Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.


18. Структура познавательной деятельности.

Познавательная деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире. При этом познание осуществляется на двух уровнях:

а) чувственный (восприятие, ощущение, представление)

б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение)

Структура познавательной деятельности:

а) субъект - носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом)
б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений)

в) целей - идеальный образ, то, что должно получиться

г) средства

е) методы-способы и приёмы.

Результатом познавательной деятельности является знание:

- практическое

- духовно - практическое

- теоретическое

Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещам, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.


19. Способы освоения окружающего мира (чувственный, рациональный, интуитивный).

Чувственный.

Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств, предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувств человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но ощущение хотя и является источником познания, не дает целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину.

Рациональный.

Чувственное отражение и его основные формы, хотя и являются необходимой стороной познания, ограничены в своих возможностях давать истинное знание. Поэтому знание о действительности, которой она является, независимо от субъекта, достигается дальнейшим развитием форм познания, которые выводят за границы непосредственной чувственности. Такой высшей сферой в сравнении с чувственным отражением, качественно новым уровнем отражения действительности является рациональное познание, деятельность мышления.

Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, существенного и системного воспроизведения действительности и решения проблем ее творческого преобразования в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключение, категории.

Интуитивный.

Интуиция - это способность непосредственного постижения истины, такая форма познания, когда из-за неосознанных в данный момент времени признаков и, не сознавая дороги движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения новых знаний. Однако изучение творчества выдающихся ученых доказывает, что интуиция - это не внезапное проникновение в сущность явлений путем мгновенного "озарения", не полная неожиданность, а явление закономерное, зависящее от полноты логического анализа проблемы. Внезапность интуитивного вывода связана с такой характеристикой интуиции, как мгновенный учет великого множества данных и факторов ситуации. Эта внезапность есть результат синтетической деятельности мышления, внутренние процессы которой не осознаются субъектом, поскольку отсутствует видимая связь результата с предыдущей интеллектуальной деятельностью. Путем интуиции осуществляется переход от постепенных количественных изменений в выяснении и осмыслении познавательной проблемы к результативному ее решению. Внезапность и неожиданность знаний, полученных путем интуиции, является таким лишь по отношению к ожидаемым результатам. Вместе с тем оно есть целиком «ожидаемым», «таким, что отвечает чаяниям» относительно общественно-исторических законов развития познания и практики.


20. Форматы мышления: ум, рассудок, разум.

1.Формат ума, его часто называют обыденной интуицией или примитивным разумом. Обеспечивает только поле зрение ума - умосозерцание. Удовлетворяется чувственными формами освоения мира, формирует область чувственного познания, включает в себя осознанные и неосознанные формы мышления. Формат ума - способ бездоказательного убеждения.

2.Формат рассудка - это способность суждения. Приносит человеку знания путем целенаправленной обработки чувственных данных человек обретает специфику своего существования, сущности. простые слова, названия получают статус понятий, категорий, терминов.

3.Формат разума - данный формат приобщает человека к единому целому, и приводит его к мудрости и состоянию духовно-материального равновесия. Данный формат обрабатывает как чувственные данные, так и формы рассудочной деятельности, что является гарантом единства воспринимаемого мира. Способом осуществления формата разума выступает трансиндентальная диалектика, как собственная логика разума заставляют нас покинуть традиционную систему.


21. Бессознательные компоненты познания.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний.


22. Истина и ее критерии.

Истина есть не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме, а целый процесс.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Критерии:

· соответствие законам логики;

· соответствие ранее открытым законам науки;

· соответствие фундаментальным законам;

· простота, экономичность формулы;

· парадоксальность идеи;

· практика.


23. Учение о развитии. Проблема универсальности развития. Основные принципы развития.

Развитие – это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В этом проявляется один из основных признаков развития – качественный характер изменений. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы. Движение, изменение, развитие. Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие.

Развитие характеризуется чертами:

1. необратимость

2. обновление (отрицание старого и появление нового)

3. приемственность (выражает момент связи качественных состояний)

4. направленность (не круг, а спираль, либо прогресс, либо регресс)

5. цикличность (возврат к старому но на более высокий уровень)

Движение может быть вызвано внешней силой, а развитие имеет внутренний источник.

Наши рекомендации