История, философия и методология науки и техники
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Направление специальность подготовки | 24.04.01- Ракетные комплексы и космонавтика | ||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и наименование направления/специальности) | |||||||||||||||||||||||
Специализация/профиль/программа подготовки | Проектирование и конструирование летательных аппаратов | ||||||||||||||||||||||
Уровень высшего образования | магистратура | ||||||||||||||||||||||
(бакалавриат/ магистратура/ специалитет) | |||||||||||||||||||||||
Форма обучения | очная | ||||||||||||||||||||||
Факультет | «А» - Ракетно-космической техники. | ||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и полное наименование факультета Университета, заказавшего программу) | |||||||||||||||||||||||
Выпускающая кафедра | «А1»- Ракетостроения | ||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и полное наименование выпускающей кафедры) | |||||||||||||||||||||||
Кафедра-разработчик рабочей программы | Р10 Философии | ||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и полное наименование кафедры, составившей и реализующей программу) | |||||||||||||||||||||||
Курс | Семестр | Общая трудоемкость (зачетных единиц) | Часы (по наличию видов занятий) | Вид промежуточного контроля | |||||||||||||||||||
Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Всего | Лекции | Лабораторный практикум | Аудиторный практикум | Другие виды занятий | Всего | Курсовой проект | Курсовая работа | Расчетно-граф. работа | Реферат | Другие виды самост. работы | |||||||||||||
Практп-ческие занятия | Семина-ры | ||||||||||||||||||||||
ЭКЗ | |||||||||||||||||||||||
Начальник отдела основных образовательных программ
__________/__Русина а. а..
«_____» ___________2016
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
/оборотная сторона титульного листа/
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВО)
24.04.01- Ракетные комплексы и космонавтика.
(указывается индекс и наименование направления/специальности)
Программу составили:
Кафедра Р10 Философия
Семенов О.П. канд. филос. наук, профессор кафедры Р10 БГТУ «Военмех» ___________
Эксперт:
Рагимова О.А., профессор кафедры технологии образования Саратовского
национального исследовательского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского, доктор филос. наук, доцент ________________
Программа рассмотрена
на заседании кафедры-разработчика рабочей программы Р10 Философия
(индекс и наименование кафедры-разработчика рабочей программы)
«_20__» ___04____2016___ г. Заведующий кафедрой
доктор филос. наук, профессор /А.П.Мозелов/
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание) (подпись)
Программа рассмотрена
на заседании выпускающей кафедры А1 Ракетостроение
(индекс и наименование выпускающей кафедры)
«___» _______201____ г. Заведующий кафедрой
доктор тех. наук, проф. Бородавкин В.А. / /
Рабочая программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по укрупненной группе направлений и специальностей подготовки (УМК по УГНиСП)
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
(полное наименование направления) (№ протокола)
«___» _____201 ___г. Председатель УМК по УГНиСП
доктор тех. наук, проф. Бородавкин В.А. / /
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
«___» ______201 _____ г. Директор библиотеки БГТУ ___Сесина_Н.В. / /
Разделы рабочей программы
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО………………………………………7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………......8
4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...13
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….....14
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………..16
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Аннотация рабочей программы…………………………………………….17
Приложение 2. Технологии и формы преподавания ……………………………………….19
Приложение 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………....24
Приложение 4. Перечень тем заданий……………………………………………………….31
Приложение 5. Фонды оценочных средств………………………………………………….34
Приложение 6. Справка о наличии в библиотеке БГТУ «ВОЕНМЕХ»
им. Д.Ф.Устинова учебной литературы ………………………………….....40
Приложение 7. Лист изменений, вносимых в программу…………………………………..42
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является формирование следующих компетенций (общекультурных и общепрофессиональных).
Компетенции
Таблица 1
Направление подготовки | Обеспечиваемые компетенции (продвинутый уровень) |
24.04.01 - Ракетные комплексы и космонавтика | ОК-1 владением целостной системой научных знаний об окружающем мире, способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры ; ОК-3 способностью критически оценивать основные теории и концепции, границы их применения; ОК-6 способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно политической жизни; ОК-7 способностью к осуществлению просветительской и воспитательской деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений ; ОК-8 готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии ; ОК-10 способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; ОК-18 способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, содействовать обучению и развитию окружающих |
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:
знания:
на уровне представлений:
- истории и основных философских проблем науки и техники;
- проблем становления и развития методологии науки;
- общих закономерностей развития науки, её генезиса и истории;
- этапизации становления науки в контексте конкретно-исторической связи философии и науки;
- логико-методологические аспекты науки: структуры научного знания, методов, форм научного познания, проблем динамики науки, научного познания и творчества, естественных, технических и социально-гуманитарных наук, становления современной научной картины мира принимая во внимание специфику и профиль ВУЗа
на уровне воспроизведения:
- структуры и динамики развития научного познания, науки как специфической познавательной деятельности, когнитивной практики, системы знаний
на уровне понимания:
- связи философии науки методологии как предпосылки и основы для становления и развития научно-исследовательской деятельности, развития творческого, пробле6мно-поискового мышления, культуры диалога и умения обосновывать, аргументировать выбор направлений научного поиска, свою точку зрения как в проблемных областях конкретных естественных и технических наук, так и в философии науки и техники, философии познания методологии;
- знаний, связанных с развитием культуры исследований, выработки концепций и создания, открытия новых научных и технических решений в конкретно- культурном контексте современной цивилизации.
умения:
теоретические:
- учитывать особенности проблемного поля современной методологии, видеть её возможности и границы;
- использовать контексты и взаимосвязи науки и культуры, учитывать влияние на методологию исследований основных закономерностей развития научного познания и науки.
практические:
- применять основные положения философской теории познания в научной и практической деятельности;
- проводить определенные исторические параллели с процессом возникновения, становления и развития науки в контексте конкретных современных философских идей, связей философии и науки.
навыки:
- владения философскими аспектами качества;
- использования инструментальные возможности методологии науки с учетом различий методологических потенциалов естественных технических и социально-гуманитарных наук;
- концептуального видения и анализа конкретных проблем философии и методологии науки при решении вопросов, задач, выбора направления научного поиска;
- поиска проблемных областей в естественных, технических и гуманитарных науках, в философии науки и техники при решении и методологическом обосновании социальных и профессиональных задач;
- проблемно-поискового мышления, культуры диалога, методологического обоснования и аргументации своей позиции в области конкретных проблемных решений;- владеть навыками
- публичной научной речи в различных аспектах естественно-научного, технического и гуманитарного знания;- обладать навыками
- обращения с методологическим потенциалом современной науки и философии для решения конкретных проблем предметных областей.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ является дисциплиной базовой части Блока 1дисциплин ФГОС
Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин «Философия»,«Концепции современного естествознания», «История», «Экономическая теория», «Политология», «Экология», «Социология» и служит основой для подготовки магистерской диссертации и научно-исследовательской работы магистранта, а также освоения научно-исследовательской практики.
Предварительные компетенции, сформированные у обучающихся до начала изучения дисциплины.
Таблица 2
Направление подготовки | Обеспечиваемые компетенции (пороговая уровень) |
24.03.01 - Ракетные комплексы и космонавтика | ОК-1 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
3.1.Содержание (дидактика) дисциплины Таблица 3
КУРС | СЕМЕСТР | Номера разделов | Наименование разделов и дидактических единиц | ВСЕГО | АУДИТОРНЫЕ занятия в контактной форме | Самостоятельная работа студентов | Формируемая компетенция | ||||||||||||||
ВСЕГО | Лекции | Аудиторный практикум (семинар) | Лабораторный практикум | ОК-01 24.04.01) | ОК-03 (24.04.01) | ОК-06 (24.04.01) | ОК-07 (24.04.01) | ОК-08 (24.04.01) | ОК-10 (24.04.01) | ОК-18 (24.04.01) | |||||||||||
Раздел 1. Философия и наука Философия, её роль и функции. Методология и методологический анализ. Наука как способ постижения мира. Проблема истины. Научный метод, методологический аппарат. | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). История науки и техники. Этапизация развития науки.. История технознания и технических наук. | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Структура научного познания. Эмпиризм и теоретизм. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы. | |||||||||||||||||||||
Раздел 4. Основные структуры научного знания.Научное понятие. и его характеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования. | |||||||||||||||||||||
Раздел 5 Методы научного познания. Метод, методология, классификация методов. Методы эмпирического и теоретического исследования. Системный и комплексный подходы, возможности и границы. | |||||||||||||||||||
Раздел 6. Формы научного познания. Научный факт, проблема теоретической огруженности. Проблемная ситуация, конкретная историчность. Гипотезы, теории, исследовательские программы. Проблеморешающий подход (П. Лаудан). | |||||||||||||||||||
Раздел 7. Проблема динамики научного познания. Научная теория, проблема введения и применения. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность, рациональность, методология научного творчества. | |||||||||||||||||||
Раздел 8. Методологические проблемы гуманитарных наук. Гуманитарные науки. Гума-нитарное знание, проблема объяснения, понимания, интерпретативный поворот в социопознании. Антропоморфизм и деантропоморфизация | |||||||||||||||||||
Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. Предсказуемость, опреде-ленность социальных явлений, ненамеренность, последствия действий как проблема. Субъкт-объект в условиях неполной определенности. «Мозаичный» объект, возможности виртуализации.Социальное познание и проблемы видения развития социума. | |||||||||||||||||||
Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация.Современная наука. Проблема интегрированности в цивилизационный процесс. Портрет ученого XXI века. Магистерская подго-товка. условия, специальная направленность. Этика науки, дионтология, этитезация жизни человека. Наука как продолжение культурного проекта. | |||||||||||||||||||
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ(*включая работу над рефератом) | 108* | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Аудиторный практикум (лекционные занятия) Таблица 4
№ п/п | Номер и наименование раздела дисциплины | Тема практического занятия | Объем, ауд. часов |
Раздел 1. Философия и наука. | Философия, её роль и функции в научном познании. Методология науки и методологический анализ. Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания. Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины. Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия. | ||
Раздел 2Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). | Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники. Пранаука, протонаука, преднаука. Классическая наука, собственно наука. Постклассическая наука. История, становления и развития технознания и современных технических наук. | ||
Раздел 3. Структура научного познания. | Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Основание науки и их структура. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы. | ||
Раздел 4. Основные структуры научного знания. | Научное понятие и его хакрактеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования. | ||
Раздел 5.Методы научного познания. | Метод, методология, классификация методов научного познания. Методы эмпирического исследования. Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования. Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании. | ||
Раздел 6.Формы научного познания. | Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности. Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста. Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие. Научная теория: структура функции, классификация. Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан). Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания. | ||
7. | Раздел 7. Проблема динамики научного познания. | Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности. Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска | |
8. | Раздел 8. Методологи-ческие проблемы гуманитарных наук. | Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции. Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании. Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы. Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации. | |
9. | Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. | Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема. Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации. Гуманитарные знания и философия, тенденции развития. Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров | |
10. | Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация. | Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс. Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность. Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества. Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности | |
Итого: |
Аудиторный практикум (семинарские занятия) Таблица 5
№ п/п | Номер и наименование раздела дисциплины | Тема практического занятия | Объем, ауд. часов |
Раздел 1. Философия и наука. | Философия, её роль и функции в научном познании. Методология науки и методологический анализ. Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания. Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины. Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия. | ||
Раздел 2Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). | Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники. Пранаука, протонаука, преднаука. Классическая наука, собственно наука. Постклассическая наука. История, становления и развития технознания и современных технических наук. | ||
Раздел 3. Структура научного познания. | Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика. Теоретическое познание, логические и рациональные формы. Основание науки и их структура. Единство теории и практики. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы. | ||
Раздел 4. Основные структуры научного знания. | Научное понятие и его хакрактеристики. Научный закон, функции. Научное объяснение. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования. | ||
Раздел 5.Методы научного познания. | Метод, методология, классификация методов научного познания. Методы эмпирического исследования. Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования. Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании. | ||
Раздел 6.Формы научного познания. | Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности. Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста. Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие. Научная теория: структура функции, классификация. Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан). Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания. | ||
7. | Раздел 7. Проблема динамики научного познания. | Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности. Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска | |
8. | Раздел 8. Методологи-ческие проблемы гуманитарных наук. | Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции. Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании. Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы. Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации. | |
9. | Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. | Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема. Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации. Гуманитарные знания и философия, тенденции развития. Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров | |
10. | Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация. | Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс. Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность. Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества. Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности | |
Итого: |
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен.
3.2. Самостоятельная работа студента (СРС)
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Таблица 6
Номер и наименование раздела дисциплины | СОДЕРЖАНИЕ учебного задания | время (час) |
СРС | ||
Раздел 1. Философия и наука. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 1, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 1 | |
Раздел 2Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 2, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 2, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы. | |
Раздел 3. Структура научного познания. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 3, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 3, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы. | |
Раздел 4. Основные структуры научного знания. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 4, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 4, выступлениям и докладам. Подготовка к контрольной работе по темам разделов 1-4. | |
Раздел 5.Методы научного познания. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 5, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 5, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы. | |
Раздел 6.Формы научного познания. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 6, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 6, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы. | |
Раздел 7. Проблема динамики научного познания. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 7 подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 7, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы. | |
Раздел 8. Методологи-ческие проблемы гуманитарных наук. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 8, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 8, выступлениям и докладам Написание реферата при выборе темы. | |
Раздел 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 9, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 9, выступлениям и докладам Подготовка реферата к сдаче. | |
Раздел 10. Наука, общество, культура, цивилизация. | Изучение и реферирование первоисточников, лекционного материала раздела 10, подготовка к семинарским занятиям по темам раздела 10, выступлениям и докладам Подготовка реферата к сдаче. | |
ВСЕГО: |
Списки, содержащие перечень домашних заданий перечислены в Приложении 4, перечень экзаменационных вопросов – в Приложении 5
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с:
– Положением о порядке проведения промежуточной аттестации студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (приказ ректора от 11.12.2007 № 78-с(о);
– Положением о текущем контроле успеваемости студентов БГТУ «ВОЕНМЕХ» им.Д.Ф.Устинова (приказ ректора от 21.01.2008 № 7-О).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Основная литература:
1. Под редакцией А.П.Мозелова. История техники и технознания. Учебное пособие. Книга 1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2014.(Электронный ресурс)
2. Под редакцией А.П.Мозелова. История техники и технознания. Учебное пособие. Книга2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2014.(Электронный ресурс)
3. А.П. Мозелов и др. История философии техники. Кн.1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2015.(Электронный ресурс)
4. А.П. Мозелов и др. История философии техники. Кн.2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2016.(Электронный ресурс).
5. Горохов, В. Г. Философия техники. История и современность. Б.м.: б.и.2008.(Электронный ресурс).
6. ред. А. П. Мозелов,О.П. Семенова, сост. В. В. Гречаный [и др.]. История философии техники: учебное пособие. Кн.1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2016.(Электронный ресурс).
7. ред. А. П. Мозелов,О.П. Семенова, сост. В. В. Гречаный [и др.]. История философии техники: учебное пособие. Кн.2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ»2016.(Электронный ресурс).
8. Ивин А.А. Социальная философия. Учебник. -М.: Юрайт.2013.(Электронный ресурс).
9. Ивин А.А. Из тени в свет перелетая. Очерки современной социальной философии. -М.: Юрайт. 2015.(Электронный ресурс).
10. Орехов А.М. Социальная философия. Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. -М.: Книжный дом « Либроком».2011
11. Спиркин А.Г. Социальная философия и философия истории. -М.: Юрайт. 2015.(Электронный ресурс).
12. Рахманов А.Б. Социальная философия К.Маркса, Ф.Энгельса и ее антиномии.
-М.: Книжный дом « Либроком» 2012.
5.2.Дополнительная литература:
1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фадхин Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. - Б.м.: б.и. 2007.(Электронный ресурс).
2. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Л.В. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие. Б.м.: б.и.2007.(Электронный ресурс).
3. История и философия науки (философия науки): Учебное пособие. Б.м.: б.и. 2008.(Электронный ресурс).
4. В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. Философия науки и техники. Б.м.: б.и. 2008.(Электронный ресурс).
5. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. учреждений высш. Образования. М.: «Академия» 2016.(Электронный ресурс).
6. Гобозов И.А. Социальная философия. -М.: Академический прект. 2010.(Электронный ресурс).
7. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.:// Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Юрайт. 1991.(Электронный ресурс).
8. Джегутанов Б.К. Срельченко В.И.,и др. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. СПб., 2006.(Электронный ресурс).
9. История инженерной деятельности и философия инженерной реальности. СПб.,2010.(2экз.)
10. История информатики и философия информацеонной реальности. СПб., 2007. (2экз.)
11. Постнеклассика: философия, наука, культура. М 2009.(1экз.)
12. Конашев М.Б. Становление эволюционной теории Ф.Г. Добржанского. -СПб.: Наука, 2011 (5экз.)
13. А.П.Мозелов, А.А.Луговой, Е.В. Куракина. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Книга 1. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2013.(Электронный ресурс)
14. А.П.Мозелов, А.А.Луговой , Е.В. Куракина. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Книга 2. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2013.(Электронный ресурс)
15. А.П.Мозелов, А.А.Луговой , Е.В. Куракина. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Книга 3. СПб., БГТУ «ВОЕНМЕХ» 2013.(Электронный ресурс)
5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины, электронные библиотечные системы:
Library.voenmeh.ru
Elanbook.ru
5.4. Программное обеспечение.
Не требуется
5.5. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса
• применение средств мультимедиа в образовательном процессе ;
• доступность учебных материалов через сеть Интернет для любого участника учебного процесса (например, рекомендуемая литература);
• возможность консультирования обучающихся преподавателями в любое время и в любой точке пространства посредством сети Интернет.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Лекционные занятия:
1) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)
2.Практические занятия:
1) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)
Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«История, философия и методология науки и техники»
Аннотация рабочей программы
Дисциплина История, философия и методология науки и техники является базовой дисциплиной блока 1 цикла дисциплин подготовки студентов по направлению:
24.04.01- Ракетные комплексы и космонавтика
Дисциплина реализуется на факультете «Р» БГТУ им. Д.Ф. Устиновака федрой Р10
«Философия»
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника
.
Компетенции
Направление подготовки | Обеспечиваемые компетенции (продвинутый уровень) |
24.04.01 - Ракетные комплексы и космонавтика | ОК-1 владением целостной системой научных знаний об окружающем мире, способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры ; ОК-3 способностью критически оценивать основные теории и концепции, границы их применения; ОК-6 способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно политической жизни; ОК-7 способностью к осуществлению просветительской и воспитательской деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений ; ОК-8 готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии ; ОК-10 способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; ОК-18 способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, содействовать обучению и развитию окружающих |