Проблема источников и форм социальной динамики
До появления синергетики в философии источником, причиной развития считалось противоречие как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений. Главными видами противоречий считаются внутренние (прежде всего, противоречие между производительными силами и производственными отношениями в производственной сфере) и внешние (противоречия между обществом и природой, между государствами и др.). Применительно к обществу выделяют также антагонистические (непримиримо-враждебные отношения между группами и силами) и неантагонистические (отношения между группами и силами, основные интересы и цели которых совпадают) противоречия. Антагонистические противоречия могут заостряться до конфликтов и даже до социальных революций.
Социальный конфликт – это противостояние отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. Существует мнение о возможности создания бесконфликтного, гармоничного общества (утопические теории, идея коммунизма) в отдаленном будущем. Реалистические концепции считают конфликт неустранимым, постоянным элементом социальной жизни. В слабых формах он проявляется в виде соревнования, состязательности, инициативности. При объяснении природы и причин социальных конфликтов сформировались два подхода:
1. ресурсный подход, при котором считается, что конфликт разгорается по поводу
материальных факторов жизнедеятельности (богатства, собственности, власти, авторитета, обеспечивающих доступ к многообразным ресурсам);
2. ценностный подход, считающий основой конфликта различие в ценностных ориентациях, идеологических и нравственных ориентирах (межнациональные, межрелигиозные конфликты).
В реальных ситуациях социального конфликта, как правило, переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.
Выделяют различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия. Глубинные социальные конфликты способны привести общество к социальной революции.
Социальная революция – это максимально быстрое и глубокое, до самых основ, изменение общества. В марксистской философии подчеркивается творческий, прогрессивный характер социальной революции: «Революции – это локомотивы истории» (К.Маркс). Революция происходит как закономерное явление, форма перехода от отжившей общественно-экономической формации к новой, более прогрессивной. В ходе революции уничтожаются устаревшие производственные отношения, тормозящие развитие производительных сил. Революция является коллективным творчеством масс. Она может происходить как в форме вооруженной борьбы, так и более мирными путями, тем не менее обязательно включающими в себя моменты насилия, принуждения. Но это принуждение – не самоцель, а лишь вынужденная мера. Конкретные формы протекания революций зависят от сложившихся условий, соотношения противостоящих сил в обществе.
В отличие от социальной революции реформы нацелены на преобразование социальной системы без изменения ее общественно-экономических основ. Реформа является способом обновления, модернизации общества, введения инноваций. В этом смысле система реформ выступает альтернативой революции, предупреждая или заменяя ее. Социально-политические реформы осуществляются «сверху» правящей группой, сословием.
В XIX-XX вв. в обществе господствовала установка на разрешение социальных конфликтов с помощью насилия. Насилие присутствовало на всех этапах истории, причем, меньше с течением времени его не становится. Насилие является формой проявления присущего людям инстинкта агрессии (Э.Фромм, К.Лоренц). История показывает, что хотя насилие в ряде случаев и оправданно, например, в случае сопротивления агрессору, реформаторских целях (Ф.Ницше) и т.п., оно, в конечном счете, носит деструктивный характер, способствует деморализации общества, росту проявлений негативных сторон человеческой природы, отбрасыванию общества назад. Широкие проявления насильственных действий особенно опасны в современном мире, когда человечество накопило огромный арсенал оружия, технико-технологических систем, угрожающих в случае их насильственного использования жизни всего человечества (АЭС). Поэтому закономерным результатом поиска альтернативных насилию стратегий поведения являются идеалы компромисса, диалога, сотрудничества, ограничения деструктивных наклонностей человека. Эти идеалы находят выражение в концепции ненасилия, основанной на признании человека высшей ценностью мира, провозглашающей такие нравственные принципы как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие. Идея ненасилия предлагается всеми религиями и культурами мира, ее придерживались Л.Н.Толстой, М.Ганди, М.Л.Кинг и др.
Противоположностью концепции социального противоречия при объяснении источников общественного развития является концепция солидаризма. Солидаризм делает акцент на социальной сплочённости как гаранте сбалансированного развития общества. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная структура общества, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматриваются здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Представители концепции солидаризма считают, что интеграционные процессы будут нарастать в ходе исторического развития, чему способствуют процесс глобализации, распространение ценностей либерализма и демократии.