Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории

В рамках философского осмысления динамики человеческой истории важное место занимает проблема направленности совершающихся в обществе изменений, идея прогрессивного развития общества. Понятие «прогресс» характеризует направленность развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В противоположность ему понятие «регресс» обозначает тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, наличие застоя или возврата к изжившим себя формам и структурам.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Для Платона, Аристотеля история общества представлялась какциклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сенека рассматривали историю общества как регрессивный процесс, направленный по нисходящей линии. Для многих древнекитайских мыслителей «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые формируется идея внешнеисторической предустановленной цели общества, то есть дается религиозное понимание истории общества как проявление воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана «спасения» человека (Августин Блаженный).

С бурным развитием капиталистических отношений и реальным ускорением общественного развития появляются оптимистические представления о всесилии человеческого разума, научного познания и о беспредельной способности человека к прогрессивному развитию. Считалось, что не нужно оглядываться на древних, уверенно идти вперед. Гегель понимает исторический процесс как прогрессивное саморазвитие мирового духа. С точки зрения марксистской концепции развития общества, прогресс связан с развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений, ростом производительности труда, развитием науки, постепенным овладением силами природы, освобождением людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости.

В различные эпохи в качестве критерия прогресса рассматривались различные явления. В первую очередь критерием прогрессасчитали развитие разума, науки и техники. Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступала мораль, нравственный принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф.Шеллинг полагал, что только постепенное приближение к правовому государственному устройству может выступить критерием исторического прогресса. Марксистская традиция связывала критерий общественного прогресса с высшим уровнем материального производства, техники, экономических отношений и развитием производительных сил, включая самого человека.

Осмысление трагических реалий природного и социального бытия в ХХ в., необходимость решения жизненно важных планетарных проблем человечества, от решения которых зависит социальных прогресс, актуализирует проблему поиска критерия социального прогресса в современных условиях. Налицо диспропорция между, с одной стороны, прогрессом техники и науки, прогрессом в области квалификации и профессионализма, управления и организации производства, в целом материального производства и потребления и, с другой стороны, уровнем духовной культуры общества. Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека – в этом видится прогресс современного общества. В соответствии с этим в качестве гуманистических критериев выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общества, как средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования и воспитания, состояние системы здравоохранения, развитие различных сфер культуры и искусства, интерес к духовным ценностям, чувство удовлетворенности жизнью, потребность в общении, отношение к природе и т.д.

Феномен культуры

1. Понятие культуры, ее структура и функции

2. Социальные типы культуры. Диалог культур

3. Культура и духовная жизнь общества

Наши рекомендации