Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ.

1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

2.Истина и заблуждение в познании, проблема критериев истины.

3.Чувственная и рациональная формы познания. Роль интуиции в познавательной деятельности.

4.Специфика научного познания, его уровни и формы. Методы эмпирического и теоретического исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему философия занимается проблемой познания?

2. Согласны ли Вы с трактовкой познания как «отражения» объективного мира?

3. Что позволяет рассматривать познание как «конструирование» действительности?

4. Чем отличаются друг от друга гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм?

5. Каково соотношение понятий «объект познания» и «субъект познания»?

6. В чем состоит активность субъекта в процессе познания?

7. Что такое истина?

8. Каковы критерии истинного знания?

9. Какие концепции истины Вам известны, в чем их специфика и взаимосвязь?

10. Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?

11. Какова роль чувственного опыта в процессе познания?

12. Дайте характеристику основных форм рационального мышления.

13. Каковы место и роль интуиции и творчества в познании?

14. Что отличает науку от других форм познания?

15. Почему наука не стала единственной формой знания?

16. Какая из форм научного знания является главной?

17. Что такое метод научного познания? Назовите основные методы эмпирического и теоретического исследования.

Основное содержание темы

Познание, интеллект. Проблема познаваемости, предмет философской гносеологии. Гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм. Структура познавательного акта. Субъект, объект познания. Интенциональность. Понимание и объяснение.

Истина как ценность и истина как категория теории познания. Взаимосвязь истины и заблуждения. Исторические концепции истины: (корреспондентная, когерентная, прагматическая, семантическая, конвенциональная, дефляционная). Критерии истины (практический, логический, эстетический, верификация, фальсифицируемость и др.).

Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление). Специфика рационального познания; формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Память, воля, интуиция, творчество, талант, неявное знание, озарение, инсайт, роль интуитивного познания в науке и культуре.

Наука как социальный институт и как вид познавательной деятельности, принцип системности, принцип объективности, принцип обоснованности, формы научного знания (научная проблема, научный факт, гипотеза, теория). Основные методы эмпирического (наблюдение, эксперимент, измерение и др.) и теоретического (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.) исследования. Специфика познания в естественных и гуманитарных науках.

Дополнительная литература

1. Абдильдин, Ж.М. Логика современного научно-теоретического познания / Ж.М. Абдильдин // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 3-10.

2. Антоновский, А.Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации / А.Ю. Антоновский // Вопросы философии. – 2015. – № 2. – С. 45-57.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методология как основа научного поиска / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина // Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С.30-33.

4. Гарпушкин, В.Е. Проблема объективности знания / В.Е. Гарпушкин // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С. 111-114.

5. Дождикова, Р.Н. К вопросу об аксиологических основаниях обыденного познания / Р.Н. Дождикова // Вопросы философии. – 2013. – № 2. – С. 33-41.

6. Лебедев С.А. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 72-82.

7. Лебедев, С.А, Философия науки: терминологический словарь / С.А. Лебедев. – М.: Академ. проект, 2011. – 268 с.

8. Левин, Г.Д. Опыт, факт и эмпирическое знание / Г.Д. Левин
// Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 75-84.

9. Лекторский, В.А. Философия, познание, культура / В. А. Лекторский. – М.-Минск: Канон+ РООИ "Реабилитация": Белорусский дом печати, 2012. – 383 с.

10. Мамчур, Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии / Е.А. Мамчур // Вопросы философии. – 2011. – № 13. – С.80-89.

11. Маркова, Л.А. На пути к новой онтологии в философии науки / Л.А. Маркова // Вопросы философии. – 2013. – № 11. – С. 40-49.

12. Микешина, Л.А. Общие понятия и феномен интуиции в гуманитарном знании / Л.А. Микешина // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 104-115.

13. Мутсопулос, Е. Истина: успехи и поражения / Е. Мутсопулос
// Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 107-114.

14. Розин, В.М. Понятия "предмет" и "объект": методологический анализ / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 85-96.

15. Стейла, Д. Человеческая деятельность и истина: ранние марксисты и прагматисты / Д. Стейла // Вопросы философии. – 2012. – № 1. – С. 129-143.

16. Степин, В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 18-25.

17. Философия науки: учебное пособие (для студентов, аспирантов, магистрантов, соискателей, готовящихся к экзаменам по философии науки по нефилософским специальностям) / под общ. ред. А. М. Старостина, В. И. Стрюковского. – М.: Дашков и К°: Академцентр, 2012. – 366 с.

18. Черникова, И.В. Эволюция субъекта научного познания / И. В. Черникова
// Вопросы философии. – 2014. – № 8. – С. 65-75.

19. Чусов, А.В. О перспективах развития методологии науки: моделирование, объективация, общая структура метода / А.В. Чусов // Вопросы философии. – 2012. – № 1. – С. 60-70.

20. Шамис, А.Л. О механизмах познания / А.Л. Шамис. – Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 31-34.

Наши рекомендации