Произведение искусства и прекрасное
Исходя из этимологии слова, эстетику следовало бы определить как теорию чувственного восприятия. И, например, Кант как раз и употреблял данный термин исключительно в таком смысле1. Уточнение значения этого слова, по-видимому, нелишне, так как сегодня достаточно трудно дать определение эстетики. Речь идет о теории прекрасного? Но современная эстетика интересуется преимущественно произведениями, которые безразличны к красоте и даже отдают явное предпочтение ужасному и безобразному. Тогда, может быть, речь идет о теории произведения искусства? Но эстетика не может ограничиться только продуктами человеческой деятельности, оставляя в стороне проблему природной красоты. Кроме того, само понятие "произведение искусства" далеко не однозначно. В самом деле, сегодня мы выносим чисто эстетическое суждение о многих произведениях, создатели которых никогда не замышляли их, собственно говоря, как произведения искусства. Так, во всяком религиозном искусстве выражается в первую очередь вера, а не эстетическое намерение. Когда художник верующий, его замысел не является главным образом художественным: чувства, которые он пытается вызвать, религиозного порядка, и он стремится не столько сотворить произведение искусства, сколько вызвать ощущение божественного. Таким образом, в той мере, в какой современная эстетика интересуется тем, что Мальро называл "сакральным искусством", она уделяет внимание произведениям, созданным "художниками,
'См.: Кант И. Критика чистого разума. I. Ч. !.§!// Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 128—129.
для которых сама идея искусства не существовала"2.
Однако, если художник и может быть посредником для сакрального, его посредничество не такое, как у священника, — за исключением разве что греков, у которых поэты выступали в роли теологов. Так что даже в религиозном искусстве есть что-то, что роднит его со всяким искусством и затрагивает наше эстетическое чувство, даже когда религиозный смысл произведения нам безразличен. Поэтому, может быть, стоит вернуться к дефиниции эстетики через чувственность или чувствительность? В таком случае эстетической является чувствительность к той стороне вещей, которая позволяет рассматривать их как произведения искусства, даже если они не были задуманы их создателями в качестве таковых. Ведь всякая вещь, будь то сакральный или утилитарный предмет, или даже такое стихийное творение природы, как цветок или пейзаж, может рассматриваться как произведение искусства при условии, если в ней проявляется некоторый стиль3. Именно стиль более, чем красота, указывает на тот характер произведения, к которому чувствительна современная эстетика, и на вопрос: "Что есть искусство?" мы склонны отвечать: "То, посредством чего форма становится стилем"4.
Но сказать, что произведение обладает стилем, это, в сущности, просто признать его оригинальность и специфичность. Назвать "стилем" специфичность произведения искусства — значит дать название цент-
2Malraux A. La Metamorphose des Dieux. Paris, 1957. P. 3.
'Malraux A. Les Voix du Silence. Paris, 1951. P. 17.
4 Ibid. P. 270.
ральной проблеме эстетики, которая заключается как раз в том, чтобы определить, чем специфично произведение искусства.
1. Поиск определения искусства
Проблема определения произведения искусства — это прежде всего проблема определения самого искусства. В прошлом, до развития индустриальной цивилизации, термин "искусство" имел, как мы уже отмечали', гораздо более широкий смысл, чем сегодня. Эта расплывчатость в определении понятия отражает реальную недиф-ференцированность самого человеческого труда. В самом деле, только в современном обществе разделение труда становится настолько глубоким, что позволяет четко различать отдельные формы человеческой деятельности.
а) В ремесленной цивилизации
В ремесленной цивилизации искусство означает производительную деятельность вообще, так что ремесленника и художника различить нелегко.
Действительно, в ремесленном производстве едва наметилось техническое разделение труда. Ремесленник чаще всего сам выполнял всю совокупность операций, ведущих от сырья к законченному изделию. Результатом его работы было не только то, что называют в промышленности "продукт", то есть чисто утилитарный предмет, покупаемый и продаваемый в сфере торговли. Ремесленный продукт был одновременно произведением, в котором выражалась индивидуальность мастера, наложившая на продукт отпечаток его личного мастерства и таланта. Конечно, рассуждения о красоте ремесленного изделия и о любви, с которой оно создавалось, — тема не только избитая, но даже реакционная: ведь во имя ушедшего ремесленного прошлого пытаются дискредитировать промышленное производство, хотя промышленность показала себя несравненно более способной, чем
1 См. наст. изд. Гл. 2. С. 44 и след.
ремесленное производство, удовлетворять человеческие потребности. Необходимо, однако, признать, что, благоприятствуя потребителю, промышленность лишает производителя возможности выразиться в своем произведении. Промышленный продукт — результат огромной совместной деятельности большого числа людей, здесь техническое разделение труда отводит каждому исполнителю отдельной операции лишь незначительную и безличную роль. В противоположность невыразительной и сугубо утилитарной убогости промышленного продукта ремесленный продукт — будь то греческий кубок или мебель в стиле барокко — представляет собой и произведение искусства, и утилитарный предмет.
Но что значит утверждение: "ремесленное производство позволяет ремесленнику выразиться в произведении"? Ведь мы, как правило, не знаем даже имен авторов шедевров античного и средневекового искусства. Обычно подчеркивается, что ремесленное производство поднимает ремесленника до уровня художника. Но с таким же основанием можно сказать, что оно принижает художника до уровня безымянного и презираемого ремесленника. В самом деле, в условиях ремесленной цивилизации художник обязан служить религии или правителю. Строит ли он или украшает культовое здание, услаждает ли жизнь вельможи, его искусство оказывается лишь средством для достижения цели, которой оно подчинено. Таким образом, главнейшей функцией произведения искусства является отнюдь не выражение личности его создателя, ибо смысл произведения вытекает из намерения, внешнего по отношению к сфере искусства. В результате ремесленная цивилизация не отличает художника от ремесленника. Это объясняется не только ремесленническим характером создания произведения искусства, но главным образом тем, что сама функция искусства здесь чужда его чисто эстетической конечной цели. Можно даже сказать, что она утилитарна, если полезное является вообще-то "хорошим для чего-то" и, таким образом, "нравится только как средство"2.
1 Кант И. Критика способности суждения. § 4 // Соч.: Вот. М., 1966. Т. 5. С. 207.
В ремесленный период истории общественного производства художник не настолько отличается от ремесленника, чтобы избежать презрения, которым со времен греков были окружены "прислуживающие" искусства. Симптоматично, что святой Фома Ак-винский был, по-видимому, не более чувствителен к красоте кафедральных соборов, чем Платон к красоте Акрополя. Платон искал образцы прекрасного в красивых телах и красивых поступках1. Он видел красоту только в природе и в нравственности, но не в искусстве, которое он сурово осуждал2. Аристотель реабилитировал осужденные Платоном красноречие и поэзию. Но его интерес к искусству ограничивается музыкой и словесными искусствами, а красоту в других искусствах он ставит ниже естественной красоты3. Заслуга создания первого наброска теории прекрасного в искусстве принадлежит Плотину4, но это еще нечто весьма схематичное. В общем можно сказать, что в связи с отсутствием определения искусства в ремесленной цивилизации вплоть до нового времени не происходило подлинного развития эстетики как теории изящных искусств.
Ь) В индустриальной цивилизации
Промышленный период вносит новую грань в различение форм производства: на смену ремеслу приходит техника.
Во второй половине XVIII века в Европе (по-видимому, сначала в Германии) термин "техника" начинает использоваться наряду с традиционным термином "искусство". Этимологически оба термина имеют одинаковый смысл: они обозначают занятие ремеслом, один на греческом, а другой на латинском языке. Тем не менее использование нового термина "техника" означает появление новой реальности. Аристотель, говоря, что искусство "относится к творчест-
1 Ср. Платон. Пир // Соч. Т. 2.
2 Ср. наст. изд. Гл. 1. С. 14-17; гл. 2. С. 68—70.
'См.: Аристотель. О частях животных. I 1, 639 b 19- 21. M., 1937. С. 35.
4 См.: Плотин. Эннеады. О прекрасном. I, 6; О сверхчувственной красоте. V, 8. Киев, 1995. С. 16—25; 191—210; см., в частности, наст. изд. С. 167.
ву , тем самым противопоставлял его науке, которая рассматривалась как чисто теоретическая, то есть созерцательная, а не производительная деятельность. Это определение соответствует ремесленной цивилизации, где человеческое творчество находится еще на донаучной стадии, а наука еще не дает практических результатов. Зато Кант, определяя "технически практические правила", скажет, что они "должны быть отнесены к теоретической философии только как королларии"6. Действительно, речь здесь идет о том, чтобы "произвести действие, возможное согласно касающимся природы понятиям причины и действия"7. Техника, таким образом, определяется как прикладная наука, в которой эффективность человеческой деятельности — это результат познания природы в соответствии с принципом детерминизма. С этого момента искусство не может больше означать человеческое творчество вообще, а только его донаучные формы.
Итак, техника противопоставляется искусству, исходя из самого принципа творчества:
...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому, и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Ви-ланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что он сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого8.
Отличие техники от искусства — это прежде всего различие между сознательным установлением правил и средств и их бессознательным порождением. Это также различие между продуктивностью, основанной на методе, и продуктивностью, основанной на свободном развертывании творческой фантазии. А результат всего этого — тот, что техника оказывается восприимчива
5 Аристотель. Никомахова этика. VI 4, 1140 а 17 // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 176.
6 Кант И. Критика способности суждения. Введение. I // Соч. Т. 5. С. 169.
7 Там же. С. 170.
8 Там же. § 47. С. 324—325.
к коллективному прогрессу, в то время как искусство остается областью индивидуального достижения. В искусстве идея прогресса не имеет никакого смысла. Обычно в этом усматривают его превосходство над наукой итехникой. Никакое эстетическое достижение не может быть отменено или превзойдено другими, тогда как вполне можно сказать, например, что физика Ньютона превзойдена теорией относительности. Но Кант со своим прогрессизмом справедливо замечает, что в этом есть также отрицательная сторона. Величие научного и технического метода заключается именно в том, что он может быть объяснен и изложен во всех его проявлениях таким образом, что его дальнейшее применение не потребует никакой гениальности, а только терпения и внимания. Так, любое открытие, каким бы глубоким оно ни было, может быть воспроизведено и в конечном счете превзойдено. Благодаря наличию метода наука и через нее техника предстают как коллективные виды деятельности, в которых результаты накапливаются, умножая друг друга. И наоборот, если Гомера как представителя искусства не смогли превзойти, это означает, что "искусство где-то прекращается, поскольку перед ним оказывается рубеж, перейти который оно не может", и что гений художника является сугубо индивидуальным даром, который "нельзя передавать другим" и секрет которого "с ним и умирает"'.
Ограниченность искусства связана с ремесленным характером способа творчества в нем: в качестве индивидуального занятия ремесло быстро достигает своего предела, за которым оно уже не может двигаться вперед. Но если искусство переплетается с ремеслом как способом творчества, то оно отличается от него в современный период по цели творчества:
Искусство отличается и от ремесла; первое называется свободным, а второе можно также назвать искусством для заработка. На первое смотрят так, как если бы оно могло оказаться (удаться) целесообразным только как игра, т. е. как занятие, которое приятно само по себе; на второе смотрят как на работу, т. е. как на занятие, которое само по себе неприятно (обременительно) и привлекает только своим результатом (например, заработком)2.
1 Кант И. Критика способности суждения. § 47 // Соч. Т. 5. С. 325. 2Тамже. §43. С. 319.
В противоположность ремесленному труду, который определяется как "оплачиваемый", потому что он выполняется только в расчете на вознаграждение, искусство предстает "приятным самим по себе". Оно относится, таким образом, к области игровых занятий, и, чтобы его определить как неоплачиваемое занятие, Кант берет традиционное выражение "свободное искусство", хотя он и чувствует, что использование этого термина достаточно произвольно:
Я не буду здесь говорить о том, можно ли в числе так называемых семи свободных искусств указать на такие, которые следовало бы причислить к наукам, а также на такие, которые надо сравнить с ремеслами3.
Действительно, в традиционном понимании "свободные искусства" включают грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Из этих дисциплин лишь музыка соответствует тому, что мы называем сегодня "искусством". Однако уже ее место в классификации свидетельствует о том, что она рассматривалась не как одно из изящных искусств, а в соответствии с пифагорейской традицией — как одно из математических искусств. Средневековое понимание "свободных искусств" фактически все еще находится в лоне греческой традиции, будучи принято в цивилизации, остающейся на уровне ремесленного производства. "Свободные искусства" получают здесь промежуточный статус между ремеслами и науками:
В самих умозрительных дисциплинах есть элемент операционного порядка, например построение силлогизма или правильной речи или операция измерения или счета. По этой причине умозрительные действия разума, связанные с операциями подобного рода, метафорически называются искусствами, конечно, свободными искусствами в отличие от тех искусств, которые заняты операциями, осуществляемыми телом, и которые являются в некотором роде прислуживающими, поскольку тело прислуживает душе, а душа человека свободна4.
В полном соответствии с платоновским анализом5, Фома Аквинский признает ста-
3 Там же.
4 Thomas d'Aquin. Somme theologique. 1 a, 2 ae, q. 57, a. 3 ad 3.
5 Ср. наст. изд. Гл. 2. С. 52.
туе искусства только за дисциплинами, основой которых является правильное осуществление операций: построение с помощью линейки и циркуля в геометрии; сложение, вычитание, умножение в арифметике; орфография и правильная синтаксическая конструкция в грамматике и т. д. А статус наук закрепляется за дисциплинами по-настоящему созерцательными, которые не хотят знать ничего, кроме умозрительного аспекта результатов, полученных с помощью операций. Таким образом, средневековая мысль, как и греческая, признает только два вида искусств: "прислуживающие искусства", занимающиеся утили-тарным производством, и "свободные искусства", которые своей операциональной стороной исторически происходят от ремесел, но находятся на пути к бескорыстному теоретическому познанию. В такой классификации не находится места для того, что мы называем "искусствами" в смысле "изящных искусств".
Последние появляются в кантовской классификации. Историческая подоплека укоренения наук в искусствах и ремеслах посредством свободных искусств в XVIII веке давно забыта. Термин снова приобретает свое социальное значение, от которого остроумная интерпретация то-мизма пыталась избавиться, относя "прислуживающее" к телу, а "свободное" к душе. Симптоматично, что среди результатов ремесленного труда Кант особенно выделил заработок. Современное промышленное производство не только изобрело вместе с техникой новую форму производства. Оно также открыло, путем изобретения прибыли и распространения наемного труда, новые стимулы производственной деятельности, меняющие смысл самого ремесленного производства. Последнее сохраняется в промышленном обществе, но его целью отныне становится не создание образцового произведения — "шедевра", а получение прибыли. В современном обществе любой производительный труд, будь он техническим или ремесленным по своей форме, имеет тенденцию к деградации; тягостный сам по себе, он находит свое оправдание лишь в приносимом им доходе (в виде заработной платы или прибыли).
с) Чистое искусство
Итак, появление современной формы производства впервые позволяет придать искусству специфический смысл. С одной стороны, в противоположность технике искусство остается, как и ремесло, донаучной формой производства, способы которого не могут быть строго заданы и определены. С другой стороны, в противоположность погоне за выгодой искусство остается процессом создания произведения, которое находит цель в самом себе. Этот второй аспект кантовского определения искусства, очевидно, содержит основу теорий "искусства для искусства", то есть теорий, по которым искусство является для самого себя своей собственной целью.
Индустриальное общество оказывается, таким образом, первым, в котором искусство появилось в своей чистой форме, а также первым, в котором оно стало объектом осознания в виде развитой эстетики. Но, осознавая себя в своей независимости и чистоте, искусство не может не признать себя чуждым этому обществу, которое, однако, позволило ему впервые определиться в своей оригинальности. Анахронизмом своего способа производства и своим принципиальным безразличием к наживе художник вдвойне чужд современному индустри-альному обществу. Такова основа конфликта, который вспыхнет в XIX веке между художником и "буржуа". Являясь господствующим классом современного индустриального общества, буржуазия символизирует его утилитаристскую и прозаическую сторону. Она вдвойне чужда искусству — своей озабоченностью технической эффективностью и научной рациональностью и своей исключительной заинтересованностью в прибыли.
В своем конфликте с буржуа художник рискует, как Гоген или Ван Гог, оказаться в нищете или быть проклятым. Но он также осознает свою независимость и достоинство, на которые он никогда ранее не претендовал с такой настойчивостью. В ремесленной цивилизации художник служил Богу или правителю. С тех пор как буржуазия завоевала политическую власть и подчинила религию своим интересам, художник не хочет больше им служить. При этом он
открывает, что вполне может проявить себя независимо от общества, как и от религии, потому что в своем одиночестве и изо-ляции он сохраняет свой дар создавать произведения и, таким образом, уподобляется самому Богу в его самой характерной способности — способности творить. Эта уверенность оказывается, однако, не настолько твердой, чтобы заявить о себе с гордостью: скорее она выражается, как у Ван Гога. в мучительном нашептывании неотступной Страсти:
Я вполне могу в жизни и в живописи обойтись без Господа Бога. Но я, страдающий, не могу обойтись без чего-то, что больше, чем я, что является моей жизнью: без возможности творить1.
Эту способность творить называют термином, который служил для обозначения божественной части человека: гений.
Теория чистого искусства
Задача теории чистого искусства состоит, таким образом, в объяснении особенности художественного производства как гениального творения и в определении его результата как чистой красоты. Этим и занимается Кант в "Критике способности суждения", исходя из четкого очерчивания сферы искусства и прекрасного в их специфичности.
а) Художественное творчество
Основываясь прежде всего на коренном противопоставлении технического производства и художественного творчества, ка-нтовская эстетика определяет изящные искусства как "искусства гения"1:
Но тогда как раз нельзя назвать искусством то, что можешь, если только знаешь, что должно быть сделано, и, следовательно, тебе в достаточной мере известно желаемое действие. К искусству относится
1 Слова Ван Гога, поставленные в качестве эпиграфа к книге А. Мальро "Метаморфоза богов" (Malraux A. La Metamorphose des Dieux).
2 Кант И. Критика способности суждения.
§46/,'Соч. Т. 5. С. 323.
только то, даже совершеннейшее знание чего не дает сразу умения сделать его. Кампер очень точно описывает, как должно сшить самый лучший башмак, но сам он, конечно, не мог бы сшить никакого'.
Рационализация технического производства перестала со времен Канта стремиться к идеалу деятельности, расчленяемой до мельчайших деталей, когда достаточно знать, что нужно делать, чтобы уметь это исполнить: например, затянуть болт или поместить металлическую пластину под штамповочный пресс. Это так же просто, как яйцо Колумба4. В противоположность этому все, что относится к области искусства (будь то искусство художника или ремесленника), не было расчленено разумом и требует умения, которое не может быть ни уложено в формулы, ни сведено к знанию.
Не только нельзя "научно показать", как автор "создает свое произведение", но даже сам он "не может описать" это5.
Секрет производства в ремесле — лишь "ловкость рук". В искусстве же это называют "творческой манерой". Манера, будучи способом, каким художник применяет имеющиеся у него средства для достижения результата, может в некотором смысле сравниваться с методом в науках. Но тем не менее она от него отличается:
[Манера] не имеет никакого другого мерила, кроме чувства единства в изложении, [метод]... же следует в изложении определенным принципам; для изящного искусства таким образом действителен только первый способ6.
Конечно, в искусстве, как и в технике, производство может иметь место лишь в том случае, если используемые приемы подчинены конечному результату. А следовательно, для достижения результата при создании произведения искусства, как и любого продукта, надо иметь правила производства и их единство. Разница состоит в том, что в методе это согласование правил с целью получения результата может быть определено принципами, в то время как про-
3Там же. § 43. С. 318—319. Кампер был голландским анатомом. — Примеч. авт. "См. там же. С. 319.
5 Там же. §46. С. 323.
6 Там же. §49. С. 336.
изведение искусства находится на уровне чувственного и чувственности, и художник не может осмысливать сочетание средств через принципы, а может только чувствовать его — и дать его почувствовать, представляя свое произведение.
Гениальность, таким образом, очень отличается от простых задатков "ловкости [в создании] того, что можно изучить по какому-нибудь правилу"1. Гений есть скорее "талант создавать то, для чего не может быть никакого определенного правила"2. Однако поскольку любое производство требует правил, но их нет до момента возникновения творения, то гений может быть еще более точно определен как талант, "который дает искусству правило"3. Следовательно, гений подчиняется лишь тем правилам, которые он сам себе предписывает, и поэтому он предстает столь полно свободным от "всякой принудительности произвольных правил"4:
...произведение искусства... точно соответствует правилам, согласно которым это произведение только и может стать тем, чем оно должно быть, — однако без педантизма5.
Гений создает впечатление легкости, а не труда. Он творит, как сама природа, со счастливой спонтанностью и, похоже, без напряжения и принуждения. Итак, его можно определить как "природное дарование", как "прирожденные задатки души (Ingenium), через которые природа дает искусству правило"6. Однако искусство — это не природа: "При виде произведения изящного искусства надо сознавать, что это искусство, а не природа"7. Гений — свойство духа и сознания, его творения преднамеренны, тогда как природе мы не можем приписать никакого намерения. При этом "целесообразность в произведении изящного искусства хотя и преднамеренна, тем не менее не должна казаться преднамеренной, т. е. на изящное искусство надо смотреть как
1 Кант И. Критика способности суждения. § 46 // Соч. Т. 5. С. 323.
2 Там же.
'Там же. С. 322.
4 Там же. §45. С. 321.
5 Там же. С. 322.
6 Там же. §46. С. 322, 323.
7 Там же. §45. С. 321.
на природу, хотя и сознают, что оно искусство"8. Все эти характеристики представляются противоречивыми: кажется, что нельзя найти ни спонтанности природы в подчинении правилам искусства, ни сосредоточенного намерения в инстинктивно полученном результате. Таковы, однако, противоречия, которые гений примиряет в главной особенности всякого великого искусства — в естественности.
Естественность в искусстве — это, следовательно, гений, творящий, как творит природа, без заранее установленных правил:
Следовательно, оригинальность должна быть первым свойством гения... Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными'.
Таким образом, гений оригинален, потому что у него нет ни правил, ни образцов. Но если оригинальность заключается просто в том, чтобы отличаться от того, что уже делалось, или в том, чтобы освобождаться от нормы, то сумасшествие тоже оригинально. Поэтому часто говорят, что гений и сумасшествие близки, и находят в биографиях художников (Ван Гог, Нерваль, Гёль-дерлин) достаточно примеров, подтверждающих это мнение, так что необходимо показать отличие гениальной оригинальности от абсурдной. Абсурд, как чистая оригинальность, бесплоден, в то время как гений является созидающим началом. Гений может давать образцы, он становится родоначальником школы, которой он передает свою манеру, то есть совокупность приемов и правил своего искусства. Но здесь есть одна трудность:
Так как природный дар искусства (как изящного искусства) должен давать правило, то какого же рода это правило? Оно не может служить предписанием, выраженным какой-либо формулой, иначе ведь суждение о прекрасном было бы определимо понятиями; это правило должно быть отвлечено от дела, т. е. от произведения10.
Если ученик может извлечь путем абстракции из творения своего учителя, хотя бы и не в форме предписаний, правила, кото-
8 Там же. С. 322. 'Там же. §46. С. 323. 10 Там же. §47. С. 325.
рые послужат его собственному творчеству, то возникает противоречие с утверждением об отсутствии правил, предшествующих художественному творчеству. Чтобы избежать противоречия, Кант вынужден противопоставить произведения школы произведению гения, в котором не проглядывает "школьная выучка"1.
В самом деле, школьное подражание остается на уровне приемов. Ученики Леонардо да Винчи, например, освоили светотень, неуловимую градацию от самого яркого света до самой густой тени, которая воспроизводит объемность форм, не очерчивая их контурной линией. Так, молодая женщина на картине "Саломея" Луини обладает округлой грацией без резких контуров. Ее глаза нарисованы четкими линиями и окрашены с реалистичной точностью, подчеркивающей увлажненную белизну роговой оболочки, небольшой отблеск, играющий в зрачке. Они выдают ограниченную и низкую душу, на поверхности которой светится искорка ума. В картинах же Леонардо духовность выражается не только во взгляде, обрамленном тенью вокруг век: она излучается всем лицом, как свет, который концентрируется в темном зрачке. Таким образом, эта светотень (в отличие от светотени Луини) безразлична к цвету и сводится почти всегда "к гризайлю"2. Очевидно, по этой причине (о чем свидетельствует разочарование людей, видевших "Джоконду") в картинах Леонардо часто отсутствует то очарование, которое его ученики сумели выразить через светотень. Не то чтобы некоторые из его небольших работ были совсем лишены очарования, к примеру изысканная миниатюра "Благовещение" из Лувра, в которой можно найти все, что позаимствуют его ученики: композицию, цвет и грацию. Но в больших работах присутствует нечто совсем иное, нежели очарование. Светотень в них — это свет, возникающий из тьмы и сгущающийся в ней, это духовность, пронизывающая материю и озаряющая ее то ярким, то
' Кант И. Критика способности суждения. § 45 // Соч. Т. 5. С. 322.
гСр.: Malraux A. Les Voix du Silence. Paris, 1951.
тусклым мерцанием. Таков истинный смысл характерного приема в манере Леонардо да Винчи: вместо простого поиска очарования — выражение тайны, связанной с неразгаданностью противоречивого союза духовного и телесного начал. Именно в выражении этой глубины Леонардо неподражаем и не имеет соперников.
Но его художественный прием, взятый сам по себе, в отрыве от сущностного единства творческого акта, может быть скопирован и стать правилом школы. Следовательно, манера может культивироваться ради самой себя, независимо от того, что она выражает в оригинальном творчестве. Так дело обстоит при школьном подражании, а также при манерности, которая определенно свидетельствует о стремлении к оригинальности, но путает ее с желанием выделиться и не идет в своей изобретательности далее открытия манеры без истинной силы образца:
Манерничанье — это другой вид обезьянничанья, а именно [подражание] одной лишь своеобразности (оригинальности) вообще, когда хотят как можно дальше быть от подражателей, не обладая, однако, талантом быть в то же время и образцовым3.
Гений отличается, таким образом, как от аффектации и вычурности, к которым сводится оригинальность манерности, так и от простого школьного подражания.
Тем не менее, как это убедительно показал Мальро в "Психологии искусства" ("Psychologie de l'Art") и в "Голосах тишины" ("Les Voix du Silence"), даже гениальный художник находит основной источник своего вдохновения в школе других мастеров. "Всякий художник начинает с подражания"4, и даже гений вырабатывает свою оригинальность из заимствованной манеры и приемов. "Быть может, нет лучшего примера этому, чем трансформация красно-черных картин Караваджо в ночное искусство Жоржа де Латура"5. Латур перенял у Караваджо прежде всего сюжеты (например, игроки, Магдалина, святой Иере-
3 Кант И. Критика способности суждения. § 49 // Соч. Т. 5. С. 336.
'Malraux A. Les Voix du Silence. P. 310. »Ibid. P. 373.
мня)'. Но главным образом его заимствования относятся к манере. В картинах Латура находят палитру Караваджо и особенно его черный, его красный цвет, его охру. Но особенно считаю"! сходными световые эффекты. Торсы святых на картинах "Святой Иосиф плотник" Латура и "Святой Иеремия" Караваджо одинаково выступают из тьмы, а освещение патетически усиливает контрасты лица и морщин на лбу, воспроизведенных с тщательным реализмом. Эта драматизация реализма с помощью театрального освещения характерна для манеры Караваджо.
Однако она не характерна для манеры Латура. Пучки света у Караваджо подчеркивают огненными пятнами глубокие следы, оставленные на лицах страстями. У Латура же свет ничего не выделяет на гладких, светлых лицах, где островки тени лежат лишь у носа и зрачков. Часто лица, погруженные в рассеянный свет, без четких очертаний кажутся почти лишенными обьема. Такое освещение с отсутствующим рельефом, где объемы выглядят почти как плоскости, вообще говоря, чуждо обычной манере Караваджо. Однако оно. возможно, тоже перенято у него, так как он в этом стиле написал хранящегося в галерее Уффици "Вакха" (молодой бог не является ночным персонажем, а предвосхищает стиль, подобный стилю Энгра), и особенно украшенных султанами игроков в "Призвании апостола Матфея". Конечно, нет особой связи между этими игроками, которые предвещают игроков Латура, и апостолом, изображенным в привычной патетической манере Караваджо в косых лучах света, исходящего из подвального окна. Именно "Призвание..." хорошо показывает ю, что Кант называет "манерпичанием": различные манеры соседствуют, но им не удается слиться в единой концепции произведения.
Из этого оригинального, но разностильного произведения Латур извлечет единство. Огг заимствует у Караваджо его сумрачный фогг, ночное освещение, а также --- что
' Malraux A. Los Voix du Silence. P. 373-394. Резюме рассуждений Мальро об отношениях Латура и Караваджо приводится далее в тексте. В "Психологии искусства" и "Голосах тишины" содержится, наряду с многими примерами, замечательное развитие точки зрения, которую Кант только схематически набросал.
противоречиво -- ровный свет, сохраняющий объем, но уничтожающий рельеф. Фактически заимствование манер, находящихся у Караваджо в состоянии конфликта, не может происходить без преобразования их смысла. Персонажи Караваджо, выхваченные лучом света, как театральным прожектором, выступают с особой рельефностью. Они отделены друг от друга непроницаемым мраком, так что каждый замкнут в своей собственной патетике, подчеркнутой резким контрастом света и тени. Независимость персонажей, каждый из которых театрально предается своей страсти, выражает истинный смысл манерности Караваджо. Этим объясняется отсутствие единства в его картинах и постоянное использование манеры освещения, столь же искусственной, как и оперная манера. Черный фон тут — лишь способ изолировать персонажи, чтобы подчеркнуть их необычную жестикуляцию.
В творчестве Латура. наоборот, безраздельно царствует ночь. Свет свечей и факелов не разрывает ее в пронзительном контрасте: он просачивается в нее, делая ее мягко прозрачной, он конденсируется в ней в неподвижных видениях. Никакая жестикуляция, никакой блеск, никакой отсвет не нарушают спокойного колыхания сумрака. Отсюда понятно, как Латур может соединить без контрастов ночные тона Караваджо со светом: ггочь в его картинах фигурирует не как повод для использования различных световых приемов, а как их подлинный сюжет. "Мадонна паломников" Караваджо представляет собой драматизацию сиены, которая сама по себе не является драматичной. Следовательно, это тоже манерность, так как здесь стиль не соответст<