Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.

Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.

Любая наука – это систематическое целенаправленное исследование. Люди всегда познавали мир, т.к. нужно не только приспосабливаться, но и преобразовывать мир. Сначала познание было не видом деятельности, а частью жизни (обыденное, житейское).

Философия занимается исследованием. Объектом исследования философии является истина. Философия исследует процесс постижения (познания) истины, поэтому она является теорией познания. Философия – наука об истине. Теория познания = гносеология = эпистемология. Процесс познания изучают чтобы прийти к цели, к истине. И вот когда философия выступает как практическое руководство к мыслительному действию, то она выступает как метод. По этому пути мы ходим мыслями. Философия как теория познания и мировоззрение (онтология). Первые и самые важные понятия философии: МИР? и СОЗНАНИЕ?. Определить их через другие понятия невозможно, так как это есть предельно общие понятия. Философия может установить отношения между ними, таким образом определив эти понятия.


2 Основной вопрос философии.

Проблема определения понятий «мир» и «сознание». Мир и сознание, другие названия этих пар: бытие и мышление, материальное/идеальное, духовное и материальное, физическое и психическое. Общее между ними – что они существуют, т.е и мир, и сознание являются реальностями. Единственный возможный путь определить их – это раскрыть отношения между этими двумя понятиями.

Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).

Онтология– («онтос» – сущее) раздел философии, учение о бытии, мире (в отличие от гносеологии– учении о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Проблемы онтологии– это такие проблемы, без которых нельзя решить проблемы гносеологии. Вот скажем, философия занимается проблемой отношения мира и сознания, а следовательно и проблемой о свободе и необходимости. А её нельзя решить, не решив проблему, есть ли в мире случайность, или одна только необходимость – это проблема онтологическая. Онтология – те проблемы, которые нужны для теории познания.

Социальная философия– философия истории – основной вопрос философии, примененный к обществу – предельно общий взгляд на общество. Философия истории – часть философии, решающая проблемы личности в истории, смысла исторического процесса.

Аврелий Августин (блаженный) (354-430) – один из крупнейших представителей патристики. Знаменит тем, что создал первую концепцию философии истории (провиденциализм: Бог создал план человеческой истории и следит, чтобы он был выполнен. План заканчивается концом мира и истории).

Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.

Мир первичен – сознание вторично. Мир существует вне и независимо от сознания. Мир является объективной реальностью, объективная реальность– это такая, которая существует вне сознания, не как содержание словами, и которая существует независимо от сознания. Если мир существует вне и независимо от сознания, это значит, что мир был и тогда, когда не было сознания, что мир для того, чтобы быть, не нуждается ни в каком сознании. И из этого вытекает, что мир существовал всегда. Мир – это все, за его пределом ничего нет. Материя – это то, что существует вне и независимо от сознания. Это единственный признак материи, который присущ всей материи. Все остальные признаки присущи каким-то формам материи.

Теория познания (гносеология) материализма – теория отражения. Познание есть образы внешнего [объективного] мира во внутреннем субъективном мире. То есть процесс познания – это превращение вещей-в-себе в вещи-для-нас или отражение (проектирование \\прим. ред.\\) мира в себе на мир для нас.

Материализм это и онтология и гносеология. Гносеология материализма: объект исследования – объективный материальный мир, который познаётся субъектом, обладающим сознанием. Другого мира, кроме материального – нет. Познавание мира – отражение его, построение его образов в сознании. Сознание есть продукт материи. Возникает вопрос: что есть сознание, в чем его суть? Сознание есть отражение объективного мира. Копия, образ реальных вещей мира.

Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.

Согласно этой точке зрения в основе мира лежит некое объективное сознание(бог, мировой разум, абсолютная идея, абсолютный дух (Гегель)...), существующее само по себе. У ОИ (объективного идеализма) существует 2 сознания: один дух абсолютный(объективный дух ) и еще человеческий дух(субъективный дух).

В чем отличие объективного идеализма и материализма – ведь и там, и там есть объективная реальность. С точки зрения и тех, и других мир объективен в том смысле, что существует независимо от субъективного духа. Но с точки зрения материалистов никакого другого сознания кроме субъективного нет. И мир существует независимо от такого сознания. А у идеалистов мир не зависит от субъективного сознания, но зависит от объективного сознания, он так или иначе есть его порождение.

Проблема гносеологии. Объективные идеалисты являются монистами, потому что объективный мир есть порождение объективного сознания. У ОИ появляется понятие объективного сознания. Откуда оно? На чем основывается представление, что есть некое объективное сознание? Есть такое объективное сознание – знание, накопленное человечеством за всю его историю. Это сознание заметили независимо от субъективного сознание. Это сознание даже в большей степени определяет мышление человека, чем сам объективный мир.

Проблема онтологии. В основе всего лежит не чье-то конкретное сознание, а сознание вообще, существующее отдельно и самостоятельно, независимо от нашего сознания. Оно вечно и порождает мир человека и его сознание. Есть два вида: у Платона – существуют два мира: мир идей и мир вещей, причем второй подчинен первому (материя вечна, но неопределенна, проникая в мир материи, эйдосы создают вещи, бытие); у Гегеля – существует абсолютная идея, как единое целое, эта идея творит мир вещей и существует в нем.

Агностицизм, или феноменализм. Агностицизм – («агностос» – недоступный познанию) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Феноменализм – философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость вещей. Феноменализм ведёт или к субъективному идеализму или к агностицизму. Юм (агностик, феноменалист) выбрал не материализм и не идеализм, а третий, компромиссный путь – эмпиризм. Юм хотел завершить эмпиризм, развить его до конца. Юм утверждал, мы знаем предмет только через его восприятие. Мы сравниваем одно восприятие с другим. Мы заколдованы в кругу восприятий и не можем из него вырваться. Мир мы знаем только через восприятия. Юм утверждал, что существует только мир наших ощущений.

Разновидности сенсуализма

Не трудно понять, что сенсуализм не является единым течением, где все сторонники придерживались одной точки зрения. Вернее, они были едины только в одном: никакого другого источника знаний, кроме чувственного знания, не существует. а дальше они разделялись на несколько направлений. Беркли, Юм, Локк, Бекон, Гоббс, французские материалисты. Существует по меньшей мере 3 вида сенсуализма – субъективный идеалистический (Беркли), феноменалистический (агностический) (Юм и его последователи, включая позитивистов) и материалистический. Они делятся по отношению к источнику ощущения. Материализм – действие объективного мира на органы чувств (есть объективный мир, который порождает ощущения, порождает восприятия, которые являются образами внешнего мира), берклианец – нет никакого источника, ощущения – единственное, что существует, феноменалисты (Юмисты) – а я не знаю, этот вопрос абсолютно неразрешим. Вопрос об источнике ощущений – это формулировка (разновидность) основного вопроса философии.

Наивный реализм.

У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон).

<копипаста с какого-то сайта>

Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:

1. Существует мир материальных объектов.

2. Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.

3. Эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.

4. Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.

5. При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

</копипаста с какого-то сайта>

<книга Семенова>

Наивный реализм - это убеждение, что мир существует объективно и только объективно. Он существует только вне сознания и ни в коем случае не в сознании. По своей сути, наивный реализм является стихийным, бессознательным материализмом. Данной точки зрения придерживаются и придерживались многие люди, не искушенные в философии.

Такое положение довольно абсурдно, но оно прочно укоренилось в сознании людей, поэтому преодолеть его было необычайно трудно.

P.S. есть ещё немного информации на с. 37 во 2-й книге Семенова.

</книга Семенова>

Знаки и знаковые системы.

Знак – это материальное, физическое явление, которое действует на органы человека, заменяет, представляет предмет, свойство или отношение. Знак ≠ ощущение ≠ восприятие, так как те идеальны.

Семиотика– наука о знаках и знаковых системах.

Знаки могут быть языковымии неязыковыми. Неязыковые делятся на знаки-копии (иконические), знаки-признаки (индексы) (примеры: дым - признак огня, жар- признак болезни) и знаки-символы (красная звезда - единство пролетариата всех пяти частей света). Язык – система знаков. Языковой знак существует как часть системы, без этой системы он не может быть понят. Индексы. Между знаком и предметом существует сходство.

Символ– один из видов знаков. Символы делятся на неязыковые (наглядный образ, который воплощает в себе идею, например, знамя) и языковые - что-то заменяют, но не имеют никакого сходства с предметом, возникают по соглашению, напр, все слова. Видно, что семиотика почти не имеет ничего общего с учением Гельмгольца.

Три вида соответствия знака и обозначаемого: иконическое, физическое (физ. связь между знаком и обозначаемым) и конвенциальное.

//из лекции:

Знаки есть языковые (если знак что-то значит только в системе) и неязыковые (одиночные).

Неязыковые делятся на три категории:

1 – иконический знак, знак копия (фотография)

2 – знаки-индексы (есть физическая, причинная связь). Дым есть знак огня. Показания термометра это знак здоровья.

3 – знаки-символы (есть серп и молот символ единства рабочего класса и крестьянства. Красная звезда - единство пролетариата всех заселенных частей света) – воплощение некоторой идеи.

Основные понятия теории информации. Природа информации.

В середине XX века информация была открыта как особое явление, возникла наука, изучающая процессы возникновения, хранения информации – теория информации, информатика. Понятия теории информации давно пытались использовать для решения психофизиологической проблемы. Дубровский в последней книге писал, что «невозможно понять природу идеального, не прибегая к теории информации». Он не завершил теорию, ему могло помешать, что он не смог отделить 2 вида идеального – социальное и биологическое. Другие занимались этим, особенно отечественные.

Информация – это данные, сведения о чем-то. Легко понять, что информации не может быть без материального носителя. Информация предполагает существование этого материального носителя. Что может им являться? Два вида носителей:

1. Какой-то физический процесс. К примеру, электричество.

2. Физический объект, тело. Например, фотография.

Особенности, которыми должен обладать объект или процесс, чтобы нести информацию: процесс должен обладать многообразием состояний. Физический объект должен обладать множеством элементов. Это множество называется кодом, шифром информации.

Требуется информационный объект, носитель с кодом и получатель информации. Будем рассматривать те случаи, когда получатель – человек.

Все начинается с того, что объект действует на носитель информации и происходит кодирование информации. Кодирование информации сразу есть и создание информации. Возможно кодирование и перекодирование информации. При перекодировании меняется коды, объекты, процессы, но информация сохраняется, причем сохраняется как порядок расположения элементов множества. Норберт Винер в книге «Кибернетика» сказал, что «информация есть не дух, не энергия и не материя». На что советские материалисты начали обвинять его в идеализме. Идеализма нет. Сейчас с этим все, кто этим занимается, соглашаются. Порядок – объективная вещь.

Материалистическое решение.

1. Пространство и время - объективные характеристики бытия.

2. Была (Демокрит, Эпикур, Локк, Ньютон) субстанциональная трактовка - время и пространство сами по себе, вместилище для объектов.

3. Сейчас - реляционная (Эйнштейн, Декарт, Спиноза, Лейбниц), форма порядка материальных вещей и событий, они объектальны. “Если исчезнут вещи, исчезнут и время с пространством”.

Кантианское.

Чисто субъективные понятия, характеризующие мир для нас.

Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).

Милетская школа – 6 в. до н.э. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Центральное – учение о первоначале из которого возникают все вещи. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале. Фалес таким образом открыл, что есть нечто умозримое, кроме чувствозримого. Есть умопостижимое, кроме явлений, есть сущность. Вода, например, по Фалесу не всегда чувствозрима, но всегда присутствует. Анксимандр довел эту точку зрения до предела, его «апейрон»вообще недостижим чувствами, а только умопостигается. Они подошли к идее о том, что в мире есть основа, которая чувствам недоступна. Их идея такова, что есть явления чувственные, а есть сущность умопостигаемая.

Появляется представление о 2х формах сознания – чувственное и мышление. Умозримое – то, что недоступно органам чувств, доступно только сознанию.

У другой философской школы – Элейской (Ксенофан, Парменид, Зенон) – эта идея развилась. Суть их учения в том, что главное понятие – понятие бытия. Есть бытие, а небытия быть не может. Из ничего ничего не возникает, бытие является вечным. Оно было, есть и будет – бесконечно во времени. Бытие вечно, нераздельно, едино. Ничего не меняется. Как же чувства, которые говорят о подвижности мира? Мы познаем бытие разумом. Бытие умозримо. А многообразия нет. Оно существует только в нашем сознании.

Третья попытка – знаменитый Демокрит. Он вводит понятия бытия и небытия. Неделимое бытие Элеатов он раздробляет на множество атомов бытия. Атомы неделимы. Опять же макромир и микромир. А также мегамир – мир миров. Во Вселенной существует бесконечное число самых разных миров. Механизмчувственного познания заключается в том, что от вещей отделяются эйдолы– оболочки, достигают органов чувств и мы втыкаем. NB от вещей! не от атомов! Вещи выступают как целостное, не сводимое к атомам. В этом двоякость. Так откуда мы знаем, что существуют атомы? Только разумом. Истинная сущность мира доступна только разуму. Возникает вопрос об отношении чувств и разума. Чувства не только не помогают разуму, а мешают!

Это был материалистический «эссенциализм», а есть еще и идеалистический (объективный) «эссенциализм» – Платон.

Виды эссенциализма.

Есть две разновидности эссенциализма – материалистический и идеалистический.

Материалистическийэссенциализм. Эпикур: существуют вещи, и мир, прежде всего – совокупность вещей. Вещи целостны. Они отражаются в нашем сознании, чувства – отражения вещей, свойства присущи самим вещам. Мир есть единство явлений, сущностей. Здесь впервые чувства и разум выступают не как две формы, а как две ступени познания. Первая – чувства, они нас подготовляют, это критерий истинности. Мир таков, каким мы его видим, а его глубины дальше доступны разуму.

Идеалистическийэссенциализм. Аристотель: мышление независимо от тела — мыслящий дух. Сущность сущего – мировое сознание (объективно - идеалистический эссенциализм). http://www.book-science.ru/humanities/philosophy/sushchee-kak-javlenie-i-sushchnost-.html

Суждение.

Суждение – это такая формы мысли, в которой предмету мысли или приписывается какой-то признак, либо говорится об отсутствии у этого предмета данного признака. (Пример: «предмет – красный», «предмет – не красный»).

Эта форма мышления по меньшей мере предполагает два понятия: понятие которое обозначает тот предмет которому что-то приписывается (субъект суждения / подлежащее) и признак, который приписывается предмету (предикат или сказуемое). И третий элемент суждения – это связка «есть» или «не есть». В отличие от понятия, суждение является формой мысли, несущей истину, и поэтому суждения могут быть истинными или ложными. И надо сказать, что не только все логики, но и большинство философов считают что суждение – это единственная форма, которая является либо истиной, либо ложной. Думаю что это положение ошибочно, есть и другие формы, но это будет уже формы не рассудочного мышления, а разумного мышления (Например, идеи могут быть верными и неверными).

56. Умозаключение.

Умозаключение – это такая форма мысли, когда мы из одного или нескольких высказываний (суждений), выводим новое суждение.

Существуют также логические термины, для обозначения составных частей умозаключения. Когда, например, делается вывод из одного старого суждения, то такое умозаключение называется непосредственным, а когда новые суждения выводятся из двух и более суждений, то такое умозаключение называется опосредованным. Существуют названия для различных элементов умозаключения. Суждения, из которых делается вывод, называются посылками, а то суждение, которое выводится, называется заключением. Все посылки вместе взятые называются основанием, а заключения – следствием.

Сами умозаключения делятся, обычно, на два вида. Одна категория – это дедуктивные умозаключения, а вторая – индуктивные. Иными словами есть две формы логического процесса: дедукция и индукция. Чем они отличаются друг от друга?

При дедукции движение мысли идет от общего к частному, то есть когда на основе общих положений, делается вывод относящийся к определенной конкретной вещи (Пример: «все люди смертны. Тит – человек, значит от тоже смертный»).

При индукции движение мысли происходит в противоположном направлении: от единичного к общему. (Пример: Проводя эксперимент по кипению воды при нормальном давлении в разных сосудах, мы видим что она кипит при 100 градусах. И мы делаем вывод, что вода без примесей и при нормальном давлении кипит при 100 градусах).

Дедукция и индукция.

Индукция – это процесс мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Метод, посредством которого на основе повторяющегося признака отдельных явлений делается обобщенное заключение, называется индуктивным умозаключением или индукцией. Индуктивное умозаключение рассматривается в качестве сферы приложения силлогизма. Приведем следующий пример индукции: Лошади, собаки, куры и коровы смертны. Лошади, собаки, куры и коровы – животные. Следовательно, все животные смертны. Индуктивная логика выводит нас за рамки формальной логики.

Дедукция – это процесс мышления в порядке, обратном индукции, движение от общего к частному. Человек смертен (большая посылка). Сократ – человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (вывод). Не дает дальнейшего познания, а только позволяет уточнить познанное.

Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.

Что такое абсолютная идея Г. Гегеля?Существует высшая математика мышления: философия – наука о мышлении как объективном процессе. Мышление есть не только субъективная деятельность, а есть и объективный процесс, который облечен в форму субъективной деятельности человека. Одним из великих открытий было открытие, что мышление как объективный процесс. Спасибо Гегелю за это. До сих пор это открытие не всеми признается, из-за непонимания как может быть мышление (происходит в голове человека, деятельность) как объективный процесс да еще с собственными объективными законами.

Рассмотрим, на каких основаниях Гегель сделал это открытие. В определенное время назревает проблема, она осознается учеными, и они начинают работать над этой проблемой. Работает много людей, кто-то из них вырывается вперед по разным причинам (либо у кого больше свободного времени, ума, в общем, это субъективные причины). И, наконец, кто-то делает это открытие, а кто приближался вплотную — остаются неизвестными. К примеру, закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном. Но бывает, что открытие делают сразу несколько человек, и тогда этот закон называют двойным именем (Бойля-Мариота, Менделея-Клайперона,). Но Гегель руководствовался другими предпосылками (вышерассмотренное только доказывает): он исследовал развитие философской мысли. Он видел в каждой классической школе философии ступеньку поступательного развития. Он показал, как возникают проблемы и как эти проблемы начинают решаться последующими философами. Гегель освободил историю философии от людей, личностей и получил процесс движения самых широких категорий. И когда он обнаружил что есть объективное мышление, он абстрагировал мышление от людей и превратил в знаменитую абсолютную идею.

Основное понятие в философии Гегеля – это абсолютная идея и ее развитие. Абсолютная идея есть абсолютное мышление. Развитие абсолютной идеи есть развитие абсолютного мышления. Развитие абсолютного мышления есть мышление. А о чем идея может мыслить, если она является творцом мира? Абсолютная идея мыслит о самой себе, она все глубже себя познает. Итак, идея развивается, но всякое развитие прекращается, как только абсолютная идея через систему Гегеля постигнет саму себя. Развитие идеи означает развитие категорий, точнее чистых категорий диалектики. Гегель создал диалектику мышления и диалектику вещей, и тогда перед ним стал основной вопрос философии – “Мир развивается по законам мышления или мышление развивается по мирским законам”. Гегель ответил, что мир развивается по законам абсолютной идеи. Заслуга Гегеля состоит в том, что он открыл мышление как объективный процесс, процесс со своими собственными законами. Он говорил, чтобы научиться мыслить, нужно знать и уметь использовать законы мышления.

Проблема природы понятий.

Смысл знака естествоязыка – это и есть понятие. Иными словами, понятия образуют смысл знака. И именно потому, что знаки имеет такой смысл у него такие, и никакие иные денотаты. Отсюда следует, что не может быть слова (знака) без понятия (иначе это был бы шум и больше ничего). Без слова нет понятия и без понятия нет слова. Так что слово и понятие образуют нерасторжимое единство, но очень противоречивое, ведь они друг от друга отличаются. Слово-то материально, а понятие оно идеально(оно есть субъективный образ объективного предмета). Понятие отражает, а слово обозначает, но не отражает! Когда мы говорим собака, то это что: понятие или слово? Это и то и то. Поэтому был введен такой термин слово-понятие.

Проблема природы понятий - это проблема что такое понятие по отношению к внешнему миру. Потом треугольник Фреге. Слово - обозначает денотат и выражает смысл, а понятие только отражает, но не обозначает. Слову “собака” соответствует каждая конкретная собака. А чему соответствует понятие “собака”? Собаке вообще, а никакой конкретной собаке. Имеет ли это понятие “собака” объективное содержание во внешнем мире? Этот же вопрос по-другому: есть ли в мире общее, а не только отдельное?

Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.

Долгое время люди не знали, что есть понятие. Знали – слова есть и больше ничего. Для того, чтобы открыть понятие, надо было открыть, что есть содержание, смысл, что этот смысл есть общее, что оно не исчерпывается словом, а у него есть смысл содержания, отличное от слова, которое выражается этим словом. Это открыть надо было. И кто же открыл понятие? Платон! Платон совершил величайшее открытие в философской истории. Элиаты открыли умозрение, что есть не только чувство зрения, есть ещё и умозрение. Открыли две формы познания, а Платон открыл понятие впервые! У элиатов умозрение, как и бытие, было монолитом. А Платон этот монолит раздробил на понятия. Оказалось, что умозрение состоит из понятий, из клеточек состоит, из элементов, и эти элементы – это понятия. И элементы фасуются, соединяются и разъединяются. И вот когда он открыл понятия, открылись пути к тому, чтобы открыть суждения, умозаключения, то есть создать науку о мышлении, вот ту самую формальную логику, которую создал великий ученик Платона Аристотель. Без открытия понятия невозможно открытие суждений и умозаключений и тем самым никаких правил оперирования вот этими понятиями. Платон был идеалистом объективным. Гегель открыл мышление, как объективный процесс, но дорогу к этому проложил Платон. Платон взял понятие. Понял, что понятие есть общее, в понятии общее выступает в чистом виде. Потом он рвал вот это содержание мышления людей и переместил его в особый мир, мир Эйдоса, мир идей. И этот мир Эйдоса предстал, как нечто объективное, у него же объективное содержание, это же общее на самом деле существует.

Платон впервые понял, что мышление есть не только субъективная деятельность людей, но ещё есть нечто объективное. Но только у него это объективное было неизменным, застывшим, мертвым, не двигалось, не развивалось, оставалась всегда таким. Вот есть пирамида эйдосов, сверху пирамиды идея единого или блага, ниже диады.... А что сделал Гегель, он её расплавил и заставил течь, и вот тогда мышление предстало как объективный процесс. Потребовалось 2.500 лет, чтобы достичь до этой мысли. Но сама-то мысль, что мышление не чисто субъективно, оно и объективно, эта мысль присутствует в этом самом мире эйдосов Платона. В истории философии величайшие открытия совершали идеалисты. Правильные утверждения ведут нас к заблуждению. Здесь мы видим наглядно, что есть доля истины номиналистов, доля истины реалистов, но каждый раз эта истина доведена до абсурда. Платон дал три ответа: 1. Вещи подражают эйдосам. 2. Вещи присутствуют в эйдосах, а 3. Эйдовцы присутствующие...... Аристотель у истоков материалистического эссенциализм.....

Открытие материального источника активности мышления.

Решение основного вопроса философии было распространено на общество. Совершено было развитие материализма, сформировался законченный материализм, который в одинаковой степени касался и природы и общества. Как только было выяснено, что в основе развития общества лежит основа развития производства, как только выяснилось что человек существо производящее, что животное к природе приспосабливается, а человек создаёт, вот тогда и можно было понять, раскрыть источник активности мышления. Существует духовная и материальная активность. До марксизма казалось, что духовная активность первична, а материальная активность вторична. Сначала ум, а потом труд. А вот уже в философии Маркса, наоборот, сначала производство основа всего, а потом, уже мышление, именно производство вызвало к жизни мышление, а не наоборот. Материальная активность источник духовной активности.

Мы говорили, что проблема свободы и необходимости неразрывно связана с проблемой предопределённости. Есть ли детерминизм? А если есть, то какой этот детерминизм.

Понятие факта

Первая трактовка: факт – явление внешнего мира, явление реальности. Солнце взошло, вчера был дождь. Факты существуют вне нашего сознания.

Вторая точка зрения: факты – образы внешнего мира. И как всякие образы существуют в нашем сознании (субъективны по форме, объективны по содержанию).

Третья точка зрения, компромиссная: есть два вида фактов, факты объективного мира и факты сознания.

Четвертая точка зрения: факты – правильные истинные высказывания, содержание истинного суждения, суждения которые мы признали истинными (точка зрения неопозитивизма).

Факт - исходная форма разумного мышления.

Давайте теперь разберемся, какие признакиприсущи всем фактам.

1. Факт не зависит от сознания человека, факт объективен. Факты – упрямая вещь. Они не поддаются нашим желания и замыслам. Он либо есть либо его нет.

2. Над фактами производят всевозможные действия(их собирают, добывают, хранят, обрабатывают, обобщают, фальсифицируют). Эти операции производят в сознании. Вывод – факты существуют в сознании. Семенов: “факт- это фрагмент реальности, который вырван оттуда и пересажен в наше сознание. Факт - это вещь для нас”.

Есть факты научные, есть житейские, но в целом они отличаются целенаправленностью получения. Есть эквифакты - объективные моменты, которые становятся фактами.

Объективность и субъективность фактов. Факты, бесспорно, объективны. И в то же время они и субъективны. Таким образом, установление факта есть вырывание момента действительности из самой действительности. Разумное познание мира на первых порах с неизбежностью предполагает его раздробление на множество фрагментов. В этой изоляции фактов друг от друга и заключается их субъективность. Ведь в объективной реальности факты существуют в неразрывной связи друг с другом. А в сознании они разъединены, оторваны друг от друга.

106. Проблема понимания и объяснения фактов. четкого определения и понимания и объяснения в литературе нет, так же как определения и интерпретации (истолкования) фактов. Когда человек, создав холическую идею и холию или теорию, познает целостность исследуемых явлений, т. е. начинает понимать их, необходимостью является приобщить к этому пониманию и других людей. Единственный путь, ведущий к этому, — текстуализация идей, холий и теорий. Создание идеетекстов, холиотекстов и теоротекстов — это и есть то, что принято называть объяснением. Понимание фактов - это создание теории.

Интерпретация (истолкование) фактов как их объединение (унитаризация). Факты интерпретируют и истолковывают. Но лучше использовать другой термин – объединение. Будем называть этот процесс унитаризацией. Унитаризация фактов – связывание фактов воедино, объединение фактов. Этот процесс очень сложный и можно допустить множество ошибок. Идея - простейшая единица унитаризации и интерпретации.

Проблемно-фактуальная интуиция. это интуиция в рамках разумного мышления, которая основана на фактах, а не на мистике. Она осознаёт и анализирует факты. Это идея, целью которой является достижение понимания (и тем самым объяснения), т. е. объединения (унитаризации) определенных фактов. Ее можно назвать унитаристской идеей, существующей в двух видах: идеи эссенциальной и идеи холической. Но лучше всего именовать ее проблемно-фактуальной идеей. Ведь она возникает как решение проблемы понимания данных фактов и на основе обработки этих и иных фактов.

Научное откровение есть объединяющая или вносящая ясность идея, которая внезапно появляется в сознании как решение проблемы, в которой мы крайне заинтересованы. В типичных случаях она завершает длительное исследование, но приходит в сознание во время, когда мы над проблемой сознательно не работаем. Прорыв [spring] откровения основан на широком знании фактов, но сам он по существу представляет собой скачок воображения, далеко выходящий за пределы заключения, которое любой рационально мыслящий человек мог бы вывести из имеющихся в его распоряжении фактических данных»

Проблемно-фактуальная интуиция с необходимостью предполагает,во-первых, накопление и предварительную обработку фактов, во-вторых, ясное осознание и четкую постановку проблемы, которую нужно решить, в-третьих, длительную и тяжелую работу по глубокой и основательной переработке фактов.

Современный антиверитаризм

Суть заключается в отрицании объективности истины. Но, отрицая объективную истину, а тем самым, по существу, истину вообще, все они прямо от понятия истины не отказываются. Однако существуют и такие школы в философии, точнее, в парафилософии и лжефилософии, которые не только и не просто сомневаются в возможности познания истины или даже доказывают невозможность познания истины, но вообще считают понятие истины совершенно ненужным. Этот взгляд можно назвать нонверитизмом (от лат. поп — не и veritas — истина), или, скорее, даже контрверитизмом (от лат. contra — против). На таких позициях находились и находятся некоторые представители постпозитивизма: Томас Сэмюэл Кун (1922-1995), Имре Лакатос (Лакатош) (1922-1974), Стивен Эделстон Тулмин (1922-1997), Карл Пол (Пауль) Фейерабенд (1924-1994) и практически все философствующие постмодернисты.

Конкретность истины.

Истина, как уже указывалось, не зависит ни от человека, ни от человечества. Но она зависит от места, условий и времени. В этом смысле абстрактной истины никогда нет, истина всегда конкретна.

С проблемой конкретности истины мы уже столкнулись в предшествующем разделе при рассмотрении вопроса о смене одних теорий другими. После появления новой теории старая далеко не всегда превращается в частный случай первой. От нее могут полностью отказаться. Речь, разумеется, идет не об игнорировании фактов, на базе которых строилась эта теория. Они, конечно, сохраняются, хотя теперь по-новому интерпретируются. Таким образом, теория, которая в определенное время и в определенных условиях не просто считалась, но действительно была истинной, в другое время и в других условиях становится ложной.

Истина есть соответствие между миром и действительностью. В мире произошли изменения, а мысль о нем осталась той же самой. В результате на смену соответствию между миром и суждением пришло несоответствие между ними.

Индетерминизм и свобода.

Индетерменизм - взгляд на мир как на хаотичное нагромождение явлений, отрицание какой-бы то ни было предопределённости. Нет никакой предопределённости, значит, мир состоит из хаоса, где всё может быть. А раз так, то в таком мире может ли быть свобода? Нет.

Как видите не только абсолютный детерминизм, но и индетерминизм исключают свободу человека. Поняти

Наши рекомендации