Понятие метафизики. Эссенциализм.
Феноменализм– учение о том, что мы знаем только явления, о сущности мира мы знать ничего не можем. Знаем мир таким как он является в сознании. Метафизика: возникло при сортировке работ Аристотеля. Значение – «после физики» существуют явления, есть сущность и она познаваема, взгляд на мир как на нечто застывшее, неподвижное. Антидиалектика. Но термин “метафизика” неудачен (много значений), поэтому Карл Поппер (феноменалист) ввел “эссенциализм”– существуют явления, есть сущность и она познаваема. Э. – противоположность феноменализма. Э. возник вместе с возникновением фил. мысли.
В дальнейшем слово «метафизика» обрело несколько значений. Изначальное заменилось на философский термин, означающий то, что находится после физики, чувственного познания. Метафизика изучает то, что нельзя пощупать, потрогать, только умозримое. В этом смысле слово метафизика совпадает со словом «философия»: физика изучает то что мы видим наглядно, а философия – черт знает что – то, что не пощупаешь, не потрогаешь. Эта сущность обычно понималась как нечто неизменное – вот есть изменяющийся мир, а есть скрывающаяся за ними основа, суть, доступная только уму, которая неподвижна. Поэтому метафизика получила еще одно значение – то, что остается постоянным, вечным, не меняющимся. Метафизика в новом понимании – взгляд на мир, в котором существуют неподвижные, застывшие, обособленные друг от друга вещи. В этом смысле этот термин употреблял Гегель, как противоположность диалектике. Диалектика рассматривает мир как меняющийся, развивающийся непрерывно, а метафизика – метод мышления, согласно которому мир видится как нечто застывшее, как совокупность неизменных тел.
Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).
Милетская школа – 6 в. до н.э. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Центральное – учение о первоначале из которого возникают все вещи. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале. Фалес таким образом открыл, что есть нечто умозримое, кроме чувствозримого. Есть умопостижимое, кроме явлений, есть сущность. Вода, например, по Фалесу не всегда чувствозрима, но всегда присутствует. Анксимандр довел эту точку зрения до предела, его «апейрон»вообще недостижим чувствами, а только умопостигается. Они подошли к идее о том, что в мире есть основа, которая чувствам недоступна. Их идея такова, что есть явления чувственные, а есть сущность умопостигаемая.
Появляется представление о 2х формах сознания – чувственное и мышление. Умозримое – то, что недоступно органам чувств, доступно только сознанию.
У другой философской школы – Элейской (Ксенофан, Парменид, Зенон) – эта идея развилась. Суть их учения в том, что главное понятие – понятие бытия. Есть бытие, а небытия быть не может. Из ничего ничего не возникает, бытие является вечным. Оно было, есть и будет – бесконечно во времени. Бытие вечно, нераздельно, едино. Ничего не меняется. Как же чувства, которые говорят о подвижности мира? Мы познаем бытие разумом. Бытие умозримо. А многообразия нет. Оно существует только в нашем сознании.
Третья попытка – знаменитый Демокрит. Он вводит понятия бытия и небытия. Неделимое бытие Элеатов он раздробляет на множество атомов бытия. Атомы неделимы. Опять же макромир и микромир. А также мегамир – мир миров. Во Вселенной существует бесконечное число самых разных миров. Механизмчувственного познания заключается в том, что от вещей отделяются эйдолы– оболочки, достигают органов чувств и мы втыкаем. NB от вещей! не от атомов! Вещи выступают как целостное, не сводимое к атомам. В этом двоякость. Так откуда мы знаем, что существуют атомы? Только разумом. Истинная сущность мира доступна только разуму. Возникает вопрос об отношении чувств и разума. Чувства не только не помогают разуму, а мешают!
Это был материалистический «эссенциализм», а есть еще и идеалистический (объективный) «эссенциализм» – Платон.
Виды эссенциализма.
Есть две разновидности эссенциализма – материалистический и идеалистический.
Материалистическийэссенциализм. Эпикур: существуют вещи, и мир, прежде всего – совокупность вещей. Вещи целостны. Они отражаются в нашем сознании, чувства – отражения вещей, свойства присущи самим вещам. Мир есть единство явлений, сущностей. Здесь впервые чувства и разум выступают не как две формы, а как две ступени познания. Первая – чувства, они нас подготовляют, это критерий истинности. Мир таков, каким мы его видим, а его глубины дальше доступны разуму.
Идеалистическийэссенциализм. Аристотель: мышление независимо от тела — мыслящий дух. Сущность сущего – мировое сознание (объективно - идеалистический эссенциализм). http://www.book-science.ru/humanities/philosophy/sushchee-kak-javlenie-i-sushchnost-.html