Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?
Короткий ответ по-семёновскиКогда было открыто, что мир существует в сознании человека, тогда возникло и представление о том, что такое знание. Знание о вещи – это когда вещь находится в нашем сознании, является содержанием сознания.
(более расширенный) Что такое знание? Трудно, может быть, даже невозможно дать четкое определение того, что есть знание. Дело в том, что, во-первых, это понятие является одним из самых общих, а таковым всегда сложно дать однозначное определение. Во-вторых, существует достаточно много различных видов знания, и их невозможно уложить в один ряд. Приняв это во внимание, попробуем все же прояснить, что же такое знание. обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, мы полагаем, что имеем об этом «нечто» достаточно правильное и достоверное представление. Мы также убеждены в том, что наше представление не является заблуждением, иллюзией или только нашим личным мнением. Наконец, мы можем привести какие-то обоснования и аргументы, подкрепляющие это убеждение. Таким образом, в нашей обычной жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определенные основания.
Общий дух этого характерного для здравого смысла понимания знания сохраняется и в эпистемологии, которая вместе с тем уточняет и проясняет заложенные в этом понимании моменты. Стандартная эпистемологическая трактовка того, что «субъект S знает некий предмет Р» включает в себя следующие три условия:
1. Условие истинности(адекватности) – «S знает Р, если истинно, что Р» Я знаю, что Санкт-Петербург расположен севернее Москвы, если Санкт-Петербург действительно расположен севернее Москвы. Если же я утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое утверждение будет не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением.
2. Условие убежденности(веры, приемлемости) – «если S знает Р, то S убежден (верит) в Р» Когда я говорю, например, что знаю, что в России есть президент, то я верю, что он действительно существует. В обычных случаях знание, собственно, и есть такое убеждение или такая вера, их невозможно разделить. Представьте себе ситуацию: вы подходите к окну и видите, что идет дождь. Вы говорите: «Идет дождь, но я в это не верю». Абсурдность этой фразы показывает, что наше знание есть убеждение.
3. Условие обоснованности– «S знает Р, когда может обосновать свое убеждение в Р» Это условие позволяет отграничить знание от счастливых догадок или случайных совпадений. Положим, вы спросили пятилетнего малыша: «Сколько планет в Солнечной системе?» – и услышали в ответ – «Девять». Скорее всего, вы решите, что он лишь случайно угадал верное число. И если он никак не сможет обосновать свой ответ, хотя бы ссылкой на то, что слышал это от мамы, то вы будете считать, что у него нет настоящего знания этого факта.
Итак, в соответствии с этой «трехчастной» трактовкой можно дать такое краткое определение: знание есть адекватное и обоснованное убеждение.
Наивный реализм.
У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон).
<копипаста с какого-то сайта>
Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:
1. Существует мир материальных объектов.
2. Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
3. Эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.
4. Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
5. При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.
</копипаста с какого-то сайта>
<книга Семенова>
Наивный реализм - это убеждение, что мир существует объективно и только объективно. Он существует только вне сознания и ни в коем случае не в сознании. По своей сути, наивный реализм является стихийным, бессознательным материализмом. Данной точки зрения придерживаются и придерживались многие люди, не искушенные в философии.
Такое положение довольно абсурдно, но оно прочно укоренилось в сознании людей, поэтому преодолеть его было необычайно трудно.
P.S. есть ещё немного информации на с. 37 во 2-й книге Семенова.
</книга Семенова>