Продолжительность вдоха и выдоха и следование за дыханием

Во время недавно начатых мною занятий по медитации для европейцев я обычно предлагаю различные способы, кото­рые применял сам и которые очень просты. Начинаю­щим я предлагаю способ «Следование за дыханием». Занимающийся ложится спиной на пол. После этого я прошу всех остальных собраться вокруг него и делаю несколько простых замечаний.

1) Хотя вдох и выдох происходит благодаря действию легких, расположенных в грудной полости, существенную роль играет также и брюшная полость. В начале вдоха жи­вот приподнимается и это движение продолжается по мере напол­нения легких. При заполнении двух третьих объема лег­ких живот постепенно втягивается.

2) Почему? Между грудной клеткой и брюшной полостью есть мы­шечная перегородка—диафрагма. При правильном дыхании сначала наполняет нижнюю часть легких. При этом диафрагма нажимает на брюшную полость, отчего живот выпячивается. При заполнении воздухом верхней части легких грудная клетка расширяется, а живот втягивается.

3) Именно поэтому в старые времена люди говорили, чтодыхание начинается в пупке, а заканчивается в ноздрях.

Лучше начинать дыхательные упражнения лежа на полу. Не надо напрягаться: чрезмерные усилия могут оказаться вредными для легких, особенно для легких, ослабленных многими годами неправильного дыхания. Вначале ложитесь на тонкую циновку или коврик, сво­бодно вытянув руки вдоль тела. Не подкладывайте под голову подушку. Сосредоточьтесь на выдохе и определите его длительность, отсчитывая в уме: один, два, три… Повторив это несколько раз, вы определите длительность своего выдоха, в среднем это пять счетов. Теперь попробуйте замед­лить дыхание на один или два счета, чтобы длительность выдоха равнялась шести или семи. Таким образом, вы выдохне­те больше воздуха. Закончив выдох, приостановитесь, позволив легким без усилий самостоятельно вобрать свежий воздух. Естественно, вдох будет коро­че выдоха. Постоянно считайте в уме, чтобы определить про­должительность дыхания. Упражняйтесь так несколько недель, продол­жая следить за вдохом и выдохом во время занятий. Если у вас есть громко тикающие часы, их можно использовать для определения продолжительности вдоха и выдоха.

Не прекращайте счет дыхания, когда вы идете, сидите, стои­те и, в особенности, когда вы находитесь вне помещения. Во время ходьбы дыхание измеряйте по количеству шагов. Примерно через месяц разница между вдохом и выдохом станет уменьшаться. Постепенно стремясь к полному равенству. Если длительность выдоха равнялась шести, то длительность вдоха станет также равной шести.

Если вы почувствуете общую усталость во время занятий, то остановитесь. Но даже если вы не устанете, не затягивайте занятия, ограничивайтесь короткими промежутками времени — десяти-двадцати дыханий достаточно. При первых признаках усталости возвращайтесь к нормальному дыханию. Усталость — это лучший показатель, по ней можно определить, когда заканчивать упражнение. Вме­сто счета для измерения дыхания можно выбрать ритмическую фразу. Например, если длительность вдоха или выдоха равняется шести, то можно исполь­зовать следующую фразу: «Мое сердце / теперь / находится / в мире / тишине / и покое»; если семи, то можно использовать следующие слова: «Я / иду / по земле / по мягкой / зеленой / росистой / траве». Буддисты могут говорить: «Я / принимаю / прибежище / в Будде / дхарме / и сангхе». Для христиан подходит: «Отче / наш / иже / еси / на / небесех».

Спокойное дыхание

Ваше дыхание должно быть легким и непрерывным, подобно движению воды, просачивающейся через песок. Ваше дыхание должно быть настолько спокойным, чтобы сидящий поблизости человек не мог услышать его. Ваше дыхание должно быть подобным плавному течению реки, подобным скользящей по воде во­дяной змее. Оно не должно напоминать прерывистую цепь гор либо галоп скачущей лошади. Слежение за дыханием равносильно контролю над телом и умом. Когда наш ум рассеян и мы с трудом управляем собой, лучше всего при­менять осознанное дыхание.

Как только вы сели в позу для медитации, начинайте осознавать дыхание. Сначала дышите нормально, постепенно за­медляя дыхание до тех пор, пока оно не станет спокойным и ровным, а продолжительность вдоха и выдоха не увеличится. Все это время внимательно следите за происходящими внутри вас изменениями.

Как говорится в буддийской Сутре осознанности: «Вдыхая продолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю продолжительным вдохом”. Выдыхая продолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю продолжительным выдохом”.

Вдыхая непродолжительным вдохом вы знаете: “Я вдыхаю непродолжительным вдохом”. Выдыхая непродолжительным выдохом вы знаете: “Я выдыхаю непродолжительным выдохом”.

“Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю вдох”— упраж­няйтесь таким образом. “Чувствуя все тело-дыхание, я сделаю выдох”— упражняйтесь таким образом.

”Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вдох”— упражняйтесь таким образом. “Приводя к покою тело-дыхание, я сделаю вы­дох"— упражняйтесь таким образом».

Через десять-двадцать минут ваши мысли успокоятся подобно прекращению волнения на поверхности воды.

Подсчет количества дыханий

Метод слежения за дыханием помогает сделать дыхание ровным. Если поначалу вам трудно им овладеть, то вы можете попробовать метод подсчета количества дыханий. Делая вдох и выдох, счи­тайте их в уме за первое дыхание. Делая следующий вдох и выдох, считайте их за второе дыхание. Продолжайте так до десяти, затем снова начните с первого счета. Отсчет похож на нить, связующую дыхание и сознание. Это упражнение служит основой для постоянного осознавания вашего дыхания. Без осо­знанности вы быстро собьетесь со счета. Если это произошло, просто вернитесь к началу упражнения и постараясь болыпе не делать ошибок. Если вы успешно освоили упражне­ние, то начинайте сосредоточиваться исключительно на дыхании. Когда вы расстроены либо рассеянны и вам не удается проявлять осознанность, возвращайтесь к своему дыханию. Контроль над дыха­нием сам по себе является осознанностью. Ваше дыхание— это удивительное средство для контроля над сознанием. Как гово­рится в наставлениях одного религиозного сообщества: «При любых обстоятельствах владейте собой. Используйте дыхание для со­хранения контроля над телом и умом и для развития осознан­ности, сосредоточенности и мудрости».

Каждое действие это обряд

Представьте себе башню, с вершины которой можно уви­деть окрестности, но обычным путем на нее не взобраться, лишь тонкая нить переброшена через вершину и свисает с обеих сто­рон. Сообразительный человек, привязав к одному концу нитки бе­чеву, обойдет башню и, натягивая нить, перетянет бечеву на другую сторону. Затем привязав к бечеве канат, он также пе­ретянет его. Когда с одной стороны канат дойдет до земли, а с другой будет закреплен, на башню будет несложно взо­браться.

Наше дыхание — это непрочная нить. Но, если мы знаем, как его применить, оно становится прекрасным средством для пре­одоления ситуаций, которые иному покажутся безнадежными. Наше дыхание — это мост между телом и сознанием, это звено, соединяющее и приводящее их в единство. Тело и сознание по­рождают дыхание, а оно объединяет их, проявляет их и при­носит им мир и спокойствие.

Многие говорят и пишут о бесчисленных преимуществах правильного дыхания. Они сравнивают человека, умеющего правильно дышать, с тем, кто нашел источник жизненной силы:

дыхание укрепляет легкие, очищает кровь и исцеляет любой орган тела. Они утверждают, что правильное дыхание важнее пищи. Все это верно.

В прошлом я был серьезно болен. За несколько лет ис­пользования лекарств и медицинского обслуживания мое со­стояние не улучшилось. Поэтому я обратился к методам дыхания и благодаря им достиг исцеления.

Дыхание — это инструмент. Дыхание — это осознанность. Используя в качестве инструмента дыхание, можно достичь бесчисленных преимуществ, но их нельзя считать самоцелью. Эти преимущества лишь побочные продукты достижения осо­знанности.

В моей группе медитации для европейцев много молодых людей. Я убеждаю их, что мало медитировать один час в день. Необходимо упражняться в медитации, когда идешь, стоишь, лежишь, сидишь или работаешь, умываешь руки, моешь посуду, протираешь пол, пьешь чай, разговариваешь с друзьями и в любом другом случае.

Занимаясь мытьем посуды, вы, наверно, думаете об ожидающем вас чае, стараясь сделать работу как можно бы­стрее, чтобы сесть и выпить чай. Но это значит, что вы не в со­стоянии жить, пока вы моете посуду. Пока вы моете посуду, самое важное — это вымыть посуду. Точно так же, когда вы пьете чай, самое важное—это чай. Направляясь в уборную, не забывайте, что нет ничего важнее для вас. И так далее. Когда вы рубите дрова это медитация. Когда вы несете воду, это медитация. Проявляйте осознавание не только в течение часа, по­свящаемого медитации, чтению писаний, либо декламации, но все двадцать четыре часа в сутки. Каждое движение должно быть осознанным. Каждое движение — это обряд, церемония. Под­нести чашку чая ко рту также означает совершить обряд. Мо­жет быть, слово «обряд» слишком возвышенно? Я, употребил его, чтобы показать, как жизненно важна осознанность.

ДЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

Каждый день и каждый час необходимо проводить осо­знано. Об этом легко сказать, но это не так просто осуществить. Вот почему я так настойчиво рекомендовал тем, кто приходит на семинары по медитации, выбрать один день в неделю и целиком посвятить его практике осознанности. Каждый день и каж­дый час должны быть осознанными. Но фактически мало кто из нас достиг подобного уровня. Нам кажется, что семья, работа и общество отнимают у нас все личное время. Поэтому я настаи­ваю на том, чтобы каждый уединялся один раз в неделю. Может быть, в субботу.

Если вы выбрали субботу, то весь субботний день должен принадлежать вам так, чтобы вы были полновластным хозяи­ном. Субботний день положит начало привычке упражняться в осознанности. Независимо от занятости, пусть это будет даже служение обществу, каждый имеет право на такой день, ина­че мы быстро потеряем себя в суетном мире, и все наши уси­лия окажутся бесплодными. Какой бы день вы ни выбрали, превратите его в день осознанности.

Чтобы не забыть про свой день, придумайте какой-то спо­соб, чтобы вспомнить в момент пробуждения, что этот день особый. Можете повесить на стену листок бумаги с надписью «осознанность» либо веточку сосны — нечто такое, что, когда вы откроете глаза, могло бы напомнить вам про день осознанности. Сегодня ваш день. Вспомнив это, вы, воз­можно, улыбнетесь, и ваша улыбка станет первым шагом к осознанности.

Еще лежа в постели, не спеша начинайте следить за дыха­нием, дышите медленно, глубоко и осознанно. Затем, неторо­пливо встав с кровати, вовсе не так, как вы делаете это обыч­но, питайте осознанность каждым движением. Все ут­ренние действия — чистку зубов и умывание делайте спокойно и расслаблено, сознавая каждое движение. Следите за дыханием, контролируя его. и не позволяйте мыслям рассеиваться. Любое движение должно выполняться спокойно. Соотносите ваши шаги со спокойным продолжительным дыханием. Слегка улыбайтесь.

Примите ванну по крайней мере в течение получаса. Мойтесь медленно и осознанно, так, чтобы, закончив мыться, вы почувствовали легкость и бодрость. Затем вы можете заняться работой по дому: вымойте посуду, протрите пыль со стола, подметитем пол на кухне, при­ведите в порядок книги на полках. Любую работу выполняйте неторопливо, легко и осознанно. Не выполняйте дела так, чтобы отделаться от них. Работайте без напряжения, но со всем своим вниманимем. Слейтесь со своей работой и наслаждайтесь ею. Без этого день потеряет свой смысл. Чувство, что работа вам навязана, исчезнет, если буде­те выполнять ее осознанно. Берите пример с дзэнских настав­ников. Что бы они ни делали, они выполняют это не проявляя нежелания, медленно и плавно.

Тому, кто только начинает заниматься, желательно пребы­вать в тишине весь день. Это не значит, что в день осознан­ности вам совсем не следует говорить. Вы можете говорить, даже петь, но, если вы стали говорить или петь, делайте это, полностью осознавая, что вы говорите или поете, стараясь говорить или петь как можно меньше. Разумеется, можно петь и одновремен­но упражняться в осознанности. Но помните: не имея большого опыта созерцания, во время разговора или пения вы скорее потеряете осознанность, чем ее сохраните.

Когда придет время обеда, сами приготовьте еду. Готовьте еду и мойте посуду осознанно. Утром приберите в доме и вымойте полы. В полдень поработайте в саду, посмотрите на облака или соберите цветы, приготовьте чай, а потом, пребывая в осознанности, на­сладитесь этим. Отведите на это побольше времени. Не берите пример с тех, кто во время рабочего перерыва выпивает кофе одним глотком. Пейте чай, не подгоняя время, медленно и благоговейночинно, будто бы он яв­ляется осью, вокруг которой вращается вся земля. Вся жизнь - в настоящем моменте. Только настоящий момент является жизнью. Не вовлекайтесь в будущее. Не спешите сор­ваться с места и приниматься за работу. Не торопите «уход».

Из растений изгородь живая -

Ты стал ее почкой.

Ты стал улыбкой, частицей жизни.

Здесь оставайся, не уходи.

Родная сторона, прекрасная как детство.

Не разрушай ее, продолжи воспевать.

(«Бабочка над полем золотых горчичных цветов»)

Вечером можете почитать писания, выписывая понравившие­ся отрывки, написать друзьям письма. Словом, делайте то, что вам по душе, что лежит в стороне от обычной работы. Но, что бы вы ни делали, делайте это осознанно. Не ешьте много на ночь. Потом, когда вы сядете медитировать, примерно в десять либо в одиннадцать часов вечера, вам будет легче сидеть. За­тем вы можете неторопливо погулять на свежем воздухе, осознанно следя за дыханием и стараясь контролировать продолжительность вдоха и выдоха по своим шагам. И наконец, когда вы ляжете спать, тоже старайтесь сохранить осознанность.

Так или иначе, мы должны дать воз­можность каждому работающему иметь день осознанности. Подобный день очень ва­жен. Его влияние на последующие дни неизмеримо. Де­сять лет назад, благодаря такому дню осознанности, Чу Ван и другие наши братья и сестры по ордену Тиеп Хиен сумели преодолеть многие трудности. Всего лишь через три месяца соблюдения дня осознанности раз в неделю вы почувствуете значительные изменения в вашей жизни. День осознанности отразится на последующих днях недели, давая возможность все семь дней сохранять осознанность. Я думаю,вы согласитесь, что день осознанности важен!

КАМЕНЬ

Почему необходима медитация? Прежде всего потому, что любому нужно полноценно отдохнуть. Даже проспав всю ночь, вы не сумеете полностью отдохнуть. Повороты и движения, на­пряжение мышц лица во время сна — разве это отдых? Разве можно отдохнуть, непрестанно поворачиваясь, пока лежишь? Когда вы лежите на спине, вытянув не напрягая руки и убрав подушку из-под головы,—это хорошее положение для дыхательных упражнений и расслабления мышц, но таким образом можно легко уснуть. Медитируя лежа, вы не достигнете того, чего можно добиться сидя. В положении сидя можно полно­стью отдохнуть и продвинуться в созерцании, чтобы преодо­леть все беспокойства и беды, заполняющие и угнетающее ваше сознание.

Среди наших соратников во Вьетнаме многие могут сидеть в позе лотоса, когда левая нога лежит на правом бедре, а пра­вая нога лежит на левом бедре. Другие могут сидеть в позе полулотоса, когда левая нога лежит на правом бедре либо правая нога лежит на левом бедре. Среди моих учеников в Па­риже есть люди, которым неудобна и та и другая поза, поэто­му я показал им, как можно сидеть на японский манер, поджав под себя ноги. Если под ноги подложить подушку, то так мож­но просидеть более полутора часов. Тем не менее, каждый может научиться сидеть в позе полулотоса, хотя понача­лу это будет тяжело. Через несколько недель упражнений та­кое положение постепенно станет удобным. В течение опреде­ленного срока, пока боль будет беспокоить вас, меняйте положе­ние ног или переходите к другой позе. Если вы сидите в позе лотоса или полулотоса, то вам следует сесть на подушку так, чтобы колени соприкасались с полом. Три точки соприкосновения тела с полом обеспечивают наиболее устой­чивое положение.

Спину держите прямо. Это очень важно. Шея и голова должны быть на одной линии с позвоночником. Они должны быть выпрямлены, но не напряжены и не скованны. Направьте взгляд на один – два метра перед собой. Если можете, сохраняйте улыбку.

Теперь расслабьте мышцы и начинайте следить за дыха­нием. Сосредоточтесь на выпрямленном положении спины и следуйте за дыханием. Отпустите все остальное. Освободитесь от всего. Если вы хотите снять напряже­ние с лица, позвольте появиться улыбке. его. Как только вы улыбнетесь, напряжение исчезнет. Чем дольше сохраняется улыбка, тем лучше. Подобную улыбку вы видите у Будды.

Положите ладонь левой руки пальцами вверх на ладонь правой руки. Расслабьте мышцы пальцев, рук и ног. Освободитесь от всего. Уподобьтесь водорослям, плывущим по течению реки, в то время как русло реки остается неподвижным. Не удерживайте ничего, кроме дыхания н улыбки.

Для начинающих лучше выполнять медитацию не более двадцати — трид­цати минут. За это время вы вполне сумеете отдохнуть. Для этого надо выполнить две вещи: наблюдать и оставить. Наблюдать дыхание и оставить все остальное. Расслабьте каждый мускул своего тела. Примерно через пятнадцать минут вы сумеете достичь глубокого покоя, наполненного внутренним умиротворе­нием и радостью. Сохраняйте этот внутренний покой и ра­дость.

Кто-то считает медитацию тяжким трудом. Он хочет, чтобы время прошло быстрее и потом можно было бы отдохнуть. Такие люди еще не знают как необходимо сидеть. Если же сидеть правильно, то можно достичь полного рас­слабления и умиротворения. Этому может помочь созерцание об­раза камня, брошенного в реку.

Каким образом помогает образ камня? Сядьте в удобную вам позу лотоса или полулотоса, выпрямив спину и сохраняя улыбку. Дышите медленно и глубоко, следуя за каждым вдо­хом и выдохом, слившись с дыханием. Затем оставьте все на свете. Представьте, что вы гладкий камень, брошенный в ре­ку. Камень без труда погружается в воду. Свободный от всего, он выбирает самый короткий путь, достигая дна — места идеальлного отдыха. Вы, как брошенный в реку, свободный от всего камень. В сердевине вашего существования — ваше дыхание. Вас не интересует, сколько понадобится времени, чтобы достичь места полного отдыха на постели из мелкого речного песка. Когда вы почувствовали покой камня, достигшего речного дна, вы обрели свой собственный покой. Ничто вас больше не волнует и не тревожит.

Если вы не сможете достигнуть радости и мира в это самый момент, то будущее протечет мимо вас как река. Вы не сможете повернуть его вспять. Вы не будете способны жить в будущем, когда оно превратит­ся в настоящее. Радость и мир — это радость и мир, существующие в это самое время сидения. Если вы не можете найти их сейчас, вы не сумеете отыскать их потом. Не следуйте за мыслями, как тень за предметом. Не догоняйте мысли. Найдите радость и мир в этот самый момент.

* * *

Это ваше собственное время. Место, где вы сидите, — это ваше собственное место. На этом самом месте и в этот самый момент вы можете стать просветлен­ным. Нет необходимости сидеть под особенным деревом в далекой стране. Упражняйтесь так несколько месяцев, и вы испы­таете обновление глубокого восторга.

Чем больше вы упражняетесь в осознанности каждый день, тем проще вам будет сидеть созерцая. Созерцать станет легче, ес­ли вы будете заниматься этим регулярно. По возможности выполняйте это с друзьями и родственниками и посвятите один час каждого вечера созерцанию, скажем, с десяти до одиннадцати. Сделайте так, чтобы всякий желающий смог бы прийти и за­няться созерцанием в течение получаса либо часа.

Осознанность ума

Можно задать следующий вопрос: «Разве расслабление— единственная цель медитации?» На самом деле цель медитации лежит гораздо глубже. После того как вы расслабились, можно успокоить сердце и очистить сознание. Чтобы успокоить сердце и очистить сознание, надо значительно продвинуться в меди­тации.

Разумеется, чтобы контролировать сознание и привести в порядок мысли, надо упражняться в осознанности чувств и ощу­щений. Чтобы контролировать сознание, надо упражняться в осо­знанности сознания. Вам следует знать, как наблюдать и вы­являть каждое чувство и мысль, которые возникают. Дзэнский настав­ник Тхыонг Тиеу писал: «Если последователь ясно понимает свой собственный ум, то он без труда достигнет успеха. Но ес­ли он ничего не знает о своем уме, то все его усилия будут напрасны». Если вы желаете понять свой ум, то для этого существует единственный путь: наблюдать и выявлять все, что происходит в нем. Это необходимо делать всегда, не только во время медитации, но и в обыденной жизни.

Во время медитации могут возникнуть различные чувства и мысли. Если вы не занимаетесь осознанным дыханием, то эти мысли вскоре отвлекут вас. Дыхание не только помо­гает рассеять такие мысли и чувства, но и является средством, объединяющим тело и сознание. Оно открывает врата мудрости. При появлении мысли либо чувства вам не следует прогонять их. Если вы будете продолжать следить за дыханием, то мысли и чувства естест­венным образом покинут ум. Нет необходимости отогнать их, ненавидеть их, беспокоиться о них либо пу­гаться их. Так что же следует делать по отношению к подоб­ным мыслям и чувствам? Попросту отметьте их присутствие. Например, если появилось чувство печали, тут же отметьте: «Чувство печали только что появилось во мне». Если чувство печали остается, отметьте: «Чувство печали все еще остается во мне». Если появится мысль наподобие: «Уже поздно, а соседи так сильно шумят»,— осознайте, что такая мысль появилась. Если мысль остается, то продолжайте осознавать ее. Точно так же посту­пайте с другими мыслями и чувствами. Смысл заключается в том, чтобы не позволять любой мысли и чувству оставаться не распознанными. Поступать подобно дворцовой страже, опозна­ющей всякого, проходящещго мимо нее.

Если мысли и чувства отсутствуют, тогда отметьте, что мысли и чувства отсутствуют. Поступая подобным обра­зом, вы осознаете ваши мысли и чувства. Вскоре вы сможете контролировать сознание. Всякий в состоянии объединить метод осознавания дыхания и метод осознавания мыслей и чувств.

Стража или тень обезьяны

Совершая осознанные действия, не делайте различий между добрым и злым, чтобы не создать таким образом внутренних противо­речий. При появлении здравой мысли осознайте ее: «Только что возникла здравая мысль». Если же появится недобрая мысль, опять-таки осознайте ее: «Только что возникла недобрая мысль». Не останавливайтесь на ней и не старайтесь избавить­ся от нее, как бы сильно она вам ни нравилась. Достаточно от­метить мысль. Если вы отрешились от нее, тогда осознайте, что вы отрешились от нее; если она по-прежнему присутствует, осознайте, что она присутствует. Как только вы достигли по­добного умения осознавать мысль, вам больше нечего бояться.

Когда я упомянул стражу подле дворцовых ворот, воз­можно, вы представили ворота, охраняемые вашим сознанием. Стоит мысли либо чувству возникнуть в вас, как вы осознаете их возникновение, и, наоборот, когда они покидают вас, вы осознаете их исчезновение. Но этот образ можно понять иначе: он поясняет, что тот, кто входит в ворота, не является стражей. В действительности мы сами являемся нашими мыслями и чув­ствами. Они—это частица нас. Может возникнуть желание смотреть на них, как на врагов, стремящихся разрушить сосредоточенность и уравновешен­ность нашего ума. Но в действительности, когда мы злимся, мы сами есть злоба. Когда мы счастливы, мы сами есть счастье. Когда у нас возникают какие-то мыс­ли, мы сами есть эти мысли. Мы являемся одно­временно и стражей и проходящим мимо нее. Мы являемся одновременно сознанием и тем, кто созерцает сознание. Поэтому останавли­ваться на мысли или прогонять ее нет необходимости. Важно осознать эту мысль. Такое созерцание сознания не создает из ума, т.е. субъекта, - объекта. Оно не устанавливает различия между субъектом и объектом. Ум не захватывается умом. Ум не выталкивает ум. Ум может толь­ко следить за собой. Такое созерцание сознания не является наблюдением некоторого внешнего объекта, независимого ото наблюдателя.

Вспомним коан дзэнского наставника Бать Аня, который спросил: «Как звучит хлопок одной ладони?» Или возьмем, например, случай, когда язык ощущает вкус: что же разде­ляет вкус и причину вкуса? Сознание воспринимает себя толь­ко посредством себя. Это особенно важно, и в Сутре осознанности Будда постоянно использует фразы: «Осознанность чувства в чув­стве, осознанность сознания в сознании». Считают, что Будда сказал это, чтобы подчеркнуть слова «чувство» и «сознание», но я не думаю, что это не полностью выражает намерение Будды. Осо­знанность чувства в чувстве — это осознанность чувства непосредственно во время испытывания этого чувства. Разумеется, это не созерцание не­коего воображаемого чувства, создаваемого, чтобы придать чувству определенную объективность, существующую вне личности познающего. Это можно передать словами, что звучат подобно загадке, нелепице либо скороговор­ке: осознанность чувства в чувстве — это испытываемая умом осознанность ума в уме. Выявление объекта для его изучения является методом науки, но не способом ме­дитации. Следовательно, используя образ стражи и посетителя, невозможно полностью передать осознанное наблюдение ума.

В сутре говорится, что ум подобен обезьяне, раскачивающейся то на одной, то на дгугой ветке. Чтобы в какой-то момент нам не потерять из виду обезьяну, следует постоянно следить за ней и да­же постараться слиться с ней. Ум, созерцающий ум, подобен предмету и тени от него — предмет не может из­бавиться от тени. Два составляют одно. Как бы ум ни изменялся, оно по прежнему будет оставаться в упряжке ума. Иногда в сутре используется выражение «связать обезь­яну», означающее контроль над умом. Но образ обезьяны необходим лишь для пояснения. Когда ум непосредственно и постоянно осознает себя, он больше не похож на обезьяну. Нет двух умов таких, что один прыгает с ветки на ветку, а другой пытается догнать его, чтобы связать веревкой.

Человек, занимающийся медитацией, обычно стремится увидеть свою истинную природу, чтобы достигнуть просветления. Но ес­ли вы начали занятия недавно, то не ждите момента, когда увидите свою истинную природу. Лучше всего ничего не ждать. В особенности не ожидайте, что вы увидите Будду либо некую абсолютную реальность, пока занимаетесь медитацией.

В течение первых шести месяцев постарайтесь взрастить си­лу сосредоточения и добиться внутреннего покоя и безмятеж­ной радости. Вы отбросите тревоги и будете наслаждаться полным отды­хом и спокойствием своего ума. Вы приобретете бодрость, ваш взгляд на вещи станет шире и полнее, а внутренняя любовь станет сильнее и глубже. Вы сможете принести больше пользы окру­жающим.

Занятия медитацией питают как тело, так и дух. Посредством медитации наше тело достигает гармонии, легкости и умиротворенности. Путь от наблюдения своего ума до проникновения в свою истинную природу не должен быть слишком тернистым. Как только вы смогли успокоить свое со­знание, как только мысли и чувства перестали беспокоить вас, ваш ум пребывать в уме. Ум возь­мет контроль над умом самым непосредственным и уди­вительным образом, когда не устанавливаются различия между субъектом и объектом. Во время чаепития кажущее­ся различие между чаем и тем, кто его пьет, исчезает. Чаепитие становиться непосредстванной и удивительной практикой, в которой различия между субъектом и объектом более не существует.

Рассеянное сознание также является сознанием, подобно тому, как рябь на воде также является водой. Когда сознание контролирует сознание, сознание, полное заблуждений, стано­вится сознанием без заблуждений, или истинным сознанием. Истинное сознание — это наша истинная природа, это Будда: чистое единство, которое не может быть нарушено разделением на отдельные самости, создаваемые различными понятиями и языками. Но у меня нет желания слишком долго говорить об этом.

Наши рекомендации