Теория символов» Г. Гельмгольца.

Мюллер – физиолог, открыл закон специфической энергии органов чувств. Он состоит вот в чём: природа ощущений целиком определяется природой органов чувств. И наши ощущения зависят от того какие органы чувств. Эти ощущения несут информацию о строении органов чувств, а не о внешнем воздействии. Эту идею подхватил Гельмгольц. Он считал, что объективно существует внешний мир, предметы влияют на органы чувств вызывая ощущения и восприятия. Эти ощущения и восприятия не имеют ничего общего с предметами, их породившими. Они – не образы, а символы – условные значения, знаки. И символы мы можем расшифровать.

<расширенно>

Близка к кантовской концепции позиция так называемого «физиологического идеализма», представленная в трудах немецкого физиолога И. Мюллера (1801–1858). В физиологии второй четверти XIX в. стал рушиться механистический детерминизм XVII-XVIII вв., согласно которому качество ощущения равно качеству раздражителя, а причина ощущения есть лишь внешний фактор. Постепенное изменение методики эксперимента вело к применению наряду с адекватным неадекватного (электрического) раздражителя; опыты показали, что качественно однородный раздражитель способен вызывать качественно разнородные ощущения (тот же электрический раздражитель – вкусовые, зрительные и другие ощущения) в зависимости от природы органов чувств. В то же время оказалось возможным качественно разнородными раздражителями вызывать однотипные ощущения. В результате И. Мюллер выдвинул положение о существовании специфической энергии органов чувств, играющей решающую роль в спецификации ощущений. Он подчеркивал, что «ощущение есть результат возбуждения врожденной для органа чувств энергии», что цвет, например, не существует вне органа чувств; внешний фактор «запускает» энергию соответствующего органа чувств, что и рождает в нас ощущение цвета. Из всего этого И. Мюллер делал вывод: «Мы не знаем ни сущности внешних предметов, ни того, что мы называем светом, мы знаем только сущности наших чувств». Сказанное И. Мюллером не является какой-то наивной ошибкой, если вспомнить, что цвет и в наши дни считается результатом воздействия на сетчатку глаза электромагнитных волн, которые сами по себе бесцветны. И. Мюллер пришел к тому же представлению, к той же схеме познавательного взаимодействия субъекта с объектом, что и И. Кант; разница была лишь в том, что И. Мюллер пытался доказать правомерность этой схемы с помощью данных физиологии.

«Теория иероглифов», или «теория символов», немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821–1894) также опирается на закон, или принцип, специфической энергии органов чувств И. Мюллера. Различие же (с концепцией И. Мюллера) состоит, во-первых, в конкретизации данного принципа, в установлении связи «специфической энергии» с отдельными подсистемами органов чувств, с нервными волокнами (поскольку Г. Гельмгольц считал, что существуют специфические энергии различного к ???

Иероглифический» материализм.

Иероглифический материализм. Название возникло очень поздно, но такого рода концепции были раньше, начиная с самого Демокрита, хотя он и не употреблял таких понятий, как знак, иероглиф, символ, но по существу это был иероглифический материализм. Мы уже выяснили, что материализм в завершенном виде говорит, что ощущения не похожи на внешний мир, являются символами, иероглифами – такая трактовка совершенно не укладывается в понятия семиотики, науки о знаках. С точки зрения семиотики, знак – это материальный иероглиф(?). То есть знак – не идеальный. Таким образом вопрос здесь вопрос не в отношении между разумом и материальными явлениями.

Например, к сторонникам иероглифического материализма был Георгий Плеханов, у него были последователи в среде марксистов, например, Аксельрод.

Знаки и знаковые системы.

Знак – это материальное, физическое явление, которое действует на органы человека, заменяет, представляет предмет, свойство или отношение. Знак ≠ ощущение ≠ восприятие, так как те идеальны.

Семиотика– наука о знаках и знаковых системах.

Знаки могут быть языковымии неязыковыми. Неязыковые делятся на знаки-копии (иконические), знаки-признаки (индексы) (примеры: дым - признак огня, жар- признак болезни) и знаки-символы (красная звезда - единство пролетариата всех пяти частей света). Язык – система знаков. Языковой знак существует как часть системы, без этой системы он не может быть понят. Индексы. Между знаком и предметом существует сходство.

Символ– один из видов знаков. Символы делятся на неязыковые (наглядный образ, который воплощает в себе идею, например, знамя) и языковые - что-то заменяют, но не имеют никакого сходства с предметом, возникают по соглашению, напр, все слова. Видно, что семиотика почти не имеет ничего общего с учением Гельмгольца.

Три вида соответствия знака и обозначаемого: иконическое, физическое (физ. связь между знаком и обозначаемым) и конвенциальное.

//из лекции:

Знаки есть языковые (если знак что-то значит только в системе) и неязыковые (одиночные).

Неязыковые делятся на три категории:

1 – иконический знак, знак копия (фотография)

2 – знаки-индексы (есть физическая, причинная связь). Дым есть знак огня. Показания термометра это знак здоровья.

3 – знаки-символы (есть серп и молот символ единства рабочего класса и крестьянства. Красная звезда - единство пролетариата всех заселенных частей света) – воплощение некоторой идеи.

Наши рекомендации