Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Философская мысль Индии имеет почти трехтысячелетнюю историю. Она формировалась в недрах мифологических и религиозных представ­лений, изложенных в древних текстах – ведах (букв. ’знание’, от вид ’знать’), памятниках древнеиндийской литературы, которые состояли из гим­нов, жертвенных формул, напевов и заклинаний на древнеиндийском (ведийском) языке. Основные идеи древнеиндийской философии были позднее сформулированы в упанишадах (букв. ’сидение около учи­теля с целью познания истины’ – теологических трактатах): 1) основой мира и причиной всего является духовное начало (брахман), проявлением которого выступает душа человека (атман ’душа’); 2) человек вовлечен в круговорот рождения и смерти, в котором его душа воплощается в новые физические оболоч­ки и приобретает новую судьбу в зависимости от совершенных поступков в прошлой жизни (карма ’действие, дело, жребий’); 3) высшая цель человека – освободиться (мокша ’освобождение’) от цепи рождений и смерти, достичь слияния а т м а н а с б р а х м а ­н о м; 4) чтобы изменить к а р м у и слиться с «душой мира», нужно не только путем медитации осознать свое единство с брахманом, но и воспитывать в себе правильное видение, мышление, говорение и дейст­вие.

В период раннего средневековья в Индии возникают десятки фило­софских школ. Часть из них признает авторитет вед, полностью сле­дует им. Другие, несмотря на свою религиозность, высказывают но­вые идеи и критикуют ортодоксальные системы мысли. Так, джайнизм доказывал, что мир состоит из двух сущностей: живой – дживы (’живой, душа’) и неживой – адживы (’не-души, неживой’), с атомной структурой и движущейся в пространстве и време­ни. Путь спасения человека – следование принципу ненасилия и край­ний аскетизм.

Резко выступило против ведической религии новое учение – буддизм, со временем ставшее мировой религией. Концепция буддизма основывается на «четырех благородных истинах»: 1) человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страданий являются желания; 3) возможно прекращение страданий; 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Этот путь освобождения от страданий включает ряд этапов самосовершенствова­ния (закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа – дхарм), обеспечиваемого специальными метода­ми – медитацией, йогой и др. Все это позволяет достичь состояния нирваны (букв. ’затухание, угасание’).

Против авторитета ведвыступали сторонники материалистического учения локаята. Исходные принципы бытия они видели и понимали так: в основе реальности находятся четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь. Существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств, никакого творца мира нет; душа человека умирает вместе с его телом; надо избегать аскетизма страданий, стремиться к наслаждениям в жизни.

Если проблема освобождения от реальной жизни составляла основ­ную тему в философии Индии, то в древнем Китае такой темой стала проблема приспособления человека к природе, обществу и государству.

Основные направления классической к и т а й с к о й философии –даосизм, конфуцианство, легизм.

Д а о с и з м весь мир понимает и объясняет при помощи понятия дао ’путь, закономерность’. Законом космоса и общества яв­ляется дао, наполненное силой дэ (букв. ’добродетель’), лю­ди должны следовать принципу у вэй ’недеяния’, т.е. своей деятельностью не нарушать естественный ход явлений природы и общества. Только тогда в мире наступает благоденствие, процветание и долголетие. Отступление от этого принципа порож­дает гибель, распад гармонии мира, заблуждения в умах людей. Понятие дао в к о н ф у ц и а н с т в е (основоположник этого этико-политического учения – древнекитайский мыслитель Конфуций) означает путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм; с идеалом «благородного мужа», поступающего в согласии с «велением Неба» и моральным законам, соблюдающего этикет, почитающего родителей и старших. Этот путь обучает избегать крайностей, а принцип вза­имности требует не делать другим того, чего не желаешь себе. Об­щество, по Конфуцию, должно управляться при помощи моральных норм.

Л е г и з м (от. лат. legis ’закон’) – этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика не совместима с моралью. Единственное средство управления обществом и человеком – насильственное принуждение и подчинение всех закону. За законо­послушное поведение полагается поощрение, за нарушение закона – наказание, причем наказания должны превалировать над наградами. Центральное место в программе легизма занимало стремление к укреплению государства путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупление народа. Концепция деспотического государства была основана на равенстве всех перед законом.

Таким образом, в индийской и китайской философии чело­век осознал себя частью мира, которая способна слиться с ним или устраниться от него, или приспособиться к нему, соблюдая его законы. Он начал изучать свои отношения с государством, обществом и другимиличностями.

I. Контрольные вопросы

1. Какие основные идеи древнеиндийской философии были

сформулированы в упанишадах?

2. Какие идеи развивала религия джайнизма?

3. Назовите «четыре благородных истины» буддизма.

4. Как понимали бытие мира и человека представители учения локаяты?

5. К какой деятельности призывало человека учение даосизма?

6. Как должно функционировать государство, по учению легизма?

Наши рекомендации