Противоречия исторической необходимости
Движение абстракции, которое ведет от первоначальной истории к философии истории, переворачивает в своем конечном пункте значение исходного пункта. Исходным пунктом является свободное и сознательное действие человека в истории, а конечным — утверждение исторической рациональности и необходимости. Если же история становится понятной и значащей
' Hegel G. W. F. Lemons sur la Philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 14. Ср.: "Сражение, великая победа, осада перестают быть самими собой, но резюмируются в простых определениях" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. VIII. С. 7). — Примеч. пер.
2 Hegel G. W. F. Lemons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 14.
3Ibid. 1830. A. P. 29.
как рациональная целостность, то она должна представить свободные действия как необходимые, что является очевидным противоречием.
а) Необходимость и случайность
Свободное действие выступает в границах исторического объяснения как детерминированное. Конечно, в текущей истории, какую каждый может проживать день ото дня, индетерминация и непредвиденность кажутся правилом. Никто не может знать, что будет завтра. Но мы знаем, что было сделано вчера, и то, что могло быть непредвиденным, отныне зафиксировано в реальности. А ретроспективный исторический анализ применяется как раз к совокупности того, что было сделано, то есть к установившимся и полностью связанным между собой детерминациям. Ретроспективный анализ использует в объяснении явлений принципы разума и, следовательно, осмысливает детерминацию индивидов совокупностью обстоятельств, в которых они действовали.
Появление великих людей часто пытаются истолковывать как нечто абсолютно случайное и приписать единственно их деятельности непредвиденный ход событий. Так, говорят, что без Ленина революция 1917 г. и ее огромные последствия не имели бы места в России. И наоборот, когда бедствие обрушивается на нацию, непреодолимо хочется думать, что его можно было избегнуть, если бы был более энергичный государственный деятель или более толковый генерал, которого, к несчастью, в стране не оказалось. Но рассмотрение прошлой истории показывает, что само появление великих людей зависит от ряда обстоятельств, которые им благоприятствуют, и что каждый момент истории имеет тех государственных деятелей, каких он заслуживает:
При философском рассмотрении истории должно воздерживаться от таких выражений, как: "Государство не устремилось бы к своей гибели, если бы в нем имелся человек, который..." и т. д. Индивиды стушевываются перед субстанциальностью целого, которое формирует для себя своих
собственных индивидов, тех, кто ему необходим для его собственных целей. Но индивиды не мешают происходить тому, что должно произойти1.
Но если появление великих людей обусловлено общими обстоятельствами, то в своем способе действия они еще более обусловлены всей совокупностью внутренних и внешних детерминаций. Они могут действовать только благодаря исключительной твердости своего характера. Но характер представляет естественную детерминацию, так что свобода великих людей является тем более действенной, чем более жестко она детерминирована в качестве характера. Предположение, что Наполеон мог бы и не напасть на Россию или не покинуть остров Эльбу, является лишь умственной забавой. В первом случае логика его завоеваний, во втором — логика его ситуации и характера сделали его действия неизбежными.
Свободная деятельность великих людей, будучи зависимой от обстоятельств и от их характера, оказывается детерминированной. Но ход событий, поскольку он осуществляется благодаря непредвиденному пересечению бесконечного числа детерминированных действий, оказывается случайным. Битва, мятеж, а также годы более мирной и почти неощутимой эволюции наций показывают, как взаимопересе-каются и переплетаются наугад в неопределенной мешанине тысячи судеб, каждая из которых имеет свой ход и свои собственные детерминации. Самые ничтожные обстоятельства влияют случайным образом:
Если бы нос Клеопатры был покороче, лик земли был бы иным2.
Если, таким образом, свобода каждого необходима, то взаимопересечение этих необ-ходимостей, в свою очередь, случайно:
Случайность является тем же самым, что и внешняя необходимость, то есть она является необходимостью, которая восхо-
1 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1830. A. P. 60.
2Паскаль Б. Мысли. 413 (162). M., 1995. С. 184.
дит к причинам, являющимся не чем иным, как простыми внешними обстоятельствами3.
Необходимость, до которой поднимается объективное историческое объяснение, применяя к объяснению фактов принцип детерминизма, оказывается тем же, что и случай-ность.
Ь) Законы истории
С этой точки зрения история есть последовательность отличающихся друг от друга событий, осуществляющаяся среди непрерывных вариаций, связанных с постоянным различием обстоятельств, людей и ситуаций. Именно в этом смысле говорят, что история никогда не повторяется, и справедливо настаивают на особой трудности исторической науки, где всякое событие объясняется бесконечностью причин всякого рода и где нужно столько труда, чтобы различить те из них, влияние которых могло быть преобладающим:
Формальный рассудок при рассмотрении какого-либо богатого обстоятельствами события (например, французской революции) может совершать выбор между бесчисленным их множеством и решить, на какое именно он возлагает вину за случившееся4.
История проявляется, таким образом, как бессвязная последовательность множества событий, одновременно абсолютно случайных и абсолютно оригинальных. Общим местом является мнение, что в непрерывной изменчивости исторических обстоятельств разум не может выявить никакого закона.
Однако сказанное — полуправда, ведь в истории можно найти и примеры повторений, в которых не было ничего случайного. Например, смерть Людовика XVI на эшафоте повторяет смерть Карла I в Англии, а поражение гитлеровских армий перед лицом российской необъятности повторяет поражение Наполеона и шведского ко-роля Карла XII. В том, что касается
3 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1830. P. 29.
"Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 115. Μ., 1990. С. 161.
примера с Гитлером, можно считать, что его поражение не было случайным, ибо еще Клаузевиц, анализируя походы Карла XII и Наполеона, писал, что "Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать; по крайней мере этого нельзя сделать... силами современных европейских государств"1. Действительно, это страна огромных размеров, относительно мало организованная и где центры национальной жизни отделены друг от друга огромными расстояниями, так что завоевание значительной части национальной территории и даже Москвы, как это было в кампанию Наполеона, не дает завоевателю решающего преимущества:
Россия своей кампанией 1812 г. засвидетельствовала, во-первых, что государство с большой территорией не может быть завоевано (что, впрочем, можно было бы знать и заранее) и, во-вторых, что вероятность конечного успеха не во всех случаях уменьшается в соответствии с числом проигранных сражений и потерянных столиц и провинций (раньше это представлялось дипломатам... неопровержимым принципом)2.
Военные кампании в России, по существу, показали, что "часто именно в сердце своей страны обороняющийся может оказаться всего сильнее"3.
Эта парадоксальная истина объясняется тем фактом, что нападающий должен по мере своего наступления наращивать изнуряющие усилия, удлинять линии коммуникаций, отвлекать все большую часть своих войск для охраны своих тылов на все более протяженном пространстве. Напротив, у обороняющегося линии коммуникаций сокращаются, он сражается на своей земле, которую хорошо знает, и он обретает удвоенную моральную энергию в борьбе за свою собственную родину, между тем как моральная энергия нападающего истощается, а его силы расходуются в атаке4. Нападающий, таким образом, рискует то ли в силу потерь, которые он несет "от меча обороняющегося", то ли в силу истощения
1 Клаузевиц К. О войне. В 2 т. М., 1936. Т. II. Ч. VIII. Гл. 9. С. 44.
2Там же. Т. I. Ч. III. Гл. 17. С. 246.
'Там же.
4 См. там же. Т. II. Ч. VI. Гл. 1—3. С. 6—19.
в результате "собственного напряжения сил"5. Вот почему существует стратегия — стратегия всех выжидающих, с тех пор как Фабий победил Ганнибала, — которая состоит просто в том, чтобы заставить противника самого истощить свои силы в нападении.
Таким образом, на войне существует сложное отношение нападения и обороны. С одной стороны, "оборона... легче, чем наступление"6. С другой стороны, "оборона преследует негативную цель, удержание, а наступление — цель позитивную, завоевание"7. А при завоевании нападающий "увеличивает наши средства вести войну"8, чего не позволяет оборона. Можно, следовательно, сказать, что "оборонительная форма ведения войны сама по себе сильнее, чем наступательная"9, но исход все же зависит от того, чего нападающий смог достичь до "кульминационного пункта наступления"10. Так можно назвать тот момент, когда наступление захлебывается, потому что истощение, причиненное обороной противника и вызванное собственными усилиями, не позволяет ему более продолжаться. Если к этому времени ничего решающего не достигнуто, оборона может проявить на деле превосходство, каким она обладает сама по себе, и пересилить атакующего, развертывая контрнаступление, так что "естественный ход войны и сводится к тому, чтобы начинать ее с обороны и заканчивать наступлением"11.
Ценность таких анализов покоится прежде всего "на опыте", то есть на истории, из которой извлекают уроки, взяв на рассмотрение факты и исходя из принципа, что реальное возможно и может, следовательно, воспроизводиться в будущем:
Раз мы должны учиться у истории, то надо смотреть на явления, имевшие место в действительности, как на возможные и в будущем. Что ряд великих событий, которые последовали за походом на Москву, являлся не рядом случайностей,
5 Там же. Ч. VI. Гл. 8. С. 44.
6 Там же. Ч. VI. Гл. 1.§2. С. 6. 'Там же. С. 7. "Там же. 9 Там же.
10Там же. Ч. VII. Гл. 5. С. 272. 11 Там же. Ч. VI. Гл. 1.§2. С. 7.
с этим согласится всякий, кто может претендовать на право судить в таких вопросах1.
Не случайно, что наступление Ганнибала захлебнулось у дверей Рима, а наступление Наполеона закончилось в Москве, скорее, это следствие закона войны, который говорит о превосходстве обороны над наступлением. И эта же неумолимая необходимость объясняет, почему танки гитлеровской армии остановились на подступах к Москве без решающей фактической причины.
И действительно, превосходство обороны над наступлением не является очевидной истиной на уровне фактов. Переплетение обстоятельств таково, что всегда можно дать другое объяснение. Так, один из сподвижников Ганнибала счел своего вождя неспособным использовать свои победы, тогда как карфагенская армия, пройдя Испанию, юг Галлии, север Италии, перейдя Пиренеи и Альпы и истощившись в многочисленных схватках, была просто не в состоянии преодолеть отчаянное сопротивление римлян, сражавшихся за свои алтари и очаги. Но если превосходство обороны перед наступлением может скрываться за сложностью фактов, нужно его установить иным путем — на уровне всеобщности, где оно не затерялось бы за противоречивостью явлений. Если посмотреть, что представляет собой война, то видно, что военная оккупация, не встретившая сопротивления, является вооруженной аннексией страны, а не войной. Война начинается только вместе с обороной, и поскольку последняя выражает сущность войны, она и содержит ее главную силу:
Вполне естественно, что если оборона первая вводит в действие стихию войны, и лишь с ее нарождением образуется деление на две стороны, то оборона же первая устанавливает и законы войны2.
Но речь здесь идет об абстракции, использованной "теорией для определения своего пути"3. Не история, взятая в единичности ее фактов, дает мысли ее ос-
1 Клаузевиц К. О войне. Т. II. Ч. VIII. Гл. 8. С. 396.
2 Там же. Ч. VI. Гл. 8. С. 34.
3 Там же.
нование, а само "понятие войны", взятое как "точка опоры"4.
Таким образом, можно признать, что историческое действие включает законы, от которых зависит то или иное его протекание, и что повторения и поразительные аналогии, обнаруживаемые в истории, не случайны. Но если эти законы скрываются за сложностью или противоречивой видимостью фактов, — так, некоторые удачные кампании могут послужить примером для отстаивания идеи о превосходстве наступления перед обороной, — то нельзя считать, что эти законы выражают историческую реальность как таковую. Представляясь необходимыми следствиями вневременного понятия, они помещаются скорее по ту сторону исторической реальности, которая связана с эволюцией во времени. Хотя фактически принцип превосходства обороны перед наступлением и может прояснить некоторые исторические события, все же он не является законом истории. Это собственно закон войны, и его необходимость вытекает из вечной сущности войны. Недаром он заставил склониться под своей тяжестью, несмотря на различие эпох и обстоятельств, как Наполеона перед Кутузовым, так и Ганнибала перед Фабием.
с) Необходимое зло
Нет, стало быть, законов истории, а есть вообще законы социального бытия. Их примером или частным случаем и являются законы войны, но они включают также экономические, политические, географические и другие законы. Но тогда обнаруживается новая форма превращения человеческой свободы в историческую необходимость. Человеческое действие вполне может свободно ставить себе свои цели, однако воздействовать на социальную реальность оно может только так же, как оно воздействует на природу, то есть соблюдая законы детерминизма. Таким образом, свобода вольна делать лишь то, что ей позволяют необходимые законы природного и социального бытия человека. То есть свобода, на самом деле действующая в истории, — это такая
"Там же. С. 33, 34.
свобода, которая ведет себя как орудие необходимости.
Однако правила социальной необходимости, это не правила морали. Война означает кровавое столкновение и стремление к физическому уничтожению противника, политика требует завоевания и удержания власти с помощью соответствующих методов, экономическая жизнь связана с самыми корыстными интересами и эксплуатацией чужого труда посредством самых циничных средств. Принятие некоей исторической роли, по-видимому, включает также принятие средств, которые представляются необходимыми для достижения поставленных целей. Таким образом, здесь проявляется новая форма исторической необходимости — та, которая требует выбора внутренне дурных средств для достижения целей, даже если цели сами по себе хороши.
Конечный характер человеческого действия имеет то следствие, что не все возможно в одно и то же время. В условиях недостаточного экономического развития невозможно обеспечить всем полное удовлетворение их потребностей, и всестороннее развитие одних может иметь условием только предельное рабство других. А экономическое развитие не может осуществляться без усиленной эксплуатации труда и без жертв, которые приносят настоящие поколения ради счастья будущих. Что касается войны, то можно, конечно, отвергать применение силы. Но "овцы созданы, чтобы быть съеденными волками"1. Нужно, стало быть, защищаться, и тот, кто хочет мира, должен не молить богов о спасении, а стремиться стать таким, чтобы победить в бою2. Средством победить является сила, и, так как она используется с обеих сторон, из этого вытекает такое взаимное ожесточение, которое в современных войнах ведет к безграничному насилию, использующему "изобретения искусств и открытия наук" в борьбе, где разгул дикости наталкивается лишь на "едва достойные упоминания ограничения"3.
В силу того факта, что не все одновременно возможно в истории, достижению
1 Platin. Enneades.
2 Ibidem.
3 Клаузевиц К. О войне. Т. I. Ч. I. Гл. 2 С. 34.
благой цели нередко могут служить в качестве средства дурные поступки. Таково оправдание зла в Лейбницевой метафизике: план Бога в отношении мира включает самый строгий подсчет различных возможностей, так что зло, реально констатируемое в истории, наверняка компенсируется в другом месте большим добром. Между тем никакого реального доказательства такой компенсации не дано: зло можно непосредственно констатировать в границах человеческого опыта, но подсчет добра, которое должно бы его компенсировать, возможен только в бесконечном разуме. Следовательно, лишь только вера может утешаться тем, что добром где-то вознаграждают за зло, непосредственно констатируемое и испытанное.
Впрочем, необходимость веры присуща не только теологической перспективе. Атеистический социально-политический режим тоже может требовать от живущих ныне поколений жертв ради счастья потомства. Но это счастье не есть ощутимая реальность, оно относится к сфере возможного. Нужно, стало быть, верить, что ход истории будет таким, как предсказывают руководители, принять, что они абсолютно правы и что никакая непредвидимая причина не собьет историю с пути, который они предвидели и по которому они стремятся ее вести. Но никакого достоверного доказательства будущего представить нельзя. Как показывает прошлая история, в ней всегда существовало непредвиденное и оно остается возможным и сегодня. Конечно, можно верить, что в будущем должен, например, осуществиться всеобщий социализм. Но есть также серьезные основания считать, что социализм не сможет предложить экономическую модель, превосходящую модель капитализма, или же что вся цивилизация будет уничтожена в термоядерной войне. В этом случае окажутся напрасными жертвы во имя строительства социализма, жертвы сталинских репрессий и судебного произвола, противостоявшего требованиям морального сознания, во время процессов в Москве или в Будапеште. Зло — это непосредственная реальность в страданиях, рабстве и смерти. И очень сомнителен тезис о том, что зло, непосредственно реальное и достоверное в рамках истории, явля-
ется средством благой цели. Ради какого такого благого дела можно причинять мучения невинному ребенку? Моральное сознание может по праву отказаться оплачивать такой ценой спасение мира'.
Смысл истории
Если историческая необходимость такова, что по законам детерминизма следствия необходимо вытекают из их причин, то сложное взаимопересечение этих причин имеет результатом случайное. В данном смысле историческая необходимость прежде всего тождественна случайности, и история является беспорядком, где все возможно и ничто не может быть предвидимо. Если же необходимость заключена не в исторических событиях, а в законах, которые ими управляют, тогда эти законы определяют не возможность истории в значащей последовательности ее фаз, а просто необходимые условия социального бытия, независимо от разнообразия эпох и обстоятельств. Если, наконец, необходимость является необходимостью средств, которые предписывают законы социального бытия для осуществления некоторых целей, то зло делается необходимым, и мы впадаем в противоречие, когда дурные поступки выступают как необходимые средства для достижения благих самих по себе целей. Ни одно из этих определений необходимости не открывает поистине смысла истории, которая остается путаным рассказом, полным шума и ярости, поведанным идиотом2.
а) Границы исторической случайности
По-видимому, ни то, ни другое, ни третье определения не годятся. Не подходит и греческая трагедия, где неотвратимая судьба придает сцеплению событий суровую необходимость, имеющую кое-что рациональное, и даже Шекспир — поэт нашей истории, где можно расшифровать в фактах понятные последовательности, но где
1 См.: Достоевский Φ. Μ. Братья Карамазовы.
2 См.: Шекспир У. Макбет.
они оказываются вскоре прерванными случайными событиями или вспышкой безумия и преступления.
Между тем в бессвязной видимости событий разум неустанно ищет путеводную нить. Но для этого нужно сначала отказаться от ложных принципов объяснения, таких, как тот, согласно которому незначительные события становятся причиной гигантских переворотов. Малые причины — большие следствия: такова максима тех, кто видит в истории непонятную и непредвиденную цепочку действий, не соотнесенных с их причинами. Но это именно только максима, то есть чисто субъективное правило, которое нельзя рассматривать как всеобщий принцип разума. Максима "малые причины — большие следствия" отступает от поистине рационального принципа, который гласит, что "в совокупной производящей причине должно быть, по меньшей мере, столько же реальности, сколько в действии этой же самой причины"3. Если бы нос Клеопатры был короче, ее лицо изменилось бы и, вероятно, изменились бы также некоторые события ее личной жизни, как и жизни Цезаря или Марка Антония, что по обычаю историографии, услужливой в отношении великих людей, выдается за события мировой истории. Но изменения личной жизни цезарей и королев не могли бы помешать римскому империализму заинтересоваться Египтом и завоевать его, ибо эти крупные события имеют и причины соответствующего масштаба, то есть масштаба социальной жизни.
Историческое объяснение должно, следовательно, разворачиваться на двух различных уровнях: уровне случайности част-ных событий и уровне необходимости измерений целого. Дело в том, что законы, управляющие обществом, суть законы больших чисел, так как они действуют при взаимопересечении тысяч и миллионов индивидуальных существований. Каждое из этих существований можно рассматривать только как существование свободного индивида, более или менее независимого от
3 Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом. Третье размышление // Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 33.
других. Крупное коллективное событие, мятеж или битва показывают, как перекрещиваются эти независимые судьбы в беспорядке и случайности. Но эта случайность, как и всякая иная, имеет свои законы, и исход событий в целом оказывается детерминированным, с учетом ограниченного числа соображений. Например, исход войны, каким бы сложным и случайным ни было ее течение, может быть определен несколькими общими обстоятельствами, зависящими от соотношения сил противников (число людей, протяженность и способ обустройства территории, экономическое богатство и уровень морали), а также от применения в этих обстоятельствах подходящей или не подходящей стратегии и, наконец, от правила превосходства обороны перед наступлением. Таковы общие детерминации, которым частные явления могут, однако, довольно долго противостоять. Так, успехи гитлеровской молниеносной войны могли в течение долгого времени заставлять верить в превосходство наступления перед обороной и атакующей профессиональной армии перед демократической армией, особенно склонной в начальной фазе войны к оборонительной стратегии. Но окончание конфликта в конечном итоге соответствовало соотношению сил и превосходству обороны перед наступлением.
Поэтому нужно, чтобы мнения о непосредственно данных частных случаях были в некотором роде незавершенными перед лицом более общих принципов, которые управляют событиями, взятыми в целом1. Не следует делать вывод о судьбе войны по первым битвам. Ведь случайность, которая неумолимо правит частными событиями соответственно пересечению второстепенных причин, может создать видимость, противоположную окончательному результату. Можно проиграть все сражения, как Кутузов Наполеону, и все же выиграть войну, или выиграть все битвы, как Наполеон в 1813 г., и все же проиграть войну, как Пирр. Настоящее понимание событий дается лишь тому, кто умеет подниматься над деталями, чтобы постичь их в их глубокой каузальности. Тому же, кто
1 См.: Клаузевиц К. О войне. Т. I. Ч. I. Гл. 3. С. 90.
не обладает такой способностью или утратил ее, событие кажется управляемым пересечением случайностей и непостижимых фатальностей:
Сегодня годовщина битвы под Ватерлоо. Кто-то о ней напомнил, и это произвело видимое впечатление на императора. "Непостижимый день! -— произнес он с болью. — Стечение неслыханных фатальностей! Груши!.. Ней!.. Дерлон!.. Сплошное несчастье!.. Ах! бедная Франция!.. И однако, — сказал он, — все умение было применено!.. Все рухнуло, когда почти достигли успеха!2
В последних кампаниях, начиная с войны в Испании, военный гений Наполеона управлял только деталями, упуская общее значение событий. Правда, он нашел лучшую, чем Лазар Карно, форму, которая вовлекла в борьбу все материальные и моральные ресурсы вооруженного народа. Под его предводительством французские армии сумели безжалостно сокрушить профессиональные армии государей, но, когда оккупация Европы пробудила против Франции национальные чувства европейцев от Испании до России, великая армия, столкнувшись с восстанием народов и армиями, набранными по принципу воинской повинности и одушевленными тем же национальным духом, который составлял силу Франции, должна была пасть в силу законов численности, даже если согласиться, что Наполеон сохранил над своими противниками превосходство своего военного гения.
Наличие в историческом объяснении двух уровней — индивидуального и общего — позволяет понять тот факт, что свобода индивидуальных действий имеет результатом необходимость событий в целом. Толстой справедливо заметил, что люди никогда не бывают более свободны, чем на поле битвы. Грозящая отовсюду опасность ослабляет дисциплину, налагаемую привычкой и властью командиров или страхом перед ними, и каждый остается сам с собой, вольный идти в бой, бежать или вновь присоединяться, как те мародеры из великой армии, которые рассеивались, чтобы грабить деревни, но вновь занимали ряды, когда звук пушки возвещал о начале битвы.
2 Las Cases. E. Memorial de Sainte-Helene.
Но из свободы индивидуальных действий вытекает необходимость целостности события, так как при вычитании индивидуальных вариаций, управляемых случаем, получается закон, который управляет большими числами. Смертельно раненый, лежа на поле Бородинской битвы, князь Андрей видит, как зажигаются над ним мерцающие созвездия1: его личная судьба, его беспокойная и себялюбивая душа должны склониться перед всеобщим порядком природы; но в красоте ночного неба волнуется скопище случайностей, гораздо большее, чем то, которое ведет к конечному результату через превратности битв. Повсюду, в природе и в истории, правило складывается в результате беспорядочного вычитания случайностей.
Всякое историческое событие ясно в целом и неопределенно в деталях. Бастилия была взята 14 июля 1789 г. Это совершенно верно и в некоторых отношениях совершенно понятно: королевский абсолютизм не имел более средств противиться возникновению нового социального строя. Но если попытаться понять детали этого дня, появляется необъяснимое, путаное, непредвиденное: невозможно вполне постичь, как такая громадная крепость была взята народом, не имеющим опыта, без командиров и без оружия. В деталях события царит ужасная непоследовательность: возникают неожиданные инициативы, там, где ждали успеха, терпят поражение, невероятное преуспевает, вспыхивают насилие и убийства. Поэтому тем, кто хочет управлять такими драматическими событиями, как революции и войны, нужны "вера" в правила, которые управляют конечным результатом, и "некоторый скептицизм"2 в отношении деталей действия.
Скептицизм и вера действительно необходимы, потому что полная рациональность исторического события никогда не может быть целиком доказана:
Между конкретным случаем и принципом часто оказывается значительное пространство, которое не всегда можно перекрыть достаточно ясной цепью умозаключений3.
' См.: Толстой Л. ff. Война и мир.
2Клаузевиц К. О войне. Т. I. Ч. I. Гл. 3. С. 90.
3Там же.
В рациональном доказательстве действительно частный случай может быть логически дедуцирован из принципа. Но не так обстоит дело в области простой вероятности, какой является область больших чисел. Только общее правило свершения событий может быть дедуцировано из нескольких простых принципов. Например, если одна игральная кость имеет шесть граней и если она физически однородна, то можно заключить, что каждая грань имеет один из шести шансов выпасть, но никогда нельзя предсказать, какая грань выпадет в результате отдельного броска. Так вполне возможно объяснить исход войны, исходя из совокупности простых принципов, хотя исход отдельной битвы вытекает лишь из взаимопересечения случайностей.
Таким образом, первое соотношение между случайностью и необходимостью в истории состоит в том, что необходимость целого получается в результате вычитания случайностей из совпадения частностей. Но их второе соотношение заключается в том, что частный случайный факт вполне может противоречить необходимости общего правила. Из этого следует, что случайность деталей — это форма проявления ее противоположности — общего абстрактного правила.
Поэтому утверждение, что будущая история непредвидима, одновременно истинно и ложно. Особенность события в его вариантах, его дата и обстоятельства не могут быть предвидимы. Но основные черты события можно предвидеть, и только "глупцов благоразумию научают несчастья"4, ведь они должны проиграть войну, чтобы узнать, что не могли ее выиграть.
Как бы то ни было, предвидимы лишь основные черты события, тогда как для практического действия важны конкретные и детальные обстоятельства, момент времени, особый характер события, единичные действия и индивидуальные реакции и т. д. А это как раз совершенно непредвидимо. Хорошо еще, что возможно заранее предусмотреть основные черты события и его различные возможности, так чтобы не быть всецело захваченным врасплох:
4 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. С. 210.
Маркс с особым предпочтением изучал не только прошлую историю Франции, но и следил во всех деталях за ее текущей историей, собирая материал для использования его в будущем. События поэтому никогда не заставали его врасплох1.
Нет ни одного значительного события, которое не отбрасывало бы перед собой свою собственную тень. Нет скачков ни в природе, ни в истории, которым бы не предшествовали небольшие движения и изменения, подготавливающие и делающие их возможными, и талант политика заключается в том, чтобы их обнаружить и предупредить.
Предвидению может помочь сравнение с предшествующими историческими аналогами соответственно принципу, что то, что однажды было реально, может всегда быть возможным в будущем. Но против исторической аналогии можно всегда по праву возразить, сославшись на изменчивость обстоятельств, в силу чего ситуации никогда не бывают в точности идентичными, и можно, следовательно, всегда надеяться воспользоваться уроком прошлого, чтобы не впасть в ошибки предшественников. Гитлеру был известен анализ наполеоновских кампаний 1812—1813 гг., данный Клаузевицем. Но он надеялся, что скорость его танков позволит ему преуспеть там, где Наполеон потерпел поражение, как будто бы у русской армии не было технического прогресса по сравнению с 1812 г. Он надеялся также избежать ошибок, совершенных Наполеоном в деталях кампании, тогда как Клаузевиц подчеркивал, что "если уж добиваться этой цели, то в основных чертах, иначе ничего нельзя было поделать" и что настоящей "ошибкой"2 Бонапарта была попытка завоевания России. Ошибка была в полагании самой цели, а не в ее средствах. Правда, если бы Гитлера убедил пример Наполеона в невозможности завоевать Россию, ему нужно было бы отказаться от своего предприятия. Но как раз не такого рода уроки хочет извлекать из истории человек действия.
1 Энгельс Ф. Предисловие к третьему немецкому изданию работы К. Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" // Маркс К., Энгельс Φ. Соч. Т. 21. С. 259.
2 Клаузевиц К. О войне. Т. П. Ч. VIII. Гл. 9. С. 416.
Вот почему есть только один урок истории, а именно тот, что не существует уроков истории:
Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния3.
В силу своеобразия ситуации и необходимости немедленного действия те уроки, которые можно извлечь из истории, воспринимаются как абстрактные и недейственные:
В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего4.
И все же нет другой школы, кроме истории, где бы можно было познать судьбу человеческих сообществ, рассматриваемых в их конкретной и реальной целостности. Но так как уроки истории трудно расшифровать и так как реальные исторические аналогии глубоко скрыты за разнообразием поверхностных феноменов, из истории можно извлечь не столько уроки, сколько пророчества. В кампаниях Карла XII и Наполеона Гитлер мог бы прочесть кривую своей судьбы, но он увидел в них только рекомендации, как избежать ошибок в деталях. В истории есть нечто зловещее: включая необходимые законы, она говорит о неизбежном, а не о том, чему можно помешать путем усиленных предосторожностей. Мадам Помпадур заказала для Людовика XV портрет английского короля Карла I, который Людовик XVI, будучи заключен в Тюильри, повесил в своем рабочем кабинете. Людовик XVI очень хорошо понимал, что Карл I погиб на эшафоте
'Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 7—8. "Там же. С. 8.
из-за того, что оторвался от глубоких народных движений, следуя советам своего дворянского окружения. Но не в его власти было избежать ошибок своего предшественника, даже зная их. Пророчество, которое исходило ежедневно от портрета короля, ставшего жертвой буржуазной революции, содержало не предписания в адрес французской королевской власти о предосторожностях, которые следует принять, дабы избежать гибели, а только напоминание, которым приветствуют друг друга монахи: помни, что придется умереть.
Предупреждения истории обречены оставаться без последствий то ли потому, что они говорят о неизбежном, то ли потому, что глубокая аналогия ситуаций скрыта за различием ситуаций. Наоборот, когда люди сознательно повторяют прежние исторические ситуации только в пове