Психологиеческое обеспечение деятельности
1. Термин «обеспечение» употребляется в ней в том значении, которое релевантно не для оперирования материальными средствами (например, обеспечить чем-либо в достаточном количестве), а для решения социальных и психологических проблем (например, обеспечить что: мир, трудовую дисциплину, превосходство над конкурентами и др.).
То есть обеспечение рассматривается как процесс придания свойств надежности, неуклонности осуществлению определенных мероприятий, достижению поставленных целей путем создания необходимых и достаточных условий для этого.
Предикат «психологическое», употребляемый применительно к обеспечению, означает, что предмет воздействия имеет психологическую природу и что для его изменения применяются психологические средства.
Понятие «психологическое обеспечение» содержит внутреннее требование к обязательному решению психологических проблем деятельности.
2. Объектно-предметное поле психологического обеспечения профессиональной деятельности представляет систему. Сегодня на это поле брошено множество слабо прописанных и плохо совместимых категорий. Среди них: «психологические качества», «психологическая готовность», «психологическая устойчивость», «психологическое состояние», «психологические возможности» и др. Одни из них содержательно дублируют друг друга, другие нуждаются в более четком логическом соотнесении.
Представляется необходимым выработать одно-единственное, пусть даже несколько упрощенное описание психологических возможностей персонала, которое включало бы всю, доступную для анализа и учета, совокупность значимых психологических факторов эффективности профдеятельности.
В качестве объекта психологического исследования и воздействияследует рассматриватьне отдельного работника, а систему «человек—среда-деятельность».
Такая система включает специалиста, а также элементы социальной и эргономической среды, которые влияют на психологические компоненты его деятельности (цель, мотивы, психические состояния, способы действий). Работник как субъект деятельности рассматривается с трех сторон:
1. со стороны его внутренних, психологических возможностей осуществлять трудовые действия;
2. со стороны поддерживающих его действия психологических условий социальной и эргономической среды;
3. со стороны неблагоприятных и противодействующих психологических обстоятельств внешней среды.
Из этого видно, что оптимизации профессиональной деятельности можно добиться, используя три пути:
а) посредством совершенствования психологических возможностей работников;
б) путем создания благоприятной профессиональной среды;
в) за счет снижения негативных социально-психологических факторов воздействия со стороны других людей.
3. В качестве предмета психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов выступает либо психологические возможности персонала, либо более релевантный термин психологический ресурс (ПР).
Понятие психологического ресурса в последнее время широко используется в гуманистической психологии, нейролингвистическом программировании, психосоциальной работе. Оно обозначает осознаваемые и неосознаваемые актуальные и потенциально доступные психологические возможности человека, содержащиеся в его настоящем, прошлом и будущем.
Под целевым психологическим ресурсомследует понимать совокупность наличных и потенциально доступных для использования индивидуально-психологических, социально-психологических и психоэргономических возможностей эффективного решения задач определенного типа (класса).
ЦПР включает в себя компоненты:
· персональный (индивидуальная психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности), включает в себя когнитивный, эмоционально-мотивационный, операциональный элементы и психическое здоровье;
· межперсональный (мотивирующее, компенсирую-щее и психотерапевтическое влияние коллег), включает в себя -референтность лиц, находящихся рядом, механизм подражания, взаимодействие с сотрудниками, компенсирующими недостатки работника в профессиональном опыте, наличие прямой психологической и деятельностной поддержки ;
· надперсональный (стеническое влияние коллективного мнения, настроения, традиций), включает – групповое мнение, традиции, внутригрупповые санкции, возможности психологического воздействия со стороны других объектов;
· психоэргономический (рациональная организация пространственно-временных, технико-технологических, экологических параметров деятельности), включает – привычность условий деятельности, степень адаптированности к ним, соответствие технического оснащения решаемым задачам деятельности, уровень работоспособности, утомляемости, интенсивность и структурированность решаемых задач.
Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психологической готовности может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей, создания эффекта «психологического заражения» групповым настроением и др.
Состояние ресурса определяет ту конкретную технологию психологического обеспечения, которую необходимо реализовать в конкретной ситуации.
Цель
Психологическое обеспечение профессиональной деятельностиможно определить как технологическую систему, направленную на создание, актуализацию, сохранение и восстановление целевого психологического ресурса, необходимого для решения профессиональных задач определенного типа (класса).
Целью его является максимальное расширение психологических возможностей сотрудников по эффективному решению задач деятельности, сохранению психического здоровья.
Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
· прогнозирование психологического содержания условий предстоящей деятельности, выявление ее требований к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам работников;
· психологический отбор сотрудников, способных освоить и потенциально выполнять данную деятельность;
· распределение персонала по подразделениям с учетом их психологической совместимости, профессиональной подготовленности;
· психологическая подготовка людей к действиям в конкретных социально-экономических, политических, эргономических условиях, (разработка программ психологической подготовки, проведение лекционных, тренинговых занятий, учебно-методических семинаров, курсов повышения квалификации).
· непрерывное отслеживание динамики психологического состояния, степени утомления, прогнозирование возможных психологических срывов;
· психологическая поддержка работников в преодолении психотравмирующих ситуаций профессиональной обстановки;
· психологическая реабилитация лиц, получивших психическую травму;
· социально-психологическая реадаптация.