Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей.
1. Универсалия существует после вещей. Universalia post rem.
2. Универсалия существует до вещей. Universalia ante rem.
3. Универсалия в вещах. Universalia in remus.
Универсалия после вещей, означает, что сначала были вещи, а потом возникли понятия. Особенность этой точки зрения в том, что общее существует только после вещей. То, что человеческие понятия после вещей принимали и материалисты, и идеалисты, и номиналисты, кроме крайних номиналистов.
Вторая точка зрения, это точка зрения Платона. Сторонники второй точки зрения допускали также, что общее существует ещё и в вещах. И общее существует ещё и в форме человеческих понятий, т.е. после вещей. Таким образом, сторонники Платона допускали три формы бытия общего. До вещей: мир Эйдосов, или, в религиозной философии, говорили о Божественном разуме. В вещах: существует как сущность вещей и после вещей. Но главное, что общее существует и до вещей.
Третья точка зрения– общее существует в вещах. Конечно существует и в понятиях – это ясно. Эту точку зрения одним из первых отстаивал Аристотель. Аристотель подверг жестокой критике концепцию мира Эйдосов. Общее существует бесспорно. Но только в вещах, и иначе существовать не может. Ни какого мира Эйдосов нет и быть не может. Однако эту точку зрения Аристотель до конца последовательно не удерживал. С его точки зрения есть материя, которая есть только возможность вещей. Еще есть форма, которая идеальна, активна. Она проникает в материю и формирует вещи. А где эта форма? Каков характер этих форм? Они нечто идеальное. Так что формы это есть общее, они проникают из вне. Они идеальные. Значит общее существует в вещах, но существует как нечто идеальное, нечто духовное. Это называется умеренным реализмом. Крайнее, когда общее существует до вещей, а умеренное, когда общее существует в вещах. Конечно в форме понятий, но существует как нечто духовное. Такую точку зрения отстаивали многие идеалисты последующих веков. Таким умеренным идеалистом был Шеллинг. С его точки зрения мир есть олицетворение воплощений мирового духа. Во всех вещах присутствует духовное начало. Такая идея была и у Гегеля. Абсолютный дух, воплощается в вещах и больше нигде не существует. А что было раньше? Вещи возникли вместе с природой. Так что говорить, что были идеи до вещей нельзя – времени-то не было. Как только время возникло, стали существовать идеи в вещах. Не смотря на различия меду Платоном и Гегелем они сходятся в одном – общее идеально. Т.е. и то и другое есть две разновидности объективного идеализма. Ясно, что и умеренный реализм нас устраивать не может. Есть нечто духовное. Что это за духовное? Поэтому нужна какая-то иная точка зрения.
Два вида реализма крайний и умеренный.
Сравнить позиции Платона (крайний реализм, общее существует до частного, оно идеально) и Аристотеля (умеренный реализм, общее существует, оно идеально, и проявляется через вещи)
Крайний реализм (Платоновский)– существуют два мира, один из которых вечен, а другой приходящий мир. Существуют не только вещи, но существует и общее, образует особый мир.
Умеренный: есть материя, которая есть только возможность вещей. Еще есть форма, которая идеальна, активна. Она проникает в материю и формирует вещи. А где эта форма? Каков характер этих форм? Они нечто идеальное. Так что формы это есть общее, они проникают из вне. Они идеальные. Значит общее существует в вещах, но существует как нечто идеальное, нечто духовное. Это называется умеренным реализмом. Крайнее, когда общее существует до вещей, а умеренное, когда общее существует в вещах. Конечно в форме понятий, но существует как нечто духовное. Такую точку зрения отстаивали многие идеалисты последующих веков. Таким умеренным идеалистом был Шеллинг. С его точки зрения мир есть олицетворение воплощений мирового духа. Во всех вещах присутствует духовное начало. Такая идея была и у Гегеля. Абсолютный дух, воплощается в вещах и больше не существует. А что было раньше? Вещи возникли вместе с природой. Так что говорить, что были идеи до вещей нельзя – времени-то не было. Как только время возникло, стали существовать идеи в вещах. Не смотря на различия меду Платоном и Гегелем они сходятся в одном – общее идеально. Т.е. и то и другое есть две разновидности объективного идеализма.