Общая социальная и профессиологическая характеристика профессии
1. Название профессии по официально принятой номенклатуре
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.
3. Название рабочего поста.
4. Престиж
5. Должностной оклад и его оценка
6. Краткая характеристика основных обязанностей
7. Необходимое образование
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, научного и др. видов продвижения.
9. Краткая характеристика требований профессий к безошибочности и надежности.
10. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения - узко профессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.
11. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров и т.д.)
12. Референтное событие, частота и др. особенности.
13. Профессиональные вредности, льготы и др. особенности, отличающие данную профессию от большинства других.
Психограмма
1.2.1 Трудовое поведение (описание трудового поведения и внутренней картины труда)
1. Фотография рабочего дня
2. Хронометраж и описание референтного события
3. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность)
4. Условия труда и их влияние на динамические факторы труда.
5. Психологическая оценка рабочего места и трудовых действий
6. Психологический анализ ошибочных действий
Требования на уровне психических процессов
1. Рабочая поза, статические и динамические нагрузки
2. Рабочие движения
3. Стереотипность движения
4. Преобладающие типы мышления (предметно-практическое, теоретическое, конкретное, абстрактное, лимитированность по времени, в условиях дефицита времени)
5. Сложность и ответственность ре8ений и мера их самостоятельности (порядок, сроки, степень контроля, самоконтроля)
6. Преобладающий вид памяти
7. Преобладающий вид речи (монологическая, диалогическая, внутренняя)
8. Удельный вес речи в профессиональной деятельности (высокий, средний, небольшой)
9. Специальные и дополнительные требования к речи
10. Активность,, широта, интенсивность, устойчивость внимание
11. Эмоциональность
12. Типичный уровень нервно-психический напряженности труда (квалификации Т.А.Немчина)
13. Напряженность
14. Мера "автоматизированности воли" по Г.С.Струмилину
15. Монотония
16. Утомление
Требования на личностном уровне
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность и действенность мотивации
2. Значение опыта
3. Социальный интеллект
4. Внушаемость
5. Нравственно-психологическая устойчивость личности
6. Значение возраста, темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, нервно-психической и физической выносливости для успеха профессиональной деятельности
7. Профессиональные способности
8. Особенности характера (необходимые, желательные, нежелательные, категорически противопоказанные)
Рекомендуется иметь в виду следующие черты характера - социальная активность, принципиальность, честность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, терпение, уступчивость, внимательность и т.д.
Референтное событие
Психологическое описание и оценка РС часто ложатся в основу выводов и рекомендаций по всему профессиографическому исследованию и потому, требует к себе особого внимания.
Заключение
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в таком порядке:
1. Профессионально значимые качества субъекта труда (социальные, профессиональные психологические, анатомо-физиологические и др.)
2. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. Желательно с количественными оценками, ранжированием и др. приемами конкретизации выводов профессиографического исследования
3. Количественные показатели РС
4. Рекомендации