Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа
План лекции:
1. Античная философия: основные идеи и школы
2. Философия Платона
3.Философская система Аристотеля
4. Особенности и проблемы средневековой философии
1). Античная философия: основные идеи и школы
Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер.
Первая античная школа – Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон. Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.
Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит - первоначалом всего сущего считал огонь.. Гераклит используетпонятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.
Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.
Формирование античной философии завершается у элеатов.
Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.
Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.
Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция.
Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.
Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)
Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.
2) Философия Платона
Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея.
Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.
В основе теории познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.
3) Философская система Аристотеля
Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и именно от них люди производят общие понятия.
Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.
1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.
2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь – единство формы и материи. Форма – суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.
3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.
4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог – максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.
4). Особенности и проблемы средневековой философии
В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика – совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.
Теоцентризм, монотеизм. В ее основе лежит не природа, а бог, который все определяет. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология).
Решающее место отводится вере; непосредственному созерцанию, интуитивному схватыванию сверхъестественной сущности; откровению, то есть непосредственному волеизъявлению бога по отношению к человеку.
Финалистское восприятие времени, истолкование времени от сотворения к концу. Благодаря этому природа и человек обретают направленность. Средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и связанному с ним отчасти понятию прогресса.
Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога, мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.
Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Сравните античную и средневековую философию.
2. В чем отличие софистики и диалектики?
3. Каковы гносеологические корни идеализма Платона?
4. Каким образом, согласно Сократу, можно достичь истины?
5. Приведите примеры современных софизмов.
6. В чем отличие телеологии Платона от телеологии Аристотеля?
7. Проанализируйте доказательства бытия бога Ф. Аквинского.
Литература
Основная:
1. Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. Ч. 2. М., 1968.
2.История философии: Запад –Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995.
3.Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
Дополнительная:
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. Т.1. Кн. 1,5,7,9. М., 1976.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
4. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. Гл. 2.
5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
6. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М., 1994.
7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1994. Кн. 3. Ч. 2. Гл. 2.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1979.
9. Койре А.В. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.
11.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
12.Платон. Избранные диалоги. М., 1965.
13.Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т.1. Кн. 1.
14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т.1. Т.2. Ч.3.
15. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. М., 1995.
16. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
17. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской философии. М., 1957.
18. Философия. История философии. / Ред. В.И. Кириллов. М., 1996. Ч. 1. Гл. 2.
19. Штекл А. История средневековой философии. СПб., 1996.
20.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1981.