Методика «Корректурная проба»
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Краткое содержание
Психология и психодиагностика взрослых людей.Отличие психологических проблем, характерных для жизни взрослых людей, от проблем, свойственных детству, отрочеству и ранней юности. Соотношение жизненных перспектив: прошлого, настоящего и будущего — в детстве и взрослости. Различия в психологических установках на самопознание у детей и у взрослых людей. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослости. Выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей.
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей н родителей.Необходимость и возможность ограничения и изменения методик пси-
Часть I. Психологическая диагностика
ностики внимания в студенческом и более старшем возрасте. Особенности психодиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная проба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания. Психодиагностика динамики процесса заучивания. Методика «Педагогические ситуации», ее применение для оценивания педагогических способностей.
Изучение личности взрослого человека.Особенности психолого-педагогической диагностики личности. Основные блоки методик, предназначенных для педагогической психодиагностики личности. Методика оценки самочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определение смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора. Психодиагностика наличия конфликта в половой сфере. Выяснение враждебности настроя, расхождение между реальным и идеальным Я. Оценка свободы воли. Диагностика чувства беспомощности, неприкаянности (бездомности). Психодиагностика педагогически важных черт характера человека: оптимизма, объективности, независимости и силы воли. Определение способов разрешения человеком жизненных проблем: уровня субъективного контроля (УСК), выхода из трудных жизненных ситуаций, чувства юмора. Оценка педагогически значимых мотивов поведения: аффилиации (мотива установления, сохранения и укрепления дружеских связей с окружающими людьми) и мотива достижения успехов.
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей.Психологические особенности педагогических межличностных отношений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Определение степени удовлетворенности браком. Выяснение склонности и оценка способности быть лидером.
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ
В реальной жизни человека нередко возникает насущная необходимость проведения психодиагностики не только детей разного возраста, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные: обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие той или иной должности, определение профпригодности человека и просто психологическое самопознание — изучение человеком самого себя. В этой книге нас, естественно, интересуют не все перечисленные случаи жизни, а так называемые педагогические ситуации, связанные со сферой образования: обучением и воспитанием детей, педагогическим общением, руководством детскими и педагогически -
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
ми коллективами. Активными участниками таких ситуаций, главными исполнителями наиболее важных профессиональных ролей в них являются студенты педагогических учебных заведений, учителя, воспитатели, руководители системы образования, родители.
Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит ее успешность.
Отбирая методы психодиагностики, изложенные в этой главе, мы прежде всего учитывали образовательные роли, выполняемые взрослыми людьми, всеми студентами высших педагогических учебных заведений, учителями, воспитателями и родителями. Еще до подробного рассмотрения этих методов целесообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с психодиагностикой взрослых людей.
Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школьные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода человеческой жизни, которые отличаются психологическим отсутствием для детей и молодых людей прошлого, которое необходимо оценивать, планируя настоящее и будущее; не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соотносить с настоящим; не существует настоящего, тесным образом связанного с прошлым и с будущим. Три названные составляющие человеческой жизни в сознании ребенка, подростка или юноши существуют раздельно, каждая как бы сама по себе. Мысли о будущем представляются в основном мечтами, фантазиями и грезами, несбыточными и оторванными от жизни зачастую именно потому, что они никак не соотносятся в сознании ребенка с его прошлым и настоящим. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему. Живя мечтами о будущем, даже юноши, не го-
Часть I. Психологическая диагностика
воря уже о детях и подростках, мало думают и делают в настоящем для того, чтобы будущее стало реальностью. Отсюда — традиционная и много веков из поколения в поколения воспроизводящаяся проблема малой эффективности попыток убеждения детей в том,,что, например, в школе необходимо хорошо учиться для того, чтобы подготовить свое будущее, что именно для этого в детстве надо стараться всеми возможными способами приобретать как можно больше разнообразных знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться в будущем. И — столь же традиционное непонимание этого со стороны детей, по крайней мере до тех пор, пока они сами не повзрослеют.
Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоящее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориентируясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, принимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.
Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в основном интересуются своими физическими, волевыми качествами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую очередь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции. Если главный вопрос в детской самооценке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеалом?», то основная самооценочная проблема для взрослых звучит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди относятся ко мне именно так?»
Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Система интересов взрослых людей в основном концентрируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального благополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Последнее многие из взрослых людей получают или за счет забот о семье, о близких людях, или за счет трудовой деятельнос-
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
ти. В особенности, это относится к людям так называемых творческих профессий, для которых труд зачастую является целью и смыслом их жизни. Мотивация поведения детей главным образом связана с удовлетворением сиюминутных потребностей, а у более старших из них — также с авторитетом и общением со сверстниками.
Эмоции радости и грусти доминируют в детстве и в то же время являются в этом возрасте преходящими, почти не оставляя следов в детской душе. Они вызываются главным образом сиюминутными радостями жизни. Детству почти не свойственны такие тяжелые человеческие чувства, как одиночество, фрустрация, разочарование в жизни, устойчиво плохое самочувствие и настроение. У большинства нормальных, здоровых детей доминируют стенические эмоции, в то время как у многих взрослых людей — астенические. Если ребенок является не вполне эмоционально уравновешенным, постоянно улыбается и веселится без особых для этого поводов, то это считается вполне нормальным явлением для детства. Но если подобным образом постоянно ведет себя взрослый, то его мы воспринимаем как странного человека. Если, напротив, ребенок неизменно печален, грустен, находится в подавленном настроении или просто в течение длительного времени не проявляет никаких стенических эмоций, то у взрослых людей это вызывает обоснованное беспокойство. В то же время постоянное спокойствие, регулярные жалобы на плохое настроение и состояние здоровья для взрослых людей считаются нормальным явлением. Сделаем из сказанного некоторые выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей. Во-первых, эти методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, таккак интеллектуальное развитие к началу взрослости уже практически завершено, а личностное и межличностное еще долгое время продолжаются. Что же касается интеллектуального потенциала в период взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальнейшем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познавательных процессов, должно давать полезную информацию о том, сохраняются ли с возрастом и, если да, то в какой степени те природные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве.
Часть I. Психологическая диагностика
Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики прежде всего с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии, и такая психодиагностика проводится, как правило, при профотборе.
Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено занятостью взрослых и наличием у них большего количества разнообразных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназначенные для взрослых людей, должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать слишком много времени. Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, которые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым человеком это делать ни по правовым, ни по моральным соображениям нельзя.
В-третьих, дети с большой готовностью, искренним желанием участвуют в групповых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуальном тестировании и самотестировании. Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотестирование. Поэтому тесты для взрослых должны выбираться и составляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно.
В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагностики людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах высших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для-взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэтому тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые методики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов памяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во всяком случае — не улучшаются, если для этого не проводится специальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддерживать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как непродуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредственная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая нагрузка приходится на долговременную память, а также на произвольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.
В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрослого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно включены все основные виды памяти и ее процессы.
Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В студенческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагностике объема внимания и отдельно оценивать такие свойства внимания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную методику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, целесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания,
НемовКн. 3 417
Часть I. Психологическая диагностика
заменить стимульный материал, например кольца Ландольта, на буквенный текст, используемый в методике «Корректурная проба». Взрослым людям по роду профессиональной деятельности — там, где их внимание играет существенную роль, — чаще всего приходится иметь дело с разного рода буквенными тестами и почти никогда — с кольцами того типа, которые применяются в методике Ландольта.
Что касается мышления, то для психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне достаточно, на наш взгляд, применить, например, тест Айзенка, фрагменты (подшкалы) которого были описаны в предыдущей главе. Этот тест включает в себя, кроме двух специальных подшкал, представленных в данной книге в комплексе методик для подростков и старших школьников, пять подшкал общего назначения. Поэтому при проведении психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне можно ограничиться двумя-тремя наугад выбранными общими подшкалами, в частности — теми, которые не вошли в содержание тестирования подростков и старших школьников.
Выбор методов психодиагностики способностей, а также знаний, умений и навыков взрослых людей зависит от рода их деятельности. Поскольку в данной учебной книге речь идет о педагогической деятельности, то мы сочли целесообразным включить в систему психологического тестирования способностей специальную методику под названием «Педагогические ситуации». Она позволяет оценивать умение студента, учителя или родителя находить педагогически правильные выходы из сложных ситуаций общения с детьми.
Как и во всех предыдущих случаях (психодиагностика дошкольников, младших школьников, подростков и старших школьников), результаты обследования студентов, учителей и родителей рекомендуется систематически вносить в Индивидуальную карту психологического самоконтроля взрослого человека, форма которой приводится в конце этой главы. Порядковые номера описываемых далее психодиагностических методик соответствуют порядковым номерам граф в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Методика 3. Тест Айзенка
Для оценки уровня общего интеллектуального развития взрослых рекомендуется использовать 4-й и 5-й субтесты теста Айзенка.
Четвертый субтест
1.Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
_______________ Часть I. Психо логическая диагностика__________
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:
ВАМ (...) АМИДА
3. Исключите лишнее слово:
НОЗИБ
ФЕЛЕТОН
АБРЕЗ
ГРИТ
4. Вставьте пропущенное слово:
СОРГО (ГОРА) САФРА ВОБЛА (....) ПЬЕСА
5. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
6. Вставьте пропущенное число: 112 (190) " 17 268 ( ) 107
8. Вставьте пропущенное число: |
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 7. Вставьте пропущенные числа:
9. Вставьте пропущенное число:
6 9 ? 24 36
10. Исключите лишнее слово:
ЗГЛА
ААМГУБ
НАМГЕРПЕТ
АППРУИС
11. Вставьте недостающие буквы:
Часть I. Психологическая диагностика
12. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
13. Вставьте пропущенную букву:
Т П Л Ж ?
14. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Часть I. Психологическая диагностика
15. Вставьте пропущенное число:
16 (96) 12 10 ( ) 15
16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:
КОНТР (...) ИВ
17. Вставьте пропущенное число:
4 12
2 6 3
3 2?
19 Вставьте недостающее число: 2 5 26 ? |
18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
20. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
_________________ Часть I. Психологическая диагностика___________________
21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:
У(...)ОВА
22. Вставьте пропущенное число:
41 (28) 27 83 ( ) 65
23. Вставьте пропущенное слово:
ШКВАЛ (КЛОК) ОСОКА ОЛОВО (....) СЕТКА
24. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
25. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова,
стоящие вне скобок:
СОБАКА ( ) КОЖА
26. Вставьте пропущенную букву:
А Г Ж Ж К О ОС?
27. Исключите лишнее слово:
РОНТ
СУЛТ
ЛОРКЕС
КОУРС
28. Вставьте пропущенное слово:
РОСТ (ОРЕЛ) ЛЕСС НЕБО (....) ТОГА
30. Вставьте пропущенное число: 65 35 17 ? |
29. Вставьте пропущенные буквы:
Часть I. Психологическая диагностика
Пятый субтест
1. Выберите нужную фигурку из четырех пронумерованных:
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:
СВИР(...)НИК
3. Исключите лишнее слово:
ОАРХ
ОАРВИНЬК
ИИДОНГ
ААССИНД
Глава 6, Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
4. Определите пропущенное число:
5. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Часть I. Психологическая диагностика
6. Вставьте пропущенное число:
5 7 4 6 3?
7. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
8. Вставьте пропущенное слово:
ПОРЫВ (ВОДА) ОСАДА ОТКОС (....) ОТДЫХ
9. Вставьте пропущенное число:
368 (9) 215 444 ( ) 182
10. Исключите лишнее слово:
ЕЛМ
АУМХ
ШААДАНКР
ОЕПР
11. Вставьте недостающую букву:
А Г 3 М ?
13. Вставьте недостающие буквы: |
12. Вставьте пропущенные числа:
Часть I. Психологическая диагностика
14. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
15. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Часть I. Психологическая диагностика
16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:
РО (...) ЕХА
17. Вставьте пропущенное число:
836 (316) 112
213 ( ) 420
18. Вставьте пропущенное число:
5 8 12 7 12 18 3 4?
19. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:
РАС(...)ОС
20. Вставьте пропущенное число:
188 (118) 424
214 ( ) 320
21. Вставьте пропущенное слово:
КОЧАН (ТУЧА) ШТУКА ХВОСТ (....) ОТРЕЗ
22. Вставьте пропущенное число:
0 7 26 ?
23. Исключите лишнее слово:
ГОАЛЬ »
ЯМАИР
ВНАИ ЯИИЛД
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей |
24. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных: |
25. Вставьте слово, которое означало бы то же, чтои слова,
стоящие вне скобок:
ОВРАГ (..... ) ОПОРНЫЙ БРУС
26. Вставьте пропущенную букву:
? С А СУК
АКР
27. Вставьте недостающее число:
71 68 77 50 ?
Часть I. Психологическая диагностика
28. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:
29. Вставьте пропущенное слово:
СТОПА(СОЛЬ) КЛЕТЬ ПАУЗА (....) СТЕПЬ
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 30. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
Ответы на четвертый субтест теста Айзенка
1.1. Фигуры имеют две, три или четыре ножки; вершина может быть прямоугольной, круглой или заостренной.
2. ПИР
3. ТЕЛЕФОН. Все остальные слова обозначают животных: бизон, зебра и тигр.
4. ЛОСЬ. Первая буква пропущенного слова — это предпоследняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова.
5. 4. Количество перегородок в квадратах убывает слева направо.
Часть I. Психологическая диагностика
6. 322. Удвоенная разность чисел, стоящих вне скобок, дает число, заключенное в скобки.
7.19/22. Имеется два ряда чисел, расположенных поочередно в числителе и в знаменателе и возрастающих соответственно на 2,3,4,5. Первый ряд: 5,7,10,14,19. Второй ряд: 8,10,13,17,22.
8. 11. Сумма чисел на «ногах» вычитается из суммы чисел на «руках», в результате чего получается число, начертанное на «голове».
9. 15. Последовательно к первому числу прибавляются 3,6,9,12.
10. ГЛАЗ. Все остальные слова обозначают разные материалы для письма: пергамент, папирус, бумага.
11. А и Н. Слово ПРАЗДНИК читается против часовой стрелки.
12. 6. Имеется три типа главных фигур, три способа штриховки и три различных значка на вершине фигуры.
13. Б. Буквы следуют в обратном алфавитном порядке через 2, 3,4, 5 букв.
14. 6. Коробка может быть открыта кверху, вправо и влево; внутри коробок может находиться крест, треугольник или кружок; над входом может быть одна линия, две или три линии.
15. 75. Произведение чисел, стоящих справа и слева, необходимо разделить на 2.
16..АКТ.
17. 4. Сумма чисел в каждой колонке равна 9.
18. 5. Стрела может быть направлена вниз, вверх или вправо; острие может иметь один, два или три наконечника; тупой конец стрелы также может быть трех разных типов.
19. 677. Каждое число нужно возвести в квадрат и прибавить 1, чтобы получить следующее число.
20.4."Третья фигура состоит из элементов второй фигуры минус элементы первой фигуры.
21. ГОЛ.
22. 36. Вычесть из числа, стоящего слева, число, расположенное справа, и разность удвоить.
23. ЛОСК. Первая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это первая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
24. 5. Животные различаются формой тела, количеством ног и формой стопы.
25. ЛАЙКА.
26. X. Буквы по горизонтальным рядам слева направо следуют по алфавиту через 2 и через 3 буквы.
27. СУРОК. Все остальные слова: трон, кресло и стул — означают предметы мебели, на которых сидят.
28. ЕНОТ.
29. Ти Е. Снизу против часовой стрелки читается слово «Метатель».
30. 11. Второе число получено из первого путем вычитания из него 6x5; третье число получено из второго путем вычитания из него 6x3; искомое, четвертое число получено из третьего путем вычитания из него 6x1. Последний множитель вычитаемого числа постепенно уменьшается на две единицы.
Ответы на пятый субтест теста Айзенка
1.Имеется три положения рук и три формы головы.
2. ЕЛЬ.
3. ССАДИНА. Все остальные слова обозначают краски: охра, индиго, киноварь.
4.18. Число на хвосте есть утроенная разность чисел на крыльях.
5. 3. Фигуры состоят из белых, черных и заштрихованных прямоугольников, которые располагаются либо справа, либо слева. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в колонке или в ряду.
6. 5. Имеется два перемежающихся ряда чисел: 5,4, 3 и 7,6, 5.
7. 4. Имеется три типа грузовиков для перевозки, три типа окраски переднего колеса и три формы сцепления.
8. СТЫД. Первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это третья буква последующего слова.
Часть I. Психологическая диагностика
9. 1. Сложить все цифры, стоящие слева, и вычесть сумму цифр, стоящих справа. В результате получится число, стоящее в скобках.
10. МУХА. Все остальные слова обозначают различные принадлежности для письма: мел, карандаш, перо.
11. Т. Буквы следуют в алфавитном порядке через 2, 3, 4, 5.
12. 8/7. Имеются два ряда чисел, возрастающих каждый раз на 2. Они располагаются поочередно в числителе и в знаменателе: 1, 3, 5, 7 и 2, 4, 6, 8.
13. О и И. Слово ПОЯСНИЦА, читается против часовой стрелки.
14. 1. Имеется три формы обуви, три типа причесок, три положения тела. Каждый признак в горизонтальном и вертикальном рядах встречается только один раз.
15. 3. Фигуры третьей колонки состоят из элементов фигур первой колонки минус элементы фигур второй колонки.
16. ПОТ.
17. 211. Сложить числа, стоящие вне скобок, и сумму разделить на 3.
18. 6. Третье число каждого ряда получается, если сложить первые два числа и из суммы вычесть единицу.
19. КОЛ.
20. 53. Число в скобках равно полуразности чисел, стоящих вне скобок.
21. ТРОС: Первая и вторая буквы пропущенного слова — это, соответственно, вторая и третья буквы последующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова — это, соответственно, третья и четвертая буквы предшествующего слова.
22. 63. Возвести в куб числа 1, 2, 3, 4, соответственно, и каждый раз из получаемого результата вычитать единицу.
23. ИВАН. Остальные имена — женские: ОЛЬГА, МАРИЯ, ЛИДИЯ.
24. 6. Имеется три типа лиц и ушей, три формы шляп. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.
25. БАЛКА.
26. О. Ряды и колонки составлены из одинаковых слов. О — единственная буква, подставив которую, можно получить слово.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
27. 131. Поочередно прибавляют и вычитают числа 3, 9, 27, 81, т.е. вычитаемое и слагаемое каждый раз утраиваются.
28. 1. Голубки помечены одной, двумя и тремя черточками; крылья состоят из одного, двух или трех перьев; нижняя часть — черная, белая или заштрихованная.
29. ПУТЬ. Слово в скобках вверху образовано из первой и третьей букв левого слова и второй и пятой букв правого слова. Точно так же образуется слово «путь» из двух нижних, правого и левого слов.
30.3. Количество завитков, обращенных внутрь у каждой третьей фигуры в ряду, получается путем вычитания количества завитков, обращенных вовне, имеющихся в двух остальных фигурах, друг из друга. Например, количество завитков левой верхней фигуры получается путем вычитания количества завитков правой верхней фигуры из количества завитков, имеющихся в средней фигуре. Число завитков, имеющихся в средней фигуре среднего ряда, получено путем вычитания числа завитков правой фигуры или числа завитков левой фигуры этого же ряда. При этом в получаемой фигуре по сравнению с исходными завитки обращаются в противоположную сторону.
Оценка результатов и выводы
Оценка результатов тестирования производится по нормам, которые при помощи пунктирных прямых указаны на графиках рис. 69 и 70, соответственно, для четвертого и пятого субтестов теста Айзенка.
Если испытуемый по четвертому субтесту за отведенные 30 мин решил 9 задач, а по пятому субтесту — 11 задач, то показатель уровня его общего интеллектуального развития равен 100, что является нормой.
Во всех остальных случаях искомый показатель определяется следующим образом. Сначала определяется показатель по четвертому субтесту. Для этого на графике, представленном на рис. 69, по горизонтальной линии откладывается количество правильно решенных за отведенное время задач. Затем из полученной точки до пересечения с линией графика восстанавливается перпен-
_______________ Часть I. Психологическая диагностика ________ |
Рис. 69. График и нормативные данные для оценки результатов по четвёртому субтесту теста Айзенка.
Рис. 70. График и нормативные данные для оценки результатов по пятому субтесту теста Айзенка.
дикуляр, который затем из точки пересечения опускается на вертикальную ось графика. Точка пересечения опущенного перпендикуляра с вертикальной осью графика указывает на частный показатель уровня интеллектуального развития испытуемого по четвертому субтесту. Таким же способом получается аналогичный показатель для пятого субтеста, но в этом случае пользуются уже графиком, представленным на рис. 70. В заключение берут полусумму показателей по четвертому и пятому субтестам, и она, округленная до целого числа, и является итоговым пока-
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
зателем уровня общего интеллектуального развития данного испытуемого. Именно этот показатель записывается в соответствующую графу Индивидуальной карты психологического самоконтроля взрослого человека.
Немов Кн. 3
Часть I. Психологическая диагностика
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об
этом?»
7.
Ситуация 11 Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.
Ситуация 12 Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать». :
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
7.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Ситуация 13 Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это — плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.
Ситуация 14 Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7.
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в таблице 25. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные о