Коллизии современной психологии
В наши дни психология представляет собой область знания, в которой сосуществуют и конкурируют множество направлений и течений — от обновленных версий структурализма, функционализма и психоанализа до бихевиоризма, когнитивизма, гуманистической психологии и проч. При этом она не окончательно разорвала связи, соединявшие ее с философией, и многократно упрочила взаимодействие с широким кругом естественно-научных (биологией, нейрофизиологией, информатикой) и социогумани-тарных (социологией, лингвистикой, этнографией, педагогикой) дисциплин.
Современная психология — в подлинном смысле междисциплинарное исследование, требующее от ученого обширной эрудиции и технической осведомленности. Однако теоретическое осмысление своей деятельности у психологов, как и у многих других специалистов, отстает от практики, что порождает противоречивую и изменчивую картину психологического знания, вызывающую определенную неудовлетворенность. Впрочем, представители этой дисциплины всегда проявляли завидную самокритичность и неустанно твердили о «кризисе в психологии». Предлагались и до сих пор предлагаются решительные меры по выходу из кризиса путем создания «подлинно научной» психологии или, напротив, объединения психологии с искусством или даже с религией.
Известный британский философ и психолог Р. Харре так характеризует современное состояние психологической науки:
Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф. Петренко 523
«По-видимому, с началом XXI в. противоречивая и нестабильная дисциплина "академическая психология" распадается на две различных и абсолютно несравнимых между собой области. Дискурсивная психология концентрируется на использовании значения в мире норм, в то время как нейропсихология — на исследовании процессов в мозге, слабо связанных с интуитивно определяемыми когнитивными процессами»1.
Однако современная ситуация на поверку есть своеобразное воспроизводство тех контроверз, которые уже более полувека тому назад выявил Л .С. Выготский. Обращая внимание на «роковую для всей эмпирической психологии проблему объяснения», он указывал на противостояние понимающей психологии и психоанализа как своего рода метафизического и натуралистического подходов2, а также раскол психологии на два'лагеря, характеризуемые соответственно социокультурной и естественно-научной ориентациями.
В этом своеобразном кризисе выразилось расхождение между учеными по поводу фундаментальной философско-психологиче-ской проблемы. И в то время, и сегодня по-прежнему остро стоит проблема понимания того, что такое сознание. Может ли оно быть понято в терминах нейрофизиологических и вычислительных процессов, возможен ли «язык мысли»?3 Или более значима связь психических явлений, происходящих в человеческом мозгу, с деятельностью человека в предметном мире?
Читая книгу В.Ф. Петренко, не только необходимо учитывать контекст существования психологической науки. Этот контекст присутствует в ней и в скрытом, и в явном виде, оттеняя аргументы и мотивы той полемики, которой пропитаны все главы. Так, автор с сожалением констатирует утрату большинством современных психологов «сверхзадачи»:
«На смену творцам и мыслителям, занятым служением науке, приходят "специалисты" и профессионалы, имя которым - леги-
1 Харре Р. Гибридная психология:союздискурс-анализаснейронаукой//Эпи-стемология & философия науки. 2005. № 4. С. 38.
2 ВыготскийЛ.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 20.
3 См.: FodorJ. The Language of Thought. Harvard University Press, 1975.
Раздел. IV. Полемика
он, занятые обслуживанием клиента. Произошло значительное смещение акцентов от решения проблем самой психологической науки... к решению массовых прикладных задач типа: психодиагностика и ассессмент сотрудников фирм и предприятий; формирование имиджа политика, товара, фирмы; психотерапия или психокоррекция пациента»1.
Отсюда потребность автора в сознательном воссоздании контекста - социального, культурного, научного, личностного - развития психологической науки в том виде, как она существовала в доперестроечные времена. И он применяет свой метод психосемантического анализа к реконструкции места школы выдающегося советского психолога А.Н. Леонтьева (одним из наиболее талантливых учеников которого является В.Ф. Петренко). Не вдаваясь в методологические детали психосемантики, отмечу, что в данном случае В.Ф. Петренко выделяет основные психологические концепты, определяющие исследовательскую стратегию школы Леонтьева в парном сопоставлении с иными психологическими школами (базисные «конструкты») и позволяющие осуществить шкалирование всех психологических школ по степени выраженности конструкта. Полученная матрица данных подвергается затем процедуре факторного и кластерного анализа. Результатом является построение семантического пространства, отражающего внушительное место школы А.Н. Леонтьева в панораме психологии XX в.
Мировой уровень российского психологического наследия в сравнении с современным состоянием науки подводит автора к необходимости укрепить статус психологии и науки в целом в ментальном пространстве современного российского общественного сознания.
«Восприятие науки как некой трансцендентальной ценности и служение ей кажется мне отличительной чертой и наших отцов-основателей отечественной психологии. Продолжая их дело, мы должны сохранить то особое корпоративное самосознание как принадлежность к особому сообществу избранных, помогающих обществу и отдельному человеку осознать самое себя»2.
1 Петренко В.Ф. Указ. соч. С. 48.
2 Там же. С. 49.
Глава 28. Сознание у границ измеримости. О концепции В.Ф. Петренко 525
Так с самого начала В.Ф. Петренко задает масштабную систему координат, пространство собственных размышлений и оценок как фон той самой психосемантической парадигмы - программы, заявленной в подзаголовке его книги.