в их душе преобладает разумное начало) должны быть правителями, мужественные – воинами, а умеренные и заботливые – производить продукты питания, строить жилье и т.п. Каждый должен заниматься одним делом, к которому приспособлена его душа, сочетающая три начала: разумное, волевое и вожделеющее. Еще Платон предлагал запретить частную собственность и семью для правителей и воинов. Все это обеспечит единство общества, гармоничное сочетание в нем мудрости, мужества, вожделения и справедливости.
I. Контрольные вопросы
1. Почему древнегреческая философия стала основой европейской
философской мысли?
2. В чем видели основу мира философы досократического периода?
3. Как описывал бытие мира и его познание человеком Демокрит?
4. В чем Сократ видел цель философского познания?
5. Каковы основные идеи объективного идеализма Платона?
6. Как Платон описывал познание человеком мира?
7. Каким путем Платон призывал создать идеальное государство?
Текст 2 (продолжение)
В отличие от Платона, Аристотель считал, что никакого мира идей (как неизменных эталонов конкретных вещей) нет. Общую идею класса или вида явлений человек образует при помощи мышления, изучая существенные свойства отдельных вещей. Всякое знание начинается с ощущения. Предмет познания предшествует существованию знания. Задача научного познания, во-первых, зафиксировать какой-то факт, во-вторых, выяснить его причину, в-третьих, исследовать сущность факта, в-четвертых, изучить условия, от которых зависит существование или несуществование факта.
Все в мире находится вдвижении, при превращении возможности в действительность. Движущей силой изменений являются: 1) материя – из которой все образуется; 2) форма – активное начало, превращающее материю в действительность вещей; 3) причина движения и 4) цель. Например, при строительстве дома, материя – это строительный материал (кирпичи и др.), форма – реализованный план дома, причина – деятельность строителя, а цель – для чего он нужен.
Высшей формой и перводвигателем Аристотель называл Бога. По Аристотелю, мир устроен иерархически. Внизу находятся неживые вещи, выше – растения, затем – животные и, наконец, человек. В человеке, как и во всякой вещи, заложено стремление к благой цели. Деятельность человека как разумного существа связана с его умением находить добро. Оно есть середина между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.
Стремление избежать крайностей отразилось и в учении Аристотеля о государстве. «В каждом государстве, – пишет Аристотель, – мы встречаем три части граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими … очевидно, ... средний достаток из всех благ всего лучше». Государство, где средний класс обладает наибольшей властью, будет иметь широкую поддержку в народе и служить делу общественной пользы. Умеренная демократия является лучшей формой правления, так как она основана на демократическом принципе количества и аристократическом принципе качества. При этом государство должно управляться на основе закона. Но действие закона не распространяется на рабов и варваров.
Все, что открывается человеку при помощи чувств и мышления, Аристотель назвал бытием. Философия изучает не отдельные области б ы т и я, а начала и причины всего бытия. Это можно сделать при помощи предельно общих понятий – категорий, поэтому Аристотель впервые в истории философии создает с и с т е м у к а т е г о р и й: сущность, количество, качество, отношение, действие и др.
Изучением различных форм движения, Аристотель внес большой вклад в развитие диалектики. Он заложил основы логики как науки о законах и формах мышления.
В период кризиса рабовладельческого общества судьба человека в условиях деспотической власти, постоянных войн и непредсказуемых событий стала главной проблемой философских направлений стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.
С т о и к и (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) представляли мир (космос) живым организмом, пронизанным творческим логосом-первоогнем (в христианстве – «Святым Духом», Третьим лицом Троицы). Душа человека есть часть мирового духа, что делает его разумным и сопричастным к космосу. Нужно жить согласно природе; стремиться к мудрости; следовать судьбе, определяемой не внешними обстоятельствами жизни, а природным законом, призывающим к деятельности во имя добра. Важно достичь внутренней свободы (когда внешняя невозможна) и состояния бесстрастия (апатии) к любым событиям.
Э п и к у р (341–270 до н.э.) считал целью философии обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Эпикур признавал, что боги существуют, но они живут своей жизнью (блаженствуют) и не вмешиваются в явления природы и дела людей. Все в мире состоит из вечно движущихся атомов, которые объединяются в тела, а потом распадаются. Так умирает не только тело человека, но и его душа, также состоящая из атомов. Высшее благо в жизни – избегать страданий и научиться наслаждаться всем, что доступно – едой, дружбой, умной беседой, литературой. Познание природы освобождает от страха смерти, суеверий, религии. Важно достичь независимости от тех условий жизни, которых мы не можем изменить. Эпикур призывал прожить незаметно, уединенно, самоустраняясь от тревог и опасностей.
С к е п т и ц и з м – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Он отрицал возможность познания мира (ибо сколько людей, столько и истин), отрицал способность людей обнаружить причины явлений (ибо «все лишь кажется»), возможность провести различие между добром и злом (ибо что для одного добро, для другого зло). Крайняя форма скептицизма – агностицизм.
I.Контрольные вопросы
1. Как Аристотель определял задачи научного познания?
2. Какие силы, по мнению Аристотеля, определяют движение мира?
3. К чему должен стремиться человек и государство, по учению Аристотеля?
4. Почему Аристотель начал создавать систему философских категорий?
5. К какому образу жизни призывали стоики?
6. Каковы основные идеи философии Эпикура?
7. Что представляет собой скептицизм?