Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).
Онтология– («онтос» – сущее) раздел философии, учение о бытии, мире (в отличие от гносеологии– учении о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Проблемы онтологии– это такие проблемы, без которых нельзя решить проблемы гносеологии. Вот скажем, философия занимается проблемой отношения мира и сознания, а следовательно и проблемой о свободе и необходимости. А её нельзя решить, не решив проблему, есть ли в мире случайность, или одна только необходимость – это проблема онтологическая. Онтология – те проблемы, которые нужны для теории познания.
Социальная философия– философия истории – основной вопрос философии, примененный к обществу – предельно общий взгляд на общество. Философия истории – часть философии, решающая проблемы личности в истории, смысла исторического процесса.
Аврелий Августин (блаженный) (354-430) – один из крупнейших представителей патристики. Знаменит тем, что создал первую концепцию философии истории (провиденциализм: Бог создал план человеческой истории и следит, чтобы он был выполнен. План заканчивается концом мира и истории).
Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.
Мир первичен – сознание вторично. Мир существует вне и независимо от сознания. Мир является объективной реальностью, объективная реальность– это такая, которая существует вне сознания, не как содержание словами, и которая существует независимо от сознания. Если мир существует вне и независимо от сознания, это значит, что мир был и тогда, когда не было сознания, что мир для того, чтобы быть, не нуждается ни в каком сознании. И из этого вытекает, что мир существовал всегда. Мир – это все, за его пределом ничего нет. Материя – это то, что существует вне и независимо от сознания. Это единственный признак материи, который присущ всей материи. Все остальные признаки присущи каким-то формам материи.
Теория познания (гносеология) материализма – теория отражения. Познание есть образы внешнего [объективного] мира во внутреннем субъективном мире. То есть процесс познания – это превращение вещей-в-себе в вещи-для-нас или отражение (проектирование \\прим. ред.\\) мира в себе на мир для нас.
Материализм это и онтология и гносеология. Гносеология материализма: объект исследования – объективный материальный мир, который познаётся субъектом, обладающим сознанием. Другого мира, кроме материального – нет. Познавание мира – отражение его, построение его образов в сознании. Сознание есть продукт материи. Возникает вопрос: что есть сознание, в чем его суть? Сознание есть отражение объективного мира. Копия, образ реальных вещей мира.
Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.
Субъективный идеализм – Дж. Беркли. В основе мира – сознание субъекта– человека. Мир существует как сознание каждого конкретного человека, как комплекс его ощущений и восприятия. Весь мир существует только в сознании субъекта. Объекта как такого нет, как и нет объективного мира вне сознания человека. Солипсизм– («солюс» – один, единственный, «ипс» – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим в его сознании. Как отличить фантазии человека от того, что есть на самом деле?
Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.
Согласно этой точке зрения в основе мира лежит некое объективное сознание(бог, мировой разум, абсолютная идея, абсолютный дух (Гегель)...), существующее само по себе. У ОИ (объективного идеализма) существует 2 сознания: один дух абсолютный(объективный дух ) и еще человеческий дух(субъективный дух).
В чем отличие объективного идеализма и материализма – ведь и там, и там есть объективная реальность. С точки зрения и тех, и других мир объективен в том смысле, что существует независимо от субъективного духа. Но с точки зрения материалистов никакого другого сознания кроме субъективного нет. И мир существует независимо от такого сознания. А у идеалистов мир не зависит от субъективного сознания, но зависит от объективного сознания, он так или иначе есть его порождение.
Проблема гносеологии. Объективные идеалисты являются монистами, потому что объективный мир есть порождение объективного сознания. У ОИ появляется понятие объективного сознания. Откуда оно? На чем основывается представление, что есть некое объективное сознание? Есть такое объективное сознание – знание, накопленное человечеством за всю его историю. Это сознание заметили независимо от субъективного сознание. Это сознание даже в большей степени определяет мышление человека, чем сам объективный мир.
Проблема онтологии. В основе всего лежит не чье-то конкретное сознание, а сознание вообще, существующее отдельно и самостоятельно, независимо от нашего сознания. Оно вечно и порождает мир человека и его сознание. Есть два вида: у Платона – существуют два мира: мир идей и мир вещей, причем второй подчинен первому (материя вечна, но неопределенна, проникая в мир материи, эйдосы создают вещи, бытие); у Гегеля – существует абсолютная идея, как единое целое, эта идея творит мир вещей и существует в нем.
Агностицизм, или феноменализм. Агностицизм – («агностос» – недоступный познанию) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Феноменализм – философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость вещей. Феноменализм ведёт или к субъективному идеализму или к агностицизму. Юм (агностик, феноменалист) выбрал не материализм и не идеализм, а третий, компромиссный путь – эмпиризм. Юм хотел завершить эмпиризм, развить его до конца. Юм утверждал, мы знаем предмет только через его восприятие. Мы сравниваем одно восприятие с другим. Мы заколдованы в кругу восприятий и не можем из него вырваться. Мир мы знаем только через восприятия. Юм утверждал, что существует только мир наших ощущений.