К понятию коммуникативной рациональности
Американский философ Дж. Роулз (J. Rowls) предложил концепцию своеобразного общественного договора, претендующую на рационализацию данного взаимодействия на основе понятия справедливости3. Что может служить основой социального сотрудничества? Во-первых, рациональные представления каждого субъекта о собственном благе, формулируемые в виде целей, планов, стратегий поведения и деятельности. Во-вторых, понимание того, что человек живет в условиях риска и нередко терпит фиаско, сколь бы рациональной ни была его деятельность. Из этого вытекает чувство справедливости, призывающее гарантировать всем некоторый минимальный успех и социальный статус именно потому, что максимальный гарантировать невозможно: он является всеобщей мечтой и предметом ожесточенной конкуренции, в которой всегда есть проигравшие, причем каждый с легкостью
1 Частично опубликовано как: Касавин И. Т. К дискурс-типологии институтов: узкая и широкая рациональность// Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012.
2 См., например: Деятельность: теории, методология, проблемы ; сост. И.Т. Касавин ; под ред. В.А. Лекторского. М., 1990.
3 См.: Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
может вообразить себя на их месте. Справедливость — это требование максимизации социального минимума, что потенциально идет на пользу всем социальным субъектам. Речь не идет о равенстве, оно недостижимо, и стремление к нему не делает общественные отношения рациональными. Задача в том, чтобы смягчить остроту социальных противоречий между победителями и побежденными, обеспечить последним относительную мягкость приземления. Тогда низы будут потенциально способны подняться вверх, а верхи не перестанут идти на предпринимательский риск, без чего невозможно экономическое развитие. Ясно, что понимаемая таким образом рациональность социальных отношений уже предполагает что-то вроде веберовской ценностной рациональности, т.е. предпочтения определенных ценностей демократического общества — ценностей компромисса, консенсуса, рационального дискурса1.
Для Ю. Хабермаса и О. Апеля именно понятие рационального дискурса оказывается в центре внимания, выступая в качестве социального проекта, способного реформировать человеческое общение и общество в целом2. В своей концепции коммуникативного действия3 Хабермас строит идеальную модель коммуникации, которая включает в себя диалогичность, понимание, критическую рефлексию и взаимное стремление к творческому взаимодействию. Достижение социальной справедливости и вообще принятие адекватных социальных решений возможно лишь тогда, когда в обществе ведущую роль играют открытые рациональные структуры общественных (внеправительственных) организаций, занятые обстоятельным, квалифицированным и критическим обсуждением наиболее актуальных и значимых событий и проблем. При этом приоритет отдается не обмену экспертными оценками между учеными-специалистами, а обсуждению, учитывающему все многообразие мировоззрений и форм знания — от науки и техники до
' Критику концепции Дж. Роулза применительно к российским реалиям см.: Федотова В.Г. Социальная рациональность и демократическое общество // Рациональность на перепутье. Кн. 1. М., 1999.
2 См.: Фарман И,П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.
3 См.: HabermasJ. Theorie des kommunikativen Handelns, 2 Bande. Frankfurt a/M, 1981; Он же. Vorstudien und Erganzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt a/M, 1984.
Раздел III. Прикладные исследования
религии и повседневности. Критически мыслящий философ, не связанный парадигмой отдельной научной дисциплины, играет в такой дискуссии ключевую роль как человек, способный рассматривать отдельную проблему в совокупном культурном контексте. Вовлечение в орбиту аргументированного, доказательного, логичного, морально ориентированного дискурса все более широких кругов общественности перестраивает общество на рациональных основаниях, смягчает противостояние групп с разными общественными интересами, превращает политическую поляризацию в сотрудничество на благо всего общества.
Коммуникативная рациональность, или рациональность общения, обнаруживает свою рационализирующую роль тем, что только она способствует взаимному согласованию деятельности социальных субъектов, вписыванию локальных контекстов деятельности в функционирование общества в целом, нахождению той социальной меры, соразмерности личных и общественных интересов, которая и тождественна справедливому социальному устройству.