Качание на волнах рождений и смертей
Я не могу пройти мимо проблемы жизни и смерти. Многие молодые люди и люди пожилого возраста начинают служение обществу и борьбу за мир, исходя из своей любви ко всем, кто страдает. Они постоянно осознают, что наиболее важным вопросом является вопрос жизни и смерти, но зачастую не понимают, что жизнь и смерть — это не более как два лика единой реальности. Однажды поняв это, мы уже не испугаемся принять их вместе.
Когда мне было всего девятнадцать лет, старший монах наказал мне медитировать на образе трупа, захороненного на кладбище. Но я решил, что это чересчур сложно и воспротивился медитации. Теперь я больше так не считаю. Тогда я думал, что подобное созерцание предназначено старших монахов. Но с
тех пор я увидел многих безмолвно лежащих рядом друг с другом молодых солдат, некоторым из них было пятнадцать, четырнадцать, а то и тринадцать лет. Их не учили готовности к смерти. Теперь мне стало ясно, что тот, кто не знает как умирать, едва ли знает, как жить, поскольку смерть является частью жизни. Всего два дня назад Моби сказала мне, что она считает двадцатилетнего достаточно взрослым для медитации на образе трупа. Ей самой недавно исполнился двадцать один год.
Нам необходимо смотреть в лицо смерти, видеть и принимать ее, подобно тому как мы видим и принимаем жизнь. В буддийской Сутре осознанности говорится о медитации на образе трупа: созерцайте разложение тела, то, как тело цепенеет и синеет, то, как черви изъедают плоть, пока почти не останется мяса на костях, созерцайте до тех пор, пока не останутся одни лишь белесые кости, которые, в свою очередь, медленно исчезнут и превратятся в пыль. Созерцайте подобным образом, сознавая, что с вашим телом произойдет то же. Созерцайте труп до тех пор, пока к вам не вернутся покой и умиротворенность, пока ваши сознание и сердце не очистятся и не успокоятся, пока улыбка не возникнет на вашем лице. Таким образом, после того как вы преодолеете непостоянство чувств и страх, жизнь, каждое мгновение которой стоит прожить, покажется вам бесконечно драгоценной; причем драгоценными окажутся не только наша жизнь, но и жизнь других людей, других существ, других сообщностей. Нас более не сможет ввести в заблуждение мнение, что уничтожение чужих жизней необходимо для нашего выживания. Для нас очевидно, что жизнь и смерть—это не более как два лика жизни, что убрать один из них невозможно, как невозможно медаль лишить одной из ее сторон. Только после этого можно стать выше рождения и смерти и понять, что значит жить и что значит умирать. В сутре говорится, что бодхисаттвы, увидевшие сущность взаимозависимости, преодолели ограниченное мировоззрение и сумели пройти сквозь рождение и смерть, как человек, плывущий в утлом челноке, но не поглощенный и не затопленный волнами рождений и смертей.
Иногда говорят, что если посмотреть на мир глазами буддиста, то станешь пессимистом. Но мышление категориями оптимизма и пессимизма слишком наивно, оно упрощает истину. Лучше всего воспринимать мир таким, какой он есть. Мировоззрение пессимиста никогда не породит спокойной и блаженной улыбки, что расцветает на устах бодхисаттв и всех, кто постиг Путь.
МИНДАЛЕВОЕ ДЕРЕВЦЕ
Я говорил о созерцании взаимозависимости. Разумеется, никакой из способов постижения истины нельзя считать самодостаточным либо абсолютным, каждый из них служит для ее достижения. Созерцание взаимозависимости направлено на разрушение ложных предрассудков, на обретение вселенской гармонии жизни. Оно не направлено на создание философской системы, философии взаимозависимости. Герман Гессе в своей повести «Сиддхартха» так и не понял этого, поэтому ее герой, Сиддхартха, поражает нас своей наивностью, рассуждая о философии взаимозависимости. Автор предлагает нам картину взаимозависимости, где все взаимосвязано, эта система не терпит никаких возражений: все должно подчиняться такой безупречной системе, системе, в которой человек не может решить задачу освобождения в этом мире. Согласно нашему учению действительность имеет три природы: воображаемую, взаимозависимую и природу первичного совершенства. В первую очередь человек воспринимает природу взаимозависимости. Но, обладая плохой памятью и предрассудками, мы, как правило, покрываем действительность вуалью неправильных взглядов и мнений. Это есть попытка видения реальности посредством воображаемого. Воображаемое это иллюзия реальности. Оно представляет реальность как собрание отдельных небольших частей, полностью разделенных независимых. Чтобы преодолеть воображаемое, последователь созерцает природу взаимозависимости либо взаимосвязь явлений в процессе их возникновения и разрушения. Созерцание — это способ медитации, а не основа для философской доктрины. Малейшая привязанность к системе понятий приведет к нашему закрепощению. Созерцание взаимозависимости направлено на проникновение в действительность, на слияние с ней, но не на то, чтобы оказаться пойманным в ловушку философских понятий или способов медитации. На пароме переправляются через реку, его не следует носить на своих плечах. Палец, что указывает на Луну, не является Луной.
В последнюю очередь человек переходит к природе первичного совершенства, к действительности, освобожденной от неправильных взглядов, порожденных воображением. Действительность — это действительность. Она по ту сторону всяких понятий. Нет такой теории, что могла бы полностью описать ее, пусть это даже теория взаимозависимости. Для того чтобы избежать привязанности к философским понятиям, в нашем учении говорится о трех не-природах, что позволяет человеку не попадать в ловушку теории трех природ. В этом суть буддийского учения Махаяны.
Когда последователь осознает мир в качестве природы начального совершенства, то он уже достиг ступени мудрости, именуемой неразличающее сознание и являющейся удивительным состоянием, где нет более границы между субъектом и объектом. Это отнюдь не некое далекое, недосягаемое состояние. Всякий из нас, благодаря даже малому усердию в занятиях, может хотя бы ощутить его. На моем рабочем столе лежит груда заявлений на помощь для сирот. Каждый день я разбираю несколько из них.
Еще не прочитав листок, я вглядываюсь в глаза ребенка на фотографии, внимательно изучаю черты и выражение его лица. Я чувствую глубокую связь между мной и каждым ребенком, и это позволяет мне по-особенному сблизиться с ними. Пока я писал эти строки, мне стало ясно, что в те минуты и часы близость, которую я испытал, разбирая незамысловатые строчки заявлений, была своего рода неразличающим сознанием. Я более не вижу, как «Я» разбираю бумаги, чтобы помочь ребенку, я более не вижу ребенка, получающего помощь и любовь. Я и ребенок едины: никто не страдает, никто не просит помощи, никто не помогает. Забыто поручение, забыто общественное служение, забыто сострадание, забыта мудрость. Это мгновения неразличающего сознания.
Когда мир осознается в качестве природы первичного совершенства, миндалевое деревце во дворе вашего дома проявит свою природу в совершенной полноте. Миндалевое деревце — это истина, действительность и ваша личность. Много ли людей, приходивших к вам в дом, действительно видели миндалевое деревце? Возможно, натура художника более чувствительна, и поэтому он в отличие от окружающих сумеет увидеть деревце намного лучше, чем другие. Поскольку его сердце раскрыто шире, то между ним и деревцем уже имеется определенная связь. Вы воспринимаете сердцем. Если ваше сердце не окутано неправильными взглядами, то вы самым естественным образом сумеете найти эту связь. Миндалевое деревце сможет всегда проявиться в совершенной полноте. Увидеть миндалевое деревце—значит постичь Путь. Когда одного дзэнского наставника попросили объяснить тайну бытия, он указал на кипарисовое дерево и произнес: «Взгляните вон на то кипарисовое дерево».
Звук волны прибоя
Когда ваше сознание освобождено, ваше сердце наполняется состраданием: состраданием к себе за бесчисленные невзгоды, испытанные вами, пока вы не сумели избавиться от неправильных взглядов, ненависти, черствости и злости; и состраданием к другим, потому что они еще не прозрели и находятся в плену неправильных взглядов, ненависти и черствости и этим вынуждают страдать себя и других. Отныне вы смотрите на себя и на других глазами сострадания, как святой, что слышит плач любого существа во вселенной, чей голос — это голос всякого, кто увидел действительность в совершенной полноте. В буддийской сутре слышен голос Бодхисаттвы сострадания:
Кто внемлет плачу мира -
Того чудесный голос.
Превосходящий все звуки мира,
Волны прибоя благородный голос.
Позволь, чтобы наш ум услышал этот голос.
Отбрось сомнения и созерцай -
Чиста и свята природа видящего скорби мира.
Он опора наша, где горе, боль, и бедствия, и смерть.
Он видит всех существ глазами сострадания.
Он совершенен во всех своих заслугах.
Он творит благословений безграничный океан.
Ему должны мы поклониться.
Старайтесь смотреть на других глазами сострадания, такой род медитации называется «созерцание сострадания». Созерцание сострадания необходимо осуществлять как во время медитации, так и всякий раз, когда вы помогаете другим. Где бы вы ни были, помните священную заповедь: «Смотри на всех глазами сострадания».
Способов и целей созерцания так много, что я и не надеюсь написать обо всех. Я упомянул здесь лишь несколько простых, но основных способов. Борец за мир подобен всякому другому человеку. Он должен жить своей личной жизнью. Работа — это всего лишь частица жизни. Но когда она делается осознанно, то становится жизнью. В противном случае можно уподобиться человеку, что живет, хотя давно уже «мертв». Нам следует зажечь свой собственный светильник, чтобы идти дальше. Но жизнь каждого из нас соприкасается с жизнью близких нам людей. Если мы знаем, как жить осознанно, если мы знаем, как защитить и сохранить чистоту нашего сознания и сердца, то благодаря этому наши братья и сестры также сумеют понять, что значит осознанная жизнь.