Методика 27. «Эффективность лидерства»

Следующий опросник в отличие от предыдущего оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эф­фективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать од­нозначно: «да» или «нет».

Текст опросника

1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новей­
ших достижений?

а) да, б) нет.

2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?

а) да, 6) нет.

Часть I. Психологическая диагностика

3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?

а) краткий, ясный, точный;

б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.

4. Разъясняете ли вы другим причины и основания прини­
маемых вами решений?

а) да, б) нет,

5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно
находятся в вашем подчинении?

а) да, б) нет.

6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в
обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена
обязанность ими руководить?

а) да, б) нет.

7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление
самостоятельности, независимости в работе и инициативы?

а) да, б) нет.

8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
а) да, б) нет.

9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчинен­
ным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?

а) да, б) нет.

10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими
подчиненными?

а) да, б) нет.

11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом
нуждаются?

а) да, б) нет.

12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хоро­
шо выполненную работу?

а) да, б) нет.

13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и
ориентироваться на них в совместной работе?

а) да, б) нет.

14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать
положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в
работе?

а) да, б) нет.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? а) да, б) нет.

16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? а) да, б) нет.

17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии
других?

а) да, б) нет.

18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да,
то в какой обстановке?

а) наедине, б) в присутствии других.

19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, до­
кладывая об итогах вышестоящему руководителю?

а) да, б) нет.

20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
а) да, б) нет.

21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основ­
ную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей
и организаций?

а) да, б) нет.

22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каж­
дым из ваших подчиненных, для общего дела?

а) да, б) нет.

23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для плани­
рования работы?

а) да, б) нет.

24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
а) да, б) нет.

25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их
квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?

а) да, б) нет.

26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
а) да, б) нет.

27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей
специальности?

а) да, б) нет.

Часть I. Психологическая диагностика

28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохране­
нии и повышении работоспособности?

а) да, б) нет.

29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
а) да, б) нет.

30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с
целью улучшения качества и повышения эффективности их ра­
боты?

а) да, б) нет.

31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необхо­
димо ориентироваться при его приеме на работу?

а) да, б) нет.

32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удов­
летворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?

а) да, б) нет.

33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в обще­
нии с подчиненными?

а) да, б) нет.

34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и
уважением?

а) да, б) нет.

35. Уверены ли вы в себе? а) да, б) нет.

36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? а) да, б) нет.

37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? а) да, б) нет.

38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на спе­
циальных курсах, семинарах и т.п.?

а) да, б) нет.

39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии реше­
ний и в общении с людьми?

а) да, б) нет.

40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если по­
требуется?

а) да, б) нет.




■^ef*

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Замечание.Если эта методика используется для самооценки ру­ководителя, то возникает опасность искажения ре­зультатов вследствие субъективной установки пока­зать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководи­телем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.

За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.

Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов,то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считает­ся высокоэффективным.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.

Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше,то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффек­тивный и ему не рекомендуется быть руководителем педагоги­ческого или детского коллектива.

Контрольные вопросы

1. Специфика социально-психологических проблем, харак­терных для взрослых людей в отличие от детей.

2. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослых людей.

3. Особенности психодиагностики познавательных процес­сов у взрослых людей.

4. Методы изучения внимания взрослых людей.

5. Оценка динамики процесса запоминания у взрослых людей.

6. Оценка педагогических способностей взрослых людей.

7. Что такое педагогическая психодиагностика?

8. Методы психодиагностики состояний личности взросло­го человека и выводы о его готовности к педагогической деятельности.

9. Методы психодиагностики черт характера взрослых людей.

Часть I. Психологическая диагностика

10. Определение способов решения взрослым человеком жиз­ненных проблем с целью установления его готовности к педагогической работе.

11. Педагогически направленная оценка мотивов поведения взрослого человека.

12. Методы педагогического изучения межличностных уста­новок и отношений взрослых людей.

13. Психодиагностика родительских установок.

14. Определение степени удовлетворенности браком.

15. Выяснение склонности и способности быть лидером.

16. Оценка эффективности стиля руководства людьми.

Практические задания

1.Произвести оценку собственных состояний личности: са­мочувствия, одиночества, смысла существования, свободы воли и выбора, конфликта в половой сфере, враждебности настроя, расхождения между реальным и идеальным Я, ощущения беспо­мощности и неприкаянности. Сделать из этого выводы о возмож­ности занятий педагогической деятельностью.

2. Произвести психодиагностику следующих черт характе­ра: оптимизма, объективности, силы воли и независимости.

3. Определить способы решения жизненных проблем, вклю­чая диагностику уровня субъективного контроля, способов вы­хода из затруднительных жизненных ситуаций, чувства юмора у двух-трех взрослых людей или студентов.

4. Оценить мотив аффилиации и мотивацию достижения ус­пехов у двух-трех взрослых людей, включенных в педагогичес­кую работу с детьми.

5. Провести психодиагностику родительских установок (от­ношений), степени удовлетворенности браком у двух-трех ро­дителей благополучных и неблагополучных детей. Сделать пе­дагогические выводы о правильности этих установок и о влия­нии удовлетворенности браком на воспитание детей.

6. Выяснить склонность и способность быть эффективным лидером у двух-трех студентов педвуза.

Методика 27. «Эффективность лидерства» - student2.ru Индивидуальная карта психологического самоконтроля взрослого человека

Таблица 31



U1

ю

W


Дата про­ведения обследо­вания Внимание Память Мышление Личность
Корректурная проба Динамика про­цесса заучивания Тест Айзенка Педагогичес­кие ситуации Состояние личности
продуктив­ность и устойчи­вость распреде­ление и переклю­чение продук­тивность дина­мич­ность общий уро­вень разви­тия интел­лекта педагогичес­кие способ­ности самочув­ствие одино­чество ощущение бессмыслен­ности суще­ствования
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Методика 27. «Эффективность лидерства» - student2.ru Таблица 31 (продолжение)

Личность
Состояние личности Черты характера Решение жизненных проблем
свобода выбора (отноше­ние к ав­торитету) половой" конф­ликт враждеб­ный на­строй расхожде­ние между реальным и идеаль­ным Я свобода воли безна­дёж­ность чувство не­прикаян­ности (без­домности) опти­мизм объек­тив­ность сила воли неза­виси­мость уровень субъек­тивного контроля (УСК)
и
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

р



Таблица 31 (продолжение)

Личность Межличностные отношения
Решение жизненных проблем Мотивы поведения отношение к детям удовлетворён­ность браком Способность быть лидером
выход из труд­ных жизнен­ных ситуаций чувство юмора аффилиация потребность в достиже­нии успехов тест «Лидер» тест «Эффектив­ность лидерства»
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Наши рекомендации