Принципы профессиографии по В. Бодрову

1. Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности

2. Поэтапность изучения деятельности - процессуальная последовательность сбора и анализа материала (этапы - информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный, результирующий

3. Направленность описания - соответствие конкретным целям изучения и конкретной практической задаче

4. Селективность (избирательность) объекта изучения - концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса

5. Многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы деятельности

6. Динамичность изучения - с учетом развития субъекта и изменения деятельности

7. Системность - изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях

8. Идентичность методических приемов и программ изучения и описания - для корректного сравнения профессий

9. Использование качественно-количесвтенных методов изучения - взаимное дополнение содержательной и статистической информации.

Схема профессиографии (по В. Бодрову)

А. Общая характеристика профессии (описательная часть профессиограммы)

1. Определение профессии и краткие сведения о ее назначении; социально-экономическое значение, перспективы ее развития; распространенность; связи с другими профессиями; типичные учреждения, предприятия; уровень технической сложности, автоматизации; основные производственные операции.

2. Требования к общей и специальной подготовке, роль индивидуальных качеств, состав рабочих групп; перспективы продвижения по службе, стимулирование профессиональной деятельности, заработная плата.

3. Режим труда и отдыха, распределение рабочего времени.

Б. Основные производственные операции и условия труда

1. Наименование и основное содержание наиболее важных операций (перечисление и анализ).

2. Основные задачи, решаемые оператором.

3. Характеристика действий оператора по ряду параметров; характеристика параметров скорости, точности, быстроты, координационной сложности выполняемых рабочих операций; требования к физической выносливости.

4. Характеристика рабочих мест и сигнальных устройств, показатели санитарно-гигиенических условий.

В. Психограмма

1. Психологические функции и анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущения (абсолютные, дифференциальные и оперативные пороги в анализаторах, ведущих для данной профессии).

2. Характеристика включения в работу различных анализаторов, их взаимодействие, степень напряжения в различные периоды времени. Характеристика их необходимой лабильности.

3. Преимущественный вид установки (на скорость, точность, надежность, безопасность и др.).

4. Быстрота формирования и переделки навыков, их прочность.

5. Особенности хранения информации. Объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти (долговременной, кратковременной, оперативной).

6. Характеристика преимущественных способов переработки информации, принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления, его гибкости и критичности.

7. Требования к надежности в работе: допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действий.

8. Характеристика типичных ошибок в работе; по количественным и качественным признакам; по мотивации; по степени осознанности; в зависимости от информационной загрузки; в заисимости от функционального состояния специалиста.

9. Наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий, большой ответственности. Требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам и чертам характера.

10. Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертам личности.

Таким образом, на основании анализа важнейших элементов изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формулируются требования к психическим качествам работника.

В заключительной части рассматриваются также возможности воспитания и компенсации психологических качеств, важных для успешной деятельности, и даются рекомендции по бесконфликтной переориентации личности для случая непреодолимого противоречия между положительной мотивацией к деятельности и несоответствием свойств индивида ее требованиям.

Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:

1. изучение рабочих документов

2. наблюдение за рабочим процессом

3. хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение)

4. кино-, фоторегистрция трудового процесса.

5. Опрос работников

6. Трудовой метод

7. Биографический метод

8. Анализ ошибочных действий

9. Алгоритмический анализ деятельности

Наши рекомендации