Методика «Корректурная проба»

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Краткое содержание

Психология и психодиагностика взрослых людей.Отличие психологи­ческих проблем, характерных для жизни взрослых людей, от проблем, свойст­венных детству, отрочеству и ранней юности. Соотношение жизненных перс­пектив: прошлого, настоящего и будущего — в детстве и взрослости. Разли­чия в психологических установках на самопознание у детей и у взрослых лю­дей. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослости. Выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей.

Изучение познавательных процессов у студентов, учителей н родите­лей.Необходимость и возможность ограничения и изменения методик пси-

Часть I. Психологическая диагностика

ностики внимания в студенческом и более старшем возрасте. Особенности пси­ходиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная про­ба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания. Психодиагностика динамики процесса заучивания. Методика «Педагогические ситуации», ее применение для оценивания педаго­гических способностей.

Изучение личности взрослого человека.Особенности психолого-педа­гогической диагностики личности. Основные блоки методик, предназначен­ных для педагогической психодиагностики личности. Методика оценки са­мочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определе­ние смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора. Пси­ходиагностика наличия конфликта в половой сфере. Выяснение враждебнос­ти настроя, расхождение между реальным и идеальным Я. Оценка свободы воли. Диагностика чувства беспомощности, неприкаянности (бездомности). Психодиагностика педагогически важных черт характера человека: оптимиз­ма, объективности, независимости и силы воли. Определение способов разре­шения человеком жизненных проблем: уровня субъективного контроля (УСК), выхода из трудных жизненных ситуаций, чувства юмора. Оценка педагогичес­ки значимых мотивов поведения: аффилиации (мотива установления, сохра­нения и укрепления дружеских связей с окружающими людьми) и мотива до­стижения успехов.

Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей.Психологические особенности педагогических межличностных отно­шений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Определение степени удовлетворенности браком. Выяснение склонно­сти и оценка способности быть лидером.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ

В реальной жизни человека нередко возникает насущная не­обходимость проведения психодиагностики не только детей раз­ного возраста, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные: обращение взрослого человека к профессио­нальному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие той или иной должнос­ти, определение профпригодности человека и просто психоло­гическое самопознание — изучение человеком самого себя. В этой книге нас, естественно, интересуют не все перечисленные слу­чаи жизни, а так называемые педагогические ситуации, связан­ные со сферой образования: обучением и воспитанием детей, пе­дагогическим общением, руководством детскими и педагогически -

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ми коллективами. Активными участниками таких ситуаций, главными исполнителями наиболее важных профессиональных ролей в них являются студенты педагогических учебных заведе­ний, учителя, воспитатели, руководители системы образования, родители.

Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от кото­рых напрямую зависит ее успешность.

Отбирая методы психодиагностики, изложенные в этой гла­ве, мы прежде всего учитывали образовательные роли, выпол­няемые взрослыми людьми, всеми студентами высших педаго­гических учебных заведений, учителями, воспитателями и ро­дителями. Еще до подробного рассмотрения этих методов целе­сообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с пси­ходиагностикой взрослых людей.

Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школь­ные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода че­ловеческой жизни, которые отличаются психологическим отсут­ствием для детей и молодых людей прошлого, которое необхо­димо оценивать, планируя настоящее и будущее; не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соотно­сить с настоящим; не существует настоящего, тесным образом связанного с прошлым и с будущим. Три названные составляю­щие человеческой жизни в сознании ребенка, подростка или юно­ши существуют раздельно, каждая как бы сама по себе. Мысли о будущем представляются в основном мечтами, фантазиями и гре­зами, несбыточными и оторванными от жизни зачастую именно потому, что они никак не соотносятся в сознании ребенка с его прошлым и настоящим. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему. Живя мечтами о будущем, даже юноши, не го-

Часть I. Психологическая диагностика

воря уже о детях и подростках, мало думают и делают в настоя­щем для того, чтобы будущее стало реальностью. Отсюда — тра­диционная и много веков из поколения в поколения воспроиз­водящаяся проблема малой эффективности попыток убеждения детей в том,,что, например, в школе необходимо хорошо учиться для того, чтобы подготовить свое будущее, что именно для этого в детстве надо стараться всеми возможными способами приоб­ретать как можно больше разнообразных знаний, умений и на­выков, которые могут понадобиться в будущем. И — столь же традиционное непонимание этого со стороны детей, по крайней мере до тех пор, пока они сами не повзрослеют.

Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоя­щее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориенти­руясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, при­нимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.

Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в ос­новном интересуются своими физическими, волевыми качест­вами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую оче­редь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции. Если главный вопрос в детской самооцен­ке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеа­лом?», то основная самооценочная проблема для взрослых зву­чит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди от­носятся ко мне именно так?»

Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Система интересов взрослых людей в основном концент­рируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального бла­гополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Последнее многие из взрослых людей получают или за счет за­бот о семье, о близких людях, или за счет трудовой деятельнос-

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ти. В особенности, это относится к людям так называемых твор­ческих профессий, для которых труд зачастую является целью и смыслом их жизни. Мотивация поведения детей главным обра­зом связана с удовлетворением сиюминутных потребностей, а у более старших из них — также с авторитетом и общением со свер­стниками.

Эмоции радости и грусти доминируют в детстве и в то же вре­мя являются в этом возрасте преходящими, почти не оставляя следов в детской душе. Они вызываются главным образом сию­минутными радостями жизни. Детству почти не свойственны та­кие тяжелые человеческие чувства, как одиночество, фрустра­ция, разочарование в жизни, устойчиво плохое самочувствие и настроение. У большинства нормальных, здоровых детей доми­нируют стенические эмоции, в то время как у многих взрослых людей — астенические. Если ребенок является не вполне эмоци­онально уравновешенным, постоянно улыбается и веселится без особых для этого поводов, то это считается вполне нормальным явлением для детства. Но если подобным образом постоянно ве­дет себя взрослый, то его мы воспринимаем как странного челове­ка. Если, напротив, ребенок неизменно печален, грустен, находится в подавленном настроении или просто в течение длительного вре­мени не проявляет никаких стенических эмоций, то у взрослых людей это вызывает обоснованное беспокойство. В то же время постоянное спокойствие, регулярные жалобы на плохое настро­ение и состояние здоровья для взрослых людей считаются нор­мальным явлением. Сделаем из сказанного некоторые выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых лю­дей. Во-первых, эти методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, таккак интел­лектуальное развитие к началу взрослости уже практически за­вершено, а личностное и межличностное еще долгое время про­должаются. Что же касается интеллектуального потенциала в пе­риод взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальней­шем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познаватель­ных процессов, должно давать полезную информацию о том, со­храняются ли с возрастом и, если да, то в какой степени те при­родные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве.

Часть I. Психологическая диагностика

Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики прежде всего с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии, и такая пси­ходиагностика проводится, как правило, при профотборе.

Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено заня­тостью взрослых и наличием у них большего количества разно­образных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназна­ченные для взрослых людей, должны быть жизненно значимы­ми для них и не отнимать слишком много времени. Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, кото­рые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым че­ловеком это делать ни по правовым, ни по моральным сообра­жениям нельзя.

В-третьих, дети с большой готовностью, искренним желани­ем участвуют в групповых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуаль­ном тестировании и самотестировании. Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотести­рование. Поэтому тесты для взрослых должны выбираться и со­ставляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно.

В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагности­ки людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах выс­ших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для-взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэто­му тестирование студентов может быть психологически более от­крытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как вы­бора предмета и методов исследования, так и определения под­ходящей обстановки для проведения психодиагностического об­следования.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые ме­тодики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов па­мяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во вся­ком случае — не улучшаются, если для этого не проводится спе­циальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддержи­вать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как не­продуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредствен­ная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая на­грузка приходится на долговременную память, а также на про­извольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.

В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрос­лого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно вклю­чены все основные виды памяти и ее процессы.

Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В сту­денческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагности­ке объема внимания и отдельно оценивать такие свойства вни­мания, как распределение и переключение. Гораздо важнее иметь интегральные характеристики внимания и портативную мето­дику, которая позволяет их оценивать. Желательно, в частности, иметь два комплексных показателя внимания: продуктивность и устойчивость, распределение и переключение. Кроме того, це­лесообразно в методике, оценивающей эти свойства внимания,

НемовКн. 3 417

Часть I. Психологическая диагностика

заменить стимульный материал, например кольца Ландольта, на буквенный текст, используемый в методике «Корректурная про­ба». Взрослым людям по роду профессиональной деятельности — там, где их внимание играет существенную роль, — чаще всего приходится иметь дело с разного рода буквенными тестами и поч­ти никогда — с кольцами того типа, которые применяются в ме­тодике Ландольта.

Что касается мышления, то для психодиагностики интеллекта взрослых людей вполне достаточно, на наш взгляд, применить, например, тест Айзенка, фрагменты (подшкалы) которого были описаны в предыдущей главе. Этот тест включает в себя, кроме двух специальных подшкал, представленных в данной книге в комплексе методик для подростков и старших школьников, пять подшкал общего назначения. Поэтому при проведении психо­диагностики интеллекта взрослых людей вполне можно ограни­читься двумя-тремя наугад выбранными общими подшкалами, в частности — теми, которые не вошли в содержание тестирова­ния подростков и старших школьников.

Выбор методов психодиагностики способностей, а также зна­ний, умений и навыков взрослых людей зависит от рода их дея­тельности. Поскольку в данной учебной книге речь идет о педа­гогической деятельности, то мы сочли целесообразным включить в систему психологического тестирования способностей специ­альную методику под названием «Педагогические ситуации». Она позволяет оценивать умение студента, учителя или родите­ля находить педагогически правильные выходы из сложных си­туаций общения с детьми.

Как и во всех предыдущих случаях (психодиагностика до­школьников, младших школьников, подростков и старших школьников), результаты обследования студентов, учителей и родителей рекомендуется систематически вносить в Индивиду­альную карту психологического самоконтроля взрослого чело­века, форма которой приводится в конце этой главы. Порядко­вые номера описываемых далее психодиагностических методик соответствуют порядковым номерам граф в Индивидуальной карте психологического самоконтроля взрослого человека.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Методика 3. Тест Айзенка

Для оценки уровня общего интеллектуального развития взрослых рекомендуется использовать 4-й и 5-й субтесты теста Айзенка.

Четвертый субтест


1.Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

_______________ Часть I. Психо логическая диагностика__________

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

ВАМ (...) АМИДА

3. Исключите лишнее слово:

НОЗИБ

ФЕЛЕТОН

АБРЕЗ

ГРИТ

4. Вставьте пропущенное слово:

СОРГО (ГОРА) САФРА ВОБЛА (....) ПЬЕСА

5. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

6. Вставьте пропущенное число: 112 (190) " 17 268 ( ) 107


8. Вставьте пропущенное число:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 7. Вставьте пропущенные числа:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

9. Вставьте пропущенное число:

6 9 ? 24 36

10. Исключите лишнее слово:

ЗГЛА

ААМГУБ

НАМГЕРПЕТ

АППРУИС


11. Вставьте недостающие буквы:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика


12. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

13. Вставьте пропущенную букву:

Т П Л Ж ?


14. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика

15. Вставьте пропущенное число:

16 (96) 12 10 ( ) 15

16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

КОНТР (...) ИВ

17. Вставьте пропущенное число:

4 12

2 6 3

3 2?

19 Вставьте недостающее число: 2 5 26 ?


18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей


20. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

_________________ Часть I. Психологическая диагностика___________________

21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

У(...)ОВА

22. Вставьте пропущенное число:

41 (28) 27 83 ( ) 65

23. Вставьте пропущенное слово:

ШКВАЛ (КЛОК) ОСОКА ОЛОВО (....) СЕТКА

Методика «Корректурная проба» - student2.ru


24. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

25. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова,
стоящие вне скобок:

СОБАКА ( ) КОЖА

26. Вставьте пропущенную букву:

А Г Ж Ж К О ОС?

27. Исключите лишнее слово:

РОНТ

СУЛТ

ЛОРКЕС

КОУРС

28. Вставьте пропущенное слово:

РОСТ (ОРЕЛ) ЛЕСС НЕБО (....) ТОГА

30. Вставьте пропущенное число: 65 35 17 ?


29. Вставьте пропущенные буквы:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика

Пятый субтест

1. Выберите нужную фигурку из четырех пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

СВИР(...)НИК

3. Исключите лишнее слово:

ОАРХ

ОАРВИНЬК

ИИДОНГ

ААССИНД

Глава 6, Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

4. Определите пропущенное число:


Методика «Корректурная проба» - student2.ru


5. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика

6. Вставьте пропущенное число:

5 7 4 6 3?


7. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

8. Вставьте пропущенное слово:

ПОРЫВ (ВОДА) ОСАДА ОТКОС (....) ОТДЫХ

9. Вставьте пропущенное число:

368 (9) 215 444 ( ) 182

10. Исключите лишнее слово:

ЕЛМ

АУМХ

ШААДАНКР

ОЕПР

11. Вставьте недостающую букву:

А Г 3 М ?

13. Вставьте недостающие буквы:


12. Вставьте пропущенные числа:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика

Методика «Корректурная проба» - student2.ru


14. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей


15. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Часть I. Психологическая диагностика

16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

РО (...) ЕХА

17. Вставьте пропущенное число:

836 (316) 112

213 ( ) 420

18. Вставьте пропущенное число:

5 8 12 7 12 18 3 4?

19. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого
слова и началом второго:

РАС(...)ОС

20. Вставьте пропущенное число:

188 (118) 424

214 ( ) 320

21. Вставьте пропущенное слово:

КОЧАН (ТУЧА) ШТУКА ХВОСТ (....) ОТРЕЗ

22. Вставьте пропущенное число:

0 7 26 ?

23. Исключите лишнее слово:

ГОАЛЬ »

ЯМАИР

ВНАИ ЯИИЛД


Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

24. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:

25. Вставьте слово, которое означало бы то же, чтои слова,
стоящие вне скобок:

ОВРАГ (..... ) ОПОРНЫЙ БРУС

26. Вставьте пропущенную букву:

? С А СУК

АКР

27. Вставьте недостающее число:

71 68 77 50 ?

Часть I. Психологическая диагностика

28. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

29. Вставьте пропущенное слово:

СТОПА(СОЛЬ) КЛЕТЬ ПАУЗА (....) СТЕПЬ

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 30. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Ответы на четвертый субтест теста Айзенка

1.1. Фигуры имеют две, три или четыре ножки; вершина мо­жет быть прямоугольной, круглой или заостренной.

2. ПИР

3. ТЕЛЕФОН. Все остальные слова обозначают животных: бизон, зебра и тигр.

4. ЛОСЬ. Первая буква пропущенного слова — это предпос­ледняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущен­ного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова.

5. 4. Количество перегородок в квадратах убывает слева на­право.

Часть I. Психологическая диагностика

6. 322. Удвоенная разность чисел, стоящих вне скобок, дает число, заключенное в скобки.

7.19/22. Имеется два ряда чисел, расположенных поочеред­но в числителе и в знаменателе и возрастающих соответственно на 2,3,4,5. Первый ряд: 5,7,10,14,19. Второй ряд: 8,10,13,17,22.

8. 11. Сумма чисел на «ногах» вычитается из суммы чисел на «руках», в результате чего получается число, начертанное на «голове».

9. 15. Последовательно к первому числу прибавляются 3,6,9,12.

10. ГЛАЗ. Все остальные слова обозначают разные материа­лы для письма: пергамент, папирус, бумага.

11. А и Н. Слово ПРАЗДНИК читается против часовой стрелки.

12. 6. Имеется три типа главных фигур, три способа штри­ховки и три различных значка на вершине фигуры.

13. Б. Буквы следуют в обратном алфавитном порядке через 2, 3,4, 5 букв.

14. 6. Коробка может быть открыта кверху, вправо и влево; внутри коробок может находиться крест, треугольник или кру­жок; над входом может быть одна линия, две или три линии.

15. 75. Произведение чисел, стоящих справа и слева, необхо­димо разделить на 2.

16..АКТ.

17. 4. Сумма чисел в каждой колонке равна 9.

18. 5. Стрела может быть направлена вниз, вверх или вправо; острие может иметь один, два или три наконечника; тупой конец стрелы также может быть трех разных типов.

19. 677. Каждое число нужно возвести в квадрат и прибавить 1, чтобы получить следующее число.

20.4."Третья фигура состоит из элементов второй фигуры ми­нус элементы первой фигуры.

21. ГОЛ.

22. 36. Вычесть из числа, стоящего слева, число, расположен­ное справа, и разность удвоить.

23. ЛОСК. Первая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного сло­ва — это последняя буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это первая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это четвертая буква по­следующего слова.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

24. 5. Животные различаются формой тела, количеством ног и формой стопы.

25. ЛАЙКА.

26. X. Буквы по горизонтальным рядам слева направо следу­ют по алфавиту через 2 и через 3 буквы.

27. СУРОК. Все остальные слова: трон, кресло и стул — оз­начают предметы мебели, на которых сидят.

28. ЕНОТ.

29. Ти Е. Снизу против часовой стрелки читается слово «Ме­татель».

30. 11. Второе число получено из первого путем вычитания из него 6x5; третье число получено из второго путем вычитания из него 6x3; искомое, четвертое число получено из третьего пу­тем вычитания из него 6x1. Последний множитель вычитаемо­го числа постепенно уменьшается на две единицы.

Ответы на пятый субтест теста Айзенка

1.Имеется три положения рук и три формы головы.

2. ЕЛЬ.

3. ССАДИНА. Все остальные слова обозначают краски: охра, индиго, киноварь.

4.18. Число на хвосте есть утроенная разность чисел на крыльях.

5. 3. Фигуры состоят из белых, черных и заштрихованных пря­моугольников, которые располагаются либо справа, либо слева. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в колонке или в ряду.

6. 5. Имеется два перемежающихся ряда чисел: 5,4, 3 и 7,6, 5.

7. 4. Имеется три типа грузовиков для перевозки, три типа окраски переднего колеса и три формы сцепления.

8. СТЫД. Первая буква пропущенного слова — это послед­няя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего сло­ва; четвертая буква пропущенного слова — это третья буква по­следующего слова.

Часть I. Психологическая диагностика

9. 1. Сложить все цифры, стоящие слева, и вычесть сумму цифр, стоящих справа. В результате получится число, стоящее в скобках.

10. МУХА. Все остальные слова обозначают различные при­надлежности для письма: мел, карандаш, перо.

11. Т. Буквы следуют в алфавитном порядке через 2, 3, 4, 5.

12. 8/7. Имеются два ряда чисел, возрастающих каждый раз на 2. Они располагаются поочередно в числителе и в знаменате­ле: 1, 3, 5, 7 и 2, 4, 6, 8.

13. О и И. Слово ПОЯСНИЦА, читается против часовой стрелки.

14. 1. Имеется три формы обуви, три типа причесок, три по­ложения тела. Каждый признак в горизонтальном и вертикаль­ном рядах встречается только один раз.

15. 3. Фигуры третьей колонки состоят из элементов фигур первой колонки минус элементы фигур второй колонки.

16. ПОТ.

17. 211. Сложить числа, стоящие вне скобок, и сумму разде­лить на 3.

18. 6. Третье число каждого ряда получается, если сложить первые два числа и из суммы вычесть единицу.

19. КОЛ.

20. 53. Число в скобках равно полуразности чисел, стоящих вне скобок.

21. ТРОС: Первая и вторая буквы пропущенного слова — это, соответственно, вторая и третья буквы последующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова — это, соответст­венно, третья и четвертая буквы предшествующего слова.

22. 63. Возвести в куб числа 1, 2, 3, 4, соответственно, и каж­дый раз из получаемого результата вычитать единицу.

23. ИВАН. Остальные имена — женские: ОЛЬГА, МАРИЯ, ЛИДИЯ.

24. 6. Имеется три типа лиц и ушей, три формы шляп. Каж­дый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.

25. БАЛКА.

26. О. Ряды и колонки составлены из одинаковых слов. О — единственная буква, подставив которую, можно получить слово.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

27. 131. Поочередно прибавляют и вычитают числа 3, 9, 27, 81, т.е. вычитаемое и слагаемое каждый раз утраиваются.

28. 1. Голубки помечены одной, двумя и тремя черточками; крылья состоят из одного, двух или трех перьев; нижняя часть — черная, белая или заштрихованная.

29. ПУТЬ. Слово в скобках вверху образовано из первой и третьей букв левого слова и второй и пятой букв правого слова. Точно так же образуется слово «путь» из двух нижних, правого и левого слов.

30.3. Количество завитков, обращенных внутрь у каждой тре­тьей фигуры в ряду, получается путем вычитания количества за­витков, обращенных вовне, имеющихся в двух остальных фигу­рах, друг из друга. Например, количество завитков левой верх­ней фигуры получается путем вычитания количества завитков правой верхней фигуры из количества завитков, имеющихся в средней фигуре. Число завитков, имеющихся в средней фигуре среднего ряда, получено путем вычитания числа завитков пра­вой фигуры или числа завитков левой фигуры этого же ряда. При этом в получаемой фигуре по сравнению с исходными завитки обращаются в противоположную сторону.

Оценка результатов и выводы

Оценка результатов тестирования производится по нормам, которые при помощи пунктирных прямых указаны на графиках рис. 69 и 70, соответственно, для четвертого и пятого субтестов теста Айзенка.

Если испытуемый по четвертому субтесту за отведенные 30 мин решил 9 задач, а по пятому субтесту — 11 задач, то показа­тель уровня его общего интеллектуального развития равен 100, что является нормой.

Во всех остальных случаях искомый показатель определяется следующим образом. Сначала определяется показатель по четвер­тому субтесту. Для этого на графике, представленном на рис. 69, по горизонтальной линии откладывается количество правильно решенных за отведенное время задач. Затем из полученной точ­ки до пересечения с линией графика восстанавливается перпен-


Методика «Корректурная проба» - student2.ru

_______________ Часть I. Психологическая диагностика ________

Рис. 69. График и нормативные данные для оценки результатов по четвёртому субтесту теста Айзенка.

Методика «Корректурная проба» - student2.ru

Рис. 70. График и нормативные данные для оценки результатов по пятому субтесту теста Айзенка.

дикуляр, который затем из точки пересечения опускается на вер­тикальную ось графика. Точка пересечения опущенного перпен­дикуляра с вертикальной осью графика указывает на частный показатель уровня интеллектуального развития испытуемого по четвертому субтесту. Таким же способом получается аналогич­ный показатель для пятого субтеста, но в этом случае пользуют­ся уже графиком, представленным на рис. 70. В заключение бе­рут полусумму показателей по четвертому и пятому субтестам, и она, округленная до целого числа, и является итоговым пока-

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

зателем уровня общего интеллектуального развития данного ис­пытуемого. Именно этот показатель записывается в соответст­вующую графу Индивидуальной карты психологического само­контроля взрослого человека.

Немов Кн. 3



Часть I. Психологическая диагностика

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об
этом?»

7.

Ситуация 11 Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.

Ситуация 12 Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол­жен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­думать». :

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
7.

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

Ситуация 13 Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи­теля?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.

Ситуация 14 Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».
7.

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в таблице 25. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагоги­ческие ситуации, а справа сверху также по порядку их следова­ния представлены альтернативные о

Наши рекомендации