История, философия и методология науки и техники

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Направление специальность подготовки 24.04.01- Ракетные комплексы и космонавтика  
  (указывается индекс и наименование направления/специальности)  
Специализация/профиль/программа подготовки Проектирование и конструирование летательных аппаратов  
Уровень высшего образования магистратура  
(бакалавриат/ магистратура/ специалитет)  
Форма обучения очная  
Факультет   «А» - Ракетно-космической техники.  
(указывается индекс и полное наименование факультета Университета, заказавшего программу)  
Выпускающая кафедра ­«А1»- Ракетостроения  
(указывается индекс и полное наименование выпускающей кафедры)  
Кафедра-разработчик рабочей программы Р10 Философии  
(указывается индекс и полное наименование кафедры, составившей и реализующей программу)  
Курс Семестр Общая трудоемкость (зачетных единиц) Часы (по наличию видов занятий) Вид промежуточного контроля  
Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа  
Всего Лекции Лабораторный практикум Аудиторный практикум Другие виды занятий Всего Курсовой проект Курсовая работа   Расчетно-граф. работа   Реферат Другие виды самост. работы  
Практп-ческие занятия Семина-ры  
          ЭКЗ  
                                               

Начальник отдела основных образовательных программ

__________/__Русина а. а..

«_____» ___________2016

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

/оборотная сторона титульного листа/

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВО)

24.04.01- Ракетные комплексы и космонавтика.

(указывается индекс и наименование направления/специальности)

Программу составили:

Кафедра Р10 Философия

Семенов О.П. канд. филос. наук, профессор кафедры Р10 БГТУ «Военмех» ___________

Эксперт:

Рагимова О.А., профессор кафедры технологии образования Саратовского

национального исследовательского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского, доктор филос. наук, доцент ________________

Программа рассмотрена

на заседании кафедры-разработчика рабочей программы Р10 Философия

(индекс и наименование кафедры-разработчика рабочей программы)

«_20__» ___04____2016___ г. Заведующий кафедрой

доктор филос. наук, профессор /А.П.Мозелов/

(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание) (подпись)

Программа рассмотрена

на заседании выпускающей кафедры А1 Ракетостроение

(индекс и наименование выпускающей кафедры)

«___» _______201____ г. Заведующий кафедрой

доктор тех. наук, проф. Бородавкин В.А. / /

Рабочая программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по укрупненной группе направлений и специальностей подготовки (УМК по УГНиСП)

24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника

(полное наименование направления) (№ протокола)

«___» _____201 ___г. Председатель УМК по УГНиСП

доктор тех. наук, проф. Бородавкин В.А. / /

(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)

Учебная дисциплина обеспечена основной литературой

«___» ______201 _____ г. Директор библиотеки БГТУ ___Сесина_Н.В. / /

Разделы рабочей программы

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО………………………………………7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………......8

4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...13

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….....14

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..16

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Аннотация рабочей программы…………………………………………….17

Приложение 2. Технологии и формы преподавания ……………………………………….19

Приложение 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………....24

Приложение 4. Перечень тем заданий……………………………………………………….31

Приложение 5. Фонды оценочных средств………………………………………………….34

Приложение 6. Справка о наличии в библиотеке БГТУ «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф.Устинова учебной литературы ………………………………….....40

Приложение 7. Лист изменений, вносимых в программу…………………………………..42

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является формирование следующих компетенций (общекультурных и общепрофессиональных).

Компетенции

Таблица 1

Направление подготовки Обеспечиваемые компетенции (продвинутый уровень)
24.04.01 - Ракетные комплексы и космонавтика ОК-1 владением целостной системой научных знаний об окружающем мире, способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры ; ОК-3 способностью критически оценивать основные теории и концепции, границы их применения; ОК-6 способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно политической жизни; ОК-7 способностью к осуществлению просветительской и воспитательской деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений ; ОК-8 готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии ; ОК-10 способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; ОК-18 способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, содействовать обучению и развитию окружающих  

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:

знания:

на уровне представлений:

- истории и основных философских проблем науки и техники;

- проблем становления и развития методологии науки;

- общих закономерностей развития науки, её генезиса и истории;

- этапизации становления науки в контексте конкретно-исторической связи философии и науки;

- логико-методологические аспекты науки: структуры научного знания, методов, форм научного познания, проблем динамики науки, научного познания и творчества, естественных, технических и социально-гуманитарных наук, становления современной научной картины мира принимая во внимание специфику и профиль ВУЗа

на уровне воспроизведения:

- структуры и динамики развития научного познания, науки как специфической познавательной деятельности, когнитивной практики, системы знаний

на уровне понимания:

- связи философии науки методологии как предпосылки и основы для становления и развития научно-исследовательской деятельности, развития творческого, пробле6мно-поискового мышления, культуры диалога и умения обосновывать, аргументировать выбор направлений научного поиска, свою точку зрения как в проблемных областях конкретных естественных и технических наук, так и в философии науки и техники, философии познания методологии;

- знаний, связанных с развитием культуры исследований, выработки концепций и создания, открытия новых научных и технических решений в конкретно- культурном контексте современной цивилизации.

умения:

теоретические:

- учитывать особенности проблемного поля современной методологии, видеть её возможности и границы;

- использовать контексты и взаимосвязи науки и культуры, учитывать влияние на методологию исследований основных закономерностей развития научного познания и науки.

практические:

- применять основные положения философской теории познания в научной и практической деятельности;

- проводить определенные исторические параллели с процессом возникновения, становления и развития науки в контексте конкретных современных философских идей, связей философии и науки.

навыки:

- владения философскими аспектами качества;

- использования инструментальные возможности методологии науки с учетом различий методологических потенциалов естественных технических и социально-гуманитарных наук;

- концептуального видения и анализа конкретных проблем философии и методологии науки при решении вопросов, задач, выбора направления научного поиска;

- поиска проблемных областей в естественных, технических и гуманитарных науках, в философии науки и техники при решении и методологическом обосновании социальных и профессиональных задач;

- проблемно-поискового мышления, культуры диалога, методологического обоснования и аргументации своей позиции в области конкретных проблемных решений;- владеть навыками

- публичной научной речи в различных аспектах естественно-научного, технического и гуманитарного знания;- обладать навыками

- обращения с методологическим потенциалом современной науки и философии для решения конкретных проблем предметных областей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ является дисциплиной базовой части Блока 1дисциплин ФГОС

Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин «Философия»,«Концепции современного естествознания», «История», «Экономическая теория», «Политология», «Экология», «Социология» и служит основой для подготовки магистерской диссертации и научно-исследовательской работы магистранта, а также освоения научно-исследовательской практики.

Предварительные компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины.

Таблица 2

Направление подготовки Обеспечиваемые компетенции (пороговая уровень)
24.03.01 - Ракетные комплексы и космонавтика ОК-1 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

3.1.Содержание (дидактика) дисциплины Таблица 3

КУРС СЕМЕСТР Номера разделов   Наименование разделов и дидактических единиц ВСЕГО АУДИТОРНЫЕ занятия в контактной форме Самостоятельная работа студентов Формируемая компетенция    
ВСЕГО Лекции Аудиторный практикум (семинар) Лабораторный практикум       ОК-01 24.04.01)     ОК-03 (24.04.01) ОК-06 (24.04.01) ОК-07 (24.04.01) ОК-08 (24.04.01)   ОК-10 (24.04.01)   ОК-18 (24.04.01)      
Раздел 1. Философия и наука Философия, её роль и функции. Методология и методологический анализ. Наука как способ постижения мира. Проблема истины. Научный метод, методологический аппарат.      
Раздел 2. Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). История науки и техники. Этапизация развития науки.. История технознания и технических наук.      
Раздел 3. Структура научного познания. Эмпиризм и теоретизм. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.      
Раздел 4. Основные структуры научного знания.Научное понятие. и его характеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.      
                                           
Раздел 5 Методы научного познания. Метод, методология, классификация методов. Методы эмпирического и теоретического исследования. Системный и комплексный подходы, возможности и границы.      
Раздел 6. Формы научного познания. Научный факт, проблема теоретической огруженности. Проблемная ситуация, конкретная историчность. Гипотезы, теории, исследовательские программы. Проблеморешающий подход (П. Лаудан).    
Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Научная теория, проблема введения и применения. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность, рациональность, методология научного творчества.        
  Раздел 8. Методологические проблемы гуманитарных наук. Гуманитарные науки. Гума-нитарное знание, проблема объяснения, понимания, интерпретативный поворот в социопознании. Антропоморфизм и деантропоморфизация    
Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Предсказуемость, опреде-ленность социальных явлений, ненамеренность, последствия действий как проблема. Субъкт-объект в условиях неполной определенности. «Мозаичный» объект, возможности виртуализации.Социальное познание и проблемы видения развития социума.    
Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация.Современная наука. Проблема интегрированности в цивилизационный процесс. Портрет ученого XXI века. Магистерская подго-товка. условия, специальная направленность. Этика науки, дионтология, этитезация жизни человека. Наука как продолжение культурного проекта.    
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ(*включая работу над рефератом) 108* 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%    

Аудиторный практикум (лекционные занятия) Таблица 4

№ п/п Номер и наименование раздела дисциплины Тема практического занятия Объем, ауд. часов
Раздел 1. Философия и наука. Философия, её роль и функции в научном познании. Методология науки и методологический анализ. Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания. Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины. Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия.
Раздел 2Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники. Пранаука, протонаука, преднаука. Классическая наука, собственно наука. Постклассическая наука. История, становления и развития технознания и современных технических наук.
Раздел 3. Структура научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Основание науки и их структура. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.
Раздел 4. Основные структуры научного знания. Научное понятие и его хакрактеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.
Раздел 5.Методы научного познания. Метод, методология, классификация методов научного познания. Методы эмпирического исследования. Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования. Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании.
Раздел 6.Формы научного познания. Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности. Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста. Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие. Научная теория: структура функции, классификация. Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан). Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания.
7. Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности. Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска
8. Раздел 8. Методологи-ческие проблемы гуманитарных наук. Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции. Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании. Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы. Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации.
9. Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема. Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации. Гуманитарные знания и философия, тенденции развития. Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров
10. Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация. Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс. Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность. Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества. Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности
Итого:

Аудиторный практикум (семинарские занятия) Таблица 5

№ п/п Номер и наименование раздела дисциплины Тема практического занятия Объем, ауд. часов
Раздел 1. Философия и наука. Философия, её роль и функции в научном познании. Методология науки и методологический анализ. Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания. Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины. Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия.
Раздел 2Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники. Пранаука, протонаука, преднаука. Классическая наука, собственно наука. Постклассическая наука. История, становления и развития технознания и современных технических наук.
Раздел 3. Структура научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Основание науки и их структура. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.
Раздел 4. Основные структуры научного знания. Научное понятие и его хакрактеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.
Раздел 5.Методы научного познания. Метод, методология, классификация методов научного познания. Методы эмпирического исследования. Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования. Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании.
Раздел 6.Формы научного познания. Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности. Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста. Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие. Научная теория: структура функции, классификация. Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан). Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания.
7. Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности. Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска
8. Раздел 8. Методологи-ческие проблемы гуманитарных наук. Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции. Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании. Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы. Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации.
9. Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема. Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации. Гуманитарные знания и философия, тенденции развития. Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров
10. Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация. Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс. Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность. Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества. Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности
Итого:

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.2. Самостоятельная работа студента (СРС)

ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Таблица 6

Номер и наименование раздела дисциплины СОДЕРЖАНИЕ учебного задания время (час)
СРС
Раздел 1. Философия и наука. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 1, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 1
Раздел 2Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 2, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 2, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы.
Раздел 3. Структура научного познания. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 3, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 3, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы.
Раздел 4. Основные структуры научного знания. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 4, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 4, выступлениям и докладам. Подготовка к контрольной работе по темам разделов 1-4.
Раздел 5.Методы научного познания. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 5, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 5, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы.
Раздел 6.Формы научного познания. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 6, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 6, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы.
Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 7 подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 7, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы.
Раздел 8. Методологи-ческие проблемы гуманитарных наук. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 8, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 8, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы.
Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 9, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 9, выступлениям и докладам Подготовка реферата к сдаче.
Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация. Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 10, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 10, выступлениям и докладам Подготовка реферата к сдаче.
ВСЕГО:

Списки, содержащие перечень домашних заданий перечислены в Приложении 4, перечень экзаменационных вопросов – в Приложении 5

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с:

– Положением о порядке проведения промежуточной аттестации студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (приказ ректора от 11.12.2007 № 78-с(о);

– Положением о текущем контроле успеваемости студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им.Д.Ф.Устинова (приказ ректора от 21.01.2008 № 7-О).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная литература:

1. Под редакцией А.П.Мозелова. История техники и технознания. Учебное пособие. Книга 1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2014.(Электронный ресурс)

2. Под редакцией А.П.Мозелова. История техники и технознания. Учебное пособие. Книга2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2014.(Электронный ресурс)

3. А.П. Мозелов и др. История философии техники. Кн.1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2015.(Электронный ресурс)

4. А.П. Мозелов и др. История философии техники. Кн.2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2016.(Электронный ресурс).

5. Горохов, В. Г. Философия техники. История и современность. Б.м.: б.и.2008.(Электронный ресурс).

6. ред. А. П. Мозелов,О.П. Семенова, сост. В. В. Гречаный [и др.]. История философии техники: учебное пособие. Кн.1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2016.(Электронный ресурс).

7. ред. А. П. Мозелов,О.П. Семенова, сост. В. В. Гречаный [и др.]. История философии техники: учебное пособие. Кн.2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2016.(Электронный ресурс).

8. Ивин А.А. Социальная философия. Учебник. -М.: Юрайт.2013.(Электронный ресурс).

9. Ивин А.А. Из тени в свет перелетая. Очерки современной социальной философии. -М.: Юрайт. 2015.(Электронный ресурс).

10. Орехов А.М. Социальная философия. Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. -М.: Книжный дом « Либроком».2011

11. Спиркин А.Г. Социальная философия и философия истории. -М.: Юрайт. 2015.(Электронный ресурс).

12. Рахманов А.Б. Социальная философия К.Маркса, Ф.Энгельса и ее антиномии.

-М.: Книжный дом « Либроком» 2012.

5.2.Дополнительная литература:

1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фадхин Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. - Б.м.: б.и. 2007.(Электронный ресурс).

2. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Л.В. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие. Б.м.: б.и.2007.(Электронный ресурс).

3. История и философия науки (философия науки): Учебное пособие. Б.м.: б.и. 2008.(Электронный ресурс).

4. В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. Философия науки и техники. Б.м.: б.и. 2008.(Электронный ресурс).

5. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. учреждений высш. Образования. М.: «Академия» 2016.(Электронный ресурс).

6. Гобозов И.А. Социальная философия. -М.: Академический прект. 2010.(Электронный ресурс).

7. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.:// Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Юрайт. 1991.(Электронный ресурс).

8. Джегутанов Б.К. Срельченко В.И.,и др. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. СПб., 2006.(Электронный ресурс).

9. История инженерной деятельности и философия инженерной реальности. СПб.,2010.(2экз.)

10. История информатики и философия информацеонной реальности. СПб., 2007. (2экз.)

11. Постнеклассика: философия, наука, культура. М 2009.(1экз.)

12. Конашев М.Б. Становление эволюционной теории Ф.Г. Добржанского. -СПб.: Наука, 2011 (5экз.)

13. А.П.Мозелов, А.А.Луговой, Е.В. Куракина. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Книга 1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2013.(Электронный ресурс)

14. А.П.Мозелов, А.А.Луговой , Е.В. Куракина. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Книга 2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2013.(Электронный ресурс)

15. А.П.Мозелов, А.А.Луговой , Е.В. Куракина. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Книга 3. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2013.(Электронный ресурс)

5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины, электронные библиотечные системы:

Library.voenmeh.ru

Elanbook.ru

5.4. Программное обеспечение.

Не требуется

5.5. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса

• применение средств мультимедиа в образовательном процессе ;

• доступность учебных материалов через сеть Интернет для любого участника учебного процесса (например, рекомендуемая литература);

• возможность консультирования обучающихся преподавателями в любое время и в любой точке пространства посредством сети Интернет.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Лекционные занятия:

1) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

2.Практические занятия:

1) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«История, философия и методология науки и техники»

Аннотация рабочей программы

Дисциплина История, философия и методология науки и техники является базовой дисциплиной блока 1 цикла дисциплин подготовки студентов по направлению:

24.04.01- Ракетные комплексы и космонавтика

Дисциплина реализуется на факультете «Р» БГТУ им. Д.Ф. Устиновака федрой Р10

«Философия»

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника

.

Компетенции

Направление подготовки Обеспечиваемые компетенции (продвинутый уровень)
24.04.01 - Ракетные комплексы и космонавтика ОК-1 владением целостной системой научных знаний об окружающем мире, способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры ; ОК-3 способностью критически оценивать основные теории и концепции, границы их применения; ОК-6 способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно политической жизни; ОК-7 способностью к осуществлению просветительской и воспитательской деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений ; ОК-8 готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии ; ОК-10 способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; ОК-18 способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, содействовать обучению и развитию окружающих  

 

Наши рекомендации