Философия конца XX – начала XXI вв.
1. Философия постмодернизма
2. Философские идеи феминизма
1.Философия постмодернизма
Постмодернизм представляет собой совокупность общекультурных, в том числе философских, идей, отражающих специфику переживания человеком западной цивилизации реалий конца ХХ-начала XIX вв. Постмодернизм представлен такими мыслителями как Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийар и др.
Основные идеи постмодернизма.
1. Идея «смерти философии» в ее традиционном понимании как научной дисциплины. Философия больше не считается наукой, так как, во-первых, в отличие от науки она не имеет преемственности проблем и прогресса в их решении. Нет критериев «соизмеримости» философских идей, поэтому нельзя утверждать, что концепции философов XX в. более прогрессивны, чем идеи античных мыслителей. Во-вторых, произведения представителей неклассической философии представляют собой тексты на «стыке» философии, литературы, психологии и т.д. Их нельзя назвать исключительно философскими. Потеряв статус науки, философия должна соединиться с искусством, стать «искусством мышления».
2. Реальность представляет собой не целостный, закономерный, упорядоченный мир, а мозаику не связанных друг с другом фрагментов. Впечатление целостности мира появляется в результате связного его описания, либо в результате насильственного соединения фрагментов. Однако хаотичный мир сопротивляется человеческому конструированию, поэтому любой проект преобразования природы и общества обречен на провал.
3. Нельзя не только преобразовать, но даже познать реальность. Теория постоянно отстает от событий, она консервативна, а события постоянно меняются. Для изучения таких открытых и динамичных систем как природа, общество, экономика, политика и др. не подходят теории, созданные на основе традиционной логики и системы понятий со строго фиксированным смыслом. Нужен иной стиль мышления, новые правила интеллектуальной деятельности, принципиально новые понятия.
Постмодернисты предлагают свой проект «логики», который предполагает отказ от жесткого противопоставления противоположностей (черное – белое, Запад – Восток, добро – зло и т.д.), отказ от наделения одной из противоположностей негативными характеристиками (черное, женщина, блондинка и т.п.), доказательство равенства негативного термина позитивному (тьма равна свету и т.п.), уничтожение иерархии противоположностей, употребление нейтральных понятий ( вместо мужчины и женщины – человек и т.д.).
Для описания открытых, динамичных систем логика должна быть заменена игрой, ассоциациями, которые придают понятиям «скользящий» смысл. Ассоциативно-игровой стиль мышления вместо жесткого логико-конструктивного стиля мышления больше соответствует состоянию современного человека, который устал не только жить и мыслить, но даже последовательно и четко выражать свои мысли. Постмодернистские проекты по изменению структуры мысли и стиля мышления направлены против логоцентризма западноевропейского сознания с целью его разрушения, которое позволит изменить культуру, а через нее и весь мир.
4. Отрицание жестко-однозначного логико-конструктивного стиля мышления, утверждение ассоциативно-игрового стиля мышления ведет к выводу о том, что истина не одна, истин всегда больше, чем одна. Это относится к естествознанию, которое в настоящее время занимается изучением таких объектов, которые не воспринимаются органами чувств (например, микрообъекты). А теоретические конструкции и схемы можно трактовать по-разному. Это же относится и к гуманитарному знанию, основанному на интерпретации текстов. Каждый текст имеет веер равнозначных интерпретаций, зависящих от уровня развития, накопленных знаний, личного жизненного опыта, экономических и политических интересов интерпретатора. Истина – всего лишь соглашение, установленное властью господствующих групп.
5. Отрицание возможности творчества в современной культуре. Творчество – это создание принципиально нового, чего раньше не было. Включаясь в культуру, человек приобретает багаж знаний, усваивает нормы мышления и действия, затрудняющие творчество, проявление уникальности и неповторимости. В информационном обществе произведение современного художника – это совокупность заимствований, цитат из ранее созданного. Процесс художественного творчества начинается с расчленения культурного наследия на ряд составляющих и получению затем из них новых комбинаций (идея деконструкции Дерриды).
6. Констатация кризиса основ западной цивилизации, кризиса системы ценностей общества. Ценности в культуре присутствуют, но в хаотичном виде, нет их иерархии, системы соподчинений. Это вызывает у человека ощущение разорванности, разрозненности индивидуального опыта. Такое состояние общественного сознания можно назвать коллективной шизофренией. Человек обращается к системам ценностей предшествующих эпох (протестантская этика, технократическая система ценностей), но они не работают в современных условиях, не дают целостной картины мира, не обеспечивают душевного покоя. Новая система ценностей только формируется. Ее нельзя рационально сконструировать, она должна вызреть в недрах самого общества. Остается ждать, когда это произойдет. А пока человек должен сформировать ироническое отношение ко всему происходящему. Нет истины, нет системы ценностей, нет жизненных ориентиров, все относительно, жизнь – игра, нет смысла ни к чему относиться серьезно. Такое мироощущение свидетельствует о ситуации кризиса культуры, общество находится в переходном состоянии.
Философские идеи феминизма
Феминизм– это движение женщин против дискриминации по признаку пола, то есть против сексизма (англ. sex – пол). Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. По данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация: исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация женщин: формирование «женских» рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых.
Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к XVIII в. В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый – с середины XIX в. до 1960-х – женщины боролись за «равенство полов», за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый «суфражизм»). Второй этап начался в конце 1960-х – начале 1970-х под новым лозунгом – «равенство в различии».
Феминизм исходит из идеи экзистенциализма о том, что человек ничем не предопределен, не запрограммирован (природой, Богом ли) и сам свободно выбирает, кем и каким ему быть. Нет никакого предопределенного сценария нашей жизни. Наша свобода и наша ответственность в том и состоят, что каждый сам выступает в роли автора и пишет сценарий собственной жизни.
Исходя из этих идей, известная представительница феминизма Симона де Бовуар (1908-1986) подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре –патриархатной по своей природе – существует культ силы и агрессии, рациональности в ущерб эмоциональности. В ней доминирует мужская высокая самооценка и оценка женщин как второго, а по смыслу – второсортного пола. Женщина долгое время была исключена из общественной жизни. Ее сущность определялась через ряд негативных характеристик, противоположных мужским качествам: иррациональность, эмоциональность, чувственность и т.п. Женщина считалась неполноценным и зависимым существом, низшим по сравнению с мужчиной, ограниченным и слабым, весь смысл жизни которого – служить мужчине и быть ему полезной. Вне сферы сексуальности и материнства ее жизнь бессмысленна. Даже в домашней сфере ей отводилась исключительно обслуживающая роль. Женщине отказывали в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п. – прерогатива мужчины. Гегель, например, вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Поскольку Бог мыслился мужского рода, постольку мужчины считались более близкими Богу, чем женщины. Женщина – принципиально вторичное существо, сотворенное из ребра Адама, «животное, которое лишено твердости и постоянства» (Августин), «врата ада» (Тертуллиан), «неудавшийся мужчина» (Фома Аквинский). На протяжении истории христианской церкви формировалась целая практика унижения женщины.
Такой уцененный статус женщин объявляется данным от природы и потому неизменным, навязывается женщинам, и они с ним смиряются. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни. Для феминисток это означает исключительно серьезное унижение женщины, так как она лишается возможности проявить свою человеческую сущность – свободу лично решать, кем быть. Феминистки считают, что различие между женщиной и мужчиной является следствием социального устройства, а не биологического, и подчеркивают разницу между гендером и полом. Полотносится к биологической характеристике, гендер – к социальной роли и культурным нормам, связанным с полом.
Для изменения статуса женщины в обществе необходимо чтобы и мужчины, и женщины изменили гендерные стереотипы, пришли к новому и более равноправному пониманию самих себя и друг друга. Это не означает, что между ними не должно быть различий и что их жизненные проекты должны быть одинаковы. Равенство полов, которое отстаивают феминистки, означает не их одинаковость, а юридическое, материальное и социальное равенство. Женщины должны иметь полное право и возможность самим решать, каким видом деятельности они хотят заниматься, создавать ли им семью, обзаводиться ли детьми и т.п. При этом признается фундаментальное различие полов, которое должно оцениваться не в понятиях «высшее-низшее», а в понятиях взаимодополнительности.
В женском движении выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный феминизм ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами, при котором не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов. Радикальный феминизм борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья, поэтому радикальный феминизм подвергает критике такие устои и ценности общества как любовь, семья, замужество, материнство и т.д., которые определяют неравноправное положение женщин. Социалистический феминизмрассматривает проблему дискриминации женщин в тесной связи с классовым и расовым подавлением. Последние два течения выступают за полную сексуальную свободу, отказ от материнства, отмену всех социальных различий пола.
Активизация женского движения способствовала постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Появились специальные академические исследования на женскую тему, повлекшие за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Феминистская мысль акцентирует внимание на таких фактах, как отождествление в философии человека с мужчиной, неучтенность и неоцененность в культуре опыта выдающихся женщин. В этике критикуется индивидуалистическая мораль западного общества как мужская по своей сути. Ей противопоставляется «этика заботы» с ее принципами ответственности за других, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. В целом феминистская философия социоцентрична, концентрируется на проблемах власти, неравенства, справедливости, стремится ревизовать сложившиеся социальные стереотипы.
Философия и футурология.