К истории и типологии проблемы истины
В философии различают два основных подхода к истине: узкий и широкий. Узкий подход предполагает отнесенность понятия истины только к логически правильно построенным предложениям естественных и искусственных языков, а именно к повествовательным суждениям субъектно-предикатного вида, к которым применима бинарная истинностная оценка (истина—ложь). Это операционалистская позиция, позволяющая однозначно различать истинные и ложные суждения с помощью определенного критерия истины, отличающегося от понятия истины. Если логически истинным признается, к примеру, суждение, соответствующее определенным правилам логического вывода, то истинность правил вывода требует независимого основания — она зиждется на авторитете данной логической системы в целом. Так, постулирование А. Тарским метаязыкового характера понятия истины позволяет свести истину к логической онтологии, к отношениям между предложениями (таблицы истинности для логики высказываний, например). Это имело неоднозначные следствия как для корреспондентной, так и для когерентной концепции истины. С одной стороны, утрачивала смысл реалистическая позиция, ви-
1 Секторы социальной эпистемологии (Понятие истины в социогуманитарном познании ; под ред. А.Л. Никифорова. М., 2008) и эволюционной эпистемологии (Многомерность истины ; под ред. А.А. Горелова [и др.]. М., 2008). Из последних публикаций автора на эту тему см.: Касавин И. Т. Истина: вечная тема и современные вызовы // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2.
2 60-езаседание. Декабрь2008. Докладчик П.С. Куслий, оппоненты И.А. Герасимова, Г.Б. Гутнер.
3 См. дискуссию по статье: Никифоров АЛ. Понятие истины в теории познания// Эпистемология & философия науки. 2008. № 2.
Раздел I. Категориальные сдвиги
девшая в истине отношение между знанием и некоторой внешней реальностью. Из этого было недалеко до вывода о том, что понятие истины может быть вообще исключено из науки в качестве «псевдопредиката». С другой стороны, получало новые импульсы и аргументы понятие теоретической истины, относящееся к семантическим связям внутри сложных концептуальных образований и не предполагающее сопоставление ни с какой онтологией, кроме производной отданной теоретической системы.
Эмпирическая истинность, напротив, может устанавливаться с помощью процедуры эмпирической проверки (верификации), однако сама верификация наделе представляет собой также не непосредственное сопоставление знания с внешней ему реальностью, но сравнение «протокольного предложения» наблюдения с предложением, являющимся логическим следствием из теории. Если же истинность верификации должна быть независимо обоснована, то это может быть выполнено лишь в рамках реалистической позиции, к примеру, с помощью ее представления в качестве метода, объединяющего теорию с практикой. Критерий истины носит, таким образом, во всех случаях онтологический (или квазионтологический) характер, т.е. включает предпосылку об особом характере реальности, отнесение к которой обеспечивает совершенство знания. И только в реалистической позиции критерий истины имеет сугубо внешний по отношению к понятию истины характер. Известный тезис В.И. Ленина о том, что практика выше теоретического познания, типичен как раз для такого объединения гносеологических и онтологических предпосылок в качестве понятия истины и ее критерия в условиях приоритета последнего. Однако в рамках марксистско-ленинского понимания истины реализм оказался несовместим с узким подходом в силу расплывчатости и предельной широты понятия практики.
Узкий подход является источником как философских, так и специальных, нефилософских теорий истины, а широкий подход, как правило, ограничен философским пониманием истины. В этом случае теряет смысл жесткое противопоставление суждения и понятия, а также онтологизация определенной логической формы предложений вообще. В рамках широкого подхода истинным может быть не только утвердительное описательное суждение, но и модальное суждение (моральная норма, эстетический идеал, критическая оценка), вопросительное предложение, фило-
Глава 2. Истина как проблема социальной эпистемологии
софская или научная проблема, неявно (невербально) выраженное убеждение, практическое действие. В качестве двух наиболее представительных концепций внутри широкого подхода можно назвать онтологическую и трансценденталистскую концепции истины.
Примером первой является позиция М. Хайдеггера, придававшего понятию истины всеобъемлющий характер и приписывавшего ему предикат «изначальное™» (abkunftig) и «несокрытости» (Unverborgenheit), т.е. подлинности, высшей реальности почти в платоновском духе. Эта позиция и в самом деле ведет свое начало от античности. Истина является определяющей для характеристики описываемого Платоном верховного мира идей, для Аристотеля понятия бытия и истины также почти синонимы. Не идеал рассуждения, но идеал чувственных несовершенных вещей, к которому на деле стремится соответствовать в своей работе ремесленник, политик и художник, — вот главное содержание понятия истины в античной философии. И то классическое определение истины, которое мы находим у Фомы Аквинского, - «veritas est adaequatio rei et intellectus» («истина есть тождество вещи и представления») — следует понимать именно в данном контексте1. В любом случае речь здесь идет об истине как форме всеобъемлющей гармонии (согласованности, соответствия) - важнейшем признаке совершенства реальности и знания о ней. Данной концепции чуждо разграничение понятия и критерия истины, а также отсутствует жесткое указание на доминанту такого соответствия. Скорее знание как элемент реальности должно гармонически сочетаться с другими ее элементами, входить в единую систему мира.
Второй, или узкий подход впервые возникает в Новое время, что вносит принципиально новое звучание в определение истины. Дуалистическая картина мира позволяет вывести из нее и кантов-ское согласие мышления с самим собой, и гегелевское тождество понятия и предмета, и позитивистское соответствие восприятия и факта, и многие другие более поздние теории истины. Однако важнейшая новация вызвана дальнейшим обособлением, специализацией и секуляризацией познавательной деятельности и со-
1 Необходимо отметить известную многозначность этой формулы, коль скоро латинское «res» может переводиться как «предмет», «мир», «природа», «сущность», «факт», «содержание», «причина», a «intellectus» - как «восприятие», «понятие», «рассудок», «значение» и «смысл».
Раздел I. Категориальные сдвиги
стоит в том, что взаимоотношения бытия и познания, объекта и субъекта самым радикальным образом ставятся под вопрос: их соответствие из практикуемой высокой нормы бытия превращается в уже почти недостижимый идеал знания. Из области оснований бытия истина перемещается в сферу обоснования знания.