Социальная философия, ее предмет и генезис.
Социальная философия – это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия. Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы:
1. Существуют ли законы общественной жизни?
2. Каково соотношение власти и нравственности?
3. В чем смысл истории?
4. Возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности?
5. Какова роль личности в истории?
6. В каком направлении – прогрессивном или регрессивном – развивается общество? и др.
Центральным понятием социальной философии является понятие «общество», понимаемое предельно широко – как социальное бытие, социальная реальность. В этом широком смысле общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности.
В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).
Социальная философия имеет свою историю. Первые представления об обществе развивались на основе мифологического представления. Например, в поэме Гесиода «Труды и дни» (конец VIII-начало VII вв. до н.э.) описываются пять веков человеческой истории, развивающейся регрессивно. В последующие века значительное количество авторитетных мыслителей проявляло интерес к проблематике социальной философии. Обзор результатов их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в социальной философии сформировались две исследовательские модели, по-разному трактующие задачи философского осмысления социальной реальности - ценностно-нормативная социальная философия и научно-рефлексивная социальная философия.
Ценностно-нормативная социальная философия отдает предпочтение обоснованию желаемых форм общественного устройства и норм достойного существования человека. Эта исследовательская модель представлена идеальным государством Платона, утопическими теориями, идеологией коммунизма, философской концепцией Ф.Ницше и др.
Научно-рефлексивная социальная философия занимается анализом сущности социальной реальности как подсистемы целостного мира, выявлением объективных закономерностей ее функционирования и развития. Научный подход к исследованию социальной реальности начал формироваться в конце XVIII – первой половине XIX вв. (А.Сен-Симон, И.Кант, К.Маркс, Г.Спенсер и др.), когда происходило становление отдельных социально-гуманитарных наук (социологии, политической экономии и др.). В то же время описанные модели социальной философии не следует противопоставлять друг другу. В исследованиях общества социальная философия исходит из принципа плюрализма и сочетания альтернативных подходов.
Социальная философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции по отношению и к социально-гуманитарному, и к естественнонаучному знанию, обосновывая идеалы моральной ответственности ученых при решении научных проблем, критерии периодизации истории соответствующей науки, поиска новых мировоззренческих ориентиров при решении глобальных проблем современности, анализа социокультурных предпосылок научного знания.
Общество как система
Общество как сложноорганизованная система может быть описано как с точки зрения его статики, то есть структуры общества с различными его подсистемами, элементами, связями и отношениями, так и с точки зрения его динамики, выявления источников и механизмов социальной трансформации.
С точки зрения статики в структуре общества можно выделить следующие основные элементы:
1. люди (как индивиды, так и социальные общности) – творцы и главные действующие лица социальной реальности;
2. созданная людьми «вторая природа» как совокупность материальных, вещественных объектов, артефактов;
3. многообразные человеческие отношения, которые регулируются посредством различных социальных институтов (государство, армия, суд, семья и др.);
4.культура как совокупность информационных кодов, содержащих надбиологические программы человеческой жизнедеятельности – ценности, знания, верования, нормы, навыки и т.п.
Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить как специфику социальной реальности, так и уточнить вопрос о структуре общества, является понятие деятельности. В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, наделенные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или под влиянием инстинктов, чувств, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без выдвигаемой цели. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, выражающаяся в целенаправленном изменении как внешнего мира, так и самого человека. Деятельность в обществе представляет собой целостную систему, состоящую из таких элементов как субъект, объект, цель, средство, результат деятельности.
Основываясь на различии видов деятельности, можно выделить следующие сферы общественной жизни для углубленного исследования многообразной и сложно взаимоувязанной социальной реальности:
1. экономическая сфера, оказывающая определяющее воздействие на остальные сферы общественной жизни и в то же время находящаяся в обратной зависимости от них. Главным элементом экономики является материальное производство. Материальное производство – это процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, необходимых для обеспечения материальных условий жизни;
2. политическая сфера, в которой решаются проблемы управления обществом. Центральным понятием этой сферы является понятие власти. Власть – это способ самоорганизации общности людей, основанный на разделении функций управления и исполнения, позволяющий регулировать конфликты и обеспечивать консолидацию общества. Основным звеном политической сферы является государство. Кроме него, элементами политической системы являются партии, профсоюзы и другие организации;
3. социальная сфера– это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для жизни и социализации людей. К ней относятся здравоохранение, образование, сфера обслуживания;
4. духовная сфера – это сфера, в которой создаются и потребляются духовные ценности (этические, эстетические, религиозные и проч.). Духовная сфера выражается через сознание людей: общественное, индивидуальное, а также промежуточное между ними классовое, национальное и т.д. сознание. Духовная жизнь общества есть средство осознания социальной реальности и регуляции жизнедеятельности людей.
Говоря о сферах и элементах общественной жизни, нужно учитывать, что вычленить их можно только теоретически, в реальности они неразрывным образом взаимосвязаны.