Эффективность обучения и роль правого полушария
Возникает вопрос, как оптимально использовать возможности каждого полушария. Для примера затронем такую практически актуальную область, как обучение. Последние десятилетия прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением у них осведомленности в теоретических знаниях. При этом неявно предполагалось, что увеличение доли теоретического знания будет способствовать повышению творческой инициативы. Действительно, мы стали очевидцами увеличения числа теоретических курсов, повышения уровня абстрактности изложения материала в них, широкого использования символов, усиления математизации и алгоритмизации материала при изложении нематематических дисциплин и даже гуманитарных знаний, широкого внедрения программирования и т. д.
К сожалению, этим тенденциям сопутствовали другие: понизилась общая эмоциональность изложения, его язык стал более сухим, близким к канцелярскому, далеким от литературного, уменьшилась доля ярких выразительных конкретных примеров, знания излагаются, как правило, в безличной форме, т. е. вне связи с именами ученых, которым принадлежат соответствующие открытия, законы, разработки, изобретения, проекты; чрезвычайно мало используются ритмы — речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Перекос в обучении в пользу формально-словесных форм обучения приводит к формированию шаблонного, догматического способа мышления, неумению применять формально усвоенные знания на практике. Слабость, неразвитость пространственного воображения все чаще становятся препятствием и в творческом поиске, и в мастерстве.
Ведь для широкой группы рабочих профессий, таких, как лекальщики, фрезеровщики, закройщики, модельщики, основа высокого профессионального уровня — свободное мысленное преобразование пространственного материала.
Иными словами, при обучении теперь чаще апеллируют к акцентированию механизмов левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. К чему это приводит? Логические способы аргументации как главный инструмент понимания, обеспечиваемые левым полушарием, конечно, необходимы. Методы их совершенствования полезно накапливать и внедрять. Но однобокое их развитие может привести к тому, что человек становится способным грамотно воспроизвести изложенный на занятиях материал, но оказывается беспомощным, приступив к практической работе, где каждая ситуация уникальна, не разрешается только стандартными приемами и требует кроме знаний творческого подхода и интуиции.
Нельзя упускать из виду, что левое полушарие и на зрительные и на слуховые раздражители реагирует медленнее, чем правое, что особенно важно для всех «скоростных» профессий. Кроме того, гибкость и многообразие процессов логической категоризации, обеспечиваемых левым полушарием, могут привести к образованию понятийных структур, которые не имеют характерной для первичных правополушарных образований непосредственной связи с реальностью и поэтому сами по себе не обеспечивают нахождение адекватных и практически ценных решений. Условием проверки такой практической адекватности абстрактных логических структур является возможность их обратного преобразования в наглядно-образную форму. Посмотрите, как наглядно описывал Наполеон дарование полководца: он сравнивал его с квадратом, в котором основание — воля, высота — ум. Если воля перевешивает, полководец будет действовать мужественно и решительно, но недостаточно разумно, в обратном случае — у него будут правильные планы и блестящие идеи, но недостаточно мужества для их осуществления.
Для повышения эффективности обучения целесообразно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, его обобщенность, целостность, одномоментность и образ-
ность, синтез в реальном пространстве и времени, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Они развивают объемное воображение, навыки мысленного манипулирования с объектами и способности к продуцированию новых конструкций. Скорость формирования конструкторских навыков при этом резко возрастает. Так, например, в Волгоградском технологическом институте под руководством О. А. Куликова [148] разработаны специальные конструкторы для взрослых, которые используются, с одной стороны, как тесты при отборе студентов для обучения конструкторской специальности, а с другой — для развития продуктивности их изобретательской деятельности. Использование этих конструкторов привело к радикальному увеличению числа практически ценных и внедренных в производство дипломных работ (рис. 17). Взаимодействие с моделями, макетами и другими реальными объектами способствует также увеличению разнообразия порождаемых ассоциаций, которые служат одним из источников любого творчества.
Рис. 17. Фрагмент теста на конструкторские способности. Вверху — набор из семи элементов, из которых нужно собрать фигуры как можно быстрее, внизу — примеры этих фигур; числа — критическое время для сборки.
(Куликов О А Механизировать помогли студенты — Машиностроитель, 1981, № 5 )
Можно активизировать возможности правого полушария, если умело использовать всякого рода схемы. Так, целесообразно в начале занятия представлять (изображать) общую схему материала, который предлагается изложить. Она может содержать не более 6—7 блоков, соответствующих основным или наиболее важным моментам, подлежащим усвоению, и связей между ними. Одновременная обозримость схемы позволяет соотносить получаемые знания друг с другом по мере их подробного изложения, а также предсказывать некоторые результаты еще до того, как преподаватель, в соответствии с логикой изложения, подойдет к ним. Общая схема способствует не только пониманию логики в изложении материала, она помогает самостоятельно классифицировать излагаемый материал и с самого начала правильно распределить свое внимание между главными и вспомогательными элементами темы, тем самым повысив эффективность его усвоения.
Существующие в педагогической практике методы обучения иностранному языку опираются на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию) либо на образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Более продуктивным подходом к обучению языку послужило бы одновременное использование тех и других методов в едином учебном процессе. Только сбалансированное включение сильных сторон каждого полушария позволяет достичь максимальной скорости, используя в качестве критерия целостные стереотипные, шаблонные образцы (правое полушарие), и обеспечить максимальную точность при решении новых задач, ориентируясь на локальные, фрагментарные признаки левого полушария.
Одну из оригинальных схем с успехом применяла преподаватель английского языка Ленинградского университета М. А. Колпакчи. Ее схема «лягушка» многие годы служит эффективным наглядным пособием при изучении сложной системы построения глагольных форм различных времен в активном и пассивном залогах (рис. 18). Лапки лягушки образуют «решетку», с ее помощью учащиеся самостоятельно разносят временные формы по клеточкам решетки, подражая образцу, и таким образом усваивают их.
Целостность восприятия, обеспечиваемая правым полушарием, позволяет одномоментно усмотреть не только элементы изучаемого материала, но и их взаимосвязи, т. е. понять общую структуру предмета.
Рис. 18. Схема «лягушка» для усвоения правил грамматики английского языка
(Из кн. Колпакчи М. А. Дружеские встречи с английским языком Л., 1975 )
Усвоение общей структуры облегчает нахождение места в ней каждому новому факту, а также выявлению противоречий. Краткая, схематическая запись задачи создает возможность одновременно охватить взглядом всю проблемную ситуацию, что таит в себе нечто подобное построению внутреннего моста между проблемой и ее решением путем согласования мысленного образа цели и наличного образа ситуации. Одномоментная обозримость представляет собой важнейшую психологическую предпосылку решения. По методике С. С. Шаталова [299], которая доказала свою эффективность в практике школьного обучения, изучение нового раздела целесообразно начинать с представления его общей схемы. Она изготавливается в красочной образной форме, и на первом занятии по теме преподаватель поясняет содержание и значение каждого элемента схемы и связей между ними. Учащиеся постепенно обучаются самостоятельному построению таких схем, при этом у них вырабатывается навык структурирования, необходимый для проникновения в существо любого нового материала.
Такие средства передачи информации, как телевидение и кино, особенно документальные их формы, ориентированные на восприятие конкретной реальности, как и композиция поэтической и музыкальной форм, непосредственно обращаясь к правому полушарию, его эпизодической и ритмической памяти, улучшают непроизвольную память и активизируют непроизвольное внимание слушателя и зрителя. Этому же способствует выразительность языка жестов оратора, богатство речевого интонирования и эмоциональная окрашенность речи.
Итак, в правом полушарии производится обработка первичной информации об образе, в нем же порождаются представления объектов, которые на первом этапе, во внутренней модели мира у человека замещают объекты внешнего мира. Первичные образы могут быть затем преобразованы левым полушарием в символы, а их отношения при дальнейшей формализации — в логические конструкции.
Рис. 19. Образное представление специфических функций каждого полушария мозга.
Эти конструкции отчасти могут быть вновь наглядно представлены в правом полушарии и т. д. Некоторые особенности, вносимые в преобразование информации каждым из полушарий, показаны на рис. 19. Используя их динамически в процессе решения любой задачи, полушария последовательно и многократно меняются ролями, т. е. происходит смена доминирования — преимущественного участия одного полушария на определенном этапе решения или его специфического вклада в способы решения.