Компьютеризация науки и ее социальные последствия

Одна из важных закономерностей развития науки — усиле­ние и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьюте­ризации науки как базы новых информационных технологий, обес­печивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.

Компьютеризация — процесс проникновения современ­ной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия ин­дивидуума и социума в целом. ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения ин­формации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Человек работает с компьютером в диалоговом режиме и, задавая программу ЭВМ, является ведущей подсистемой си­стемы человек—машина.

В конце XX в. научно-техническая революция (НТР) всту­пила в стадию компьютерной революции. Компьютериза­ция — один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.

ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новый уровень:

— компьютерное моделирование позволяет совершенство­вать методы теоретического воспроизведения действитель­ности в рамках конкретной науки;

— активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, те­ория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;

— создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для прорыва на следующий (более высокий) уровень познания;

— становится реальным создание искусственного интел­лекта (ИИ) — технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать самостоятельные решения, расширяя и углубляя информационный про­цесс. ИИ — симбиоз человек — машина, принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможнос­ти человека.

Создаются условия для рационализации деятельности во всех ее формах и проявлениях. Компьютерный этап НТР по­зволяет реально выйти на уровень материало-, энерго- и ресурсоемких производств, относительно замкнутых произ­водственно-хозяйственных систем. Масштабы и объемы дея­тельности во всех ее формах уменьшаются, а эффективность возрастает.

Изменяется и традиционная структура образовательной системы: вместо традиционной системы субъект обучения (наставник) — объект обучения (ученик) формируется дру­гая: наставник — ЭВМ — ученик. Современные образова­тельные технологии позволяют не только выдавать неогра­ниченный поток информации, но и контролировать ее усво­ение. Однако роль наставника не уменьшается, а, напротив, возрастает в условиях выхода на уровень опережающего об­разования.

Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ придает научно-информаци­онному и образовательному процессу общепланетарные ха­рактер и масштабы. Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты. Происходит глобализация мирового инфор­мационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях.

Значительные возможности ЭВМ повышают ответствен­ность представителей компьютерных профессий. Хакеры (англ. hacher — компьютерный хулиган) проникают в госу­дарственные и частные информационные сети, получают нелегальный доступ к банковским счетам, секретной инфор­мации. Целенаправленный информационный поток оказывает существенное воздействие на общественное мнение, лиц, принимающих решение.

Развивается компьютерная этика — система норм по­ведения представителей компьютерных профессий, позволя­ющая сохранить как общечеловеческие, так и профессиональ­ные ценности. Тем самым предполагается обеспечить гармо­нию ЭВМ, человека и социума.

Впрочем, как и любое явление реальности, феномен ЭВМ имеет двойственный характер. А именно, с одной стороны, компьютеризация действительно вызывает ряд существен­ных негативных медико-биологических, социокультурных последствий (опасность воздействия излучений на организм человека, понижение подвижности человека, его зависимость от техники и др.). С другой стороны, распространение ЭВМ открывает перед человеком и социумом поистине неограни­ченные позитивные возможности — не только в смысле по­знания, но и оптимального управления социоприродными процессами. «Компьютерная зависимость», игромания

Наши рекомендации