Образы человека в истории философии и культуры
В истории философской мысли складывались разные образы человека. Множество концепций человека можно свести к ограниченному количеству и представить в следующей хронологической последовательности.
Согласно древнейшим религиозно-мифологическим представлениям люди были созданы богами. Причем, сотворение человека не является их сознательной целью (такой целью и смыслом человек станет только в библейских текстах). На фоне всемогущих богов человек — слабое и беспомощное существо, полностью зависящее от своих создателей. И хотя боги одарили людей благами цивилизации и дали им возможность совершенствоваться, творцы не похожи на заботливых и любящих родителей: воля богов по отношению к людям непредсказуема, а их веления зачастую капризны и жестоки.
В античности религиозно-мифологические представления о происхождении человека продолжают доминировать в массовом сознании. Вместе с тем появляются предположения некоторых философов, что жизнь и человек возникли естественным путем в ходе развития природы.
Древние греки считали, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Душа — не чистый дух, она вещественный, телесный, только тонкоматериальный двойник тела. Душа не является отличительным признаком человека, животные и растения тоже имеют душу. Но только у человека есть такая высшая часть души как ум (разум). С его помощью человек может постигать законы мира, действовать в соответствии с ними. Несмотря на веру в предопределенность своей судьбы высшими силами, человек античности был активным и деятельным существом, создавшим великие искусство, философию, образец демократического устройства общества.
Яркой особенностью античной культуры было понимание идеала человека как гармонично развитой личности. Тело и дух, физическое и интеллектуальное мыслились в неразрывном единстве. Тело должно быть развитым, красивым вместилищем образованной и нравственной души. В то время не было противопоставления силы и ума, поэтому философ мог одновременно быть олимпийским чемпионом.
В эпоху средневековья под влиянием христианского учения образ человека значительно изменился. Впервые именно в библейском тексте творение человека предстает как высшая осознанная цель Бога. Человек — венец творения, центр Вселенной, существо, господствующее на Земле.
Как и в предыдущую эпоху, двумя главными частями человека считались смертное тело и бессмертная душа, даруемая Богом. У животных, а тем более растений души нет. Души есть только у людей. Душа — это главная и лучшая часть человека, ориентированная на Бога. В средневековье душа понимается как чисто духовное образование, бесплотное, бестелесное. Душа подобно пленнице заточена в «темницу» — тело. Тело — худшая часть человека, ориентированная на радости земной жизни. От него постоянно исходят греховные импульсы, толкающие человека на аморальные поступки — стяжательство, чревоугодие, агрессию и т.п. Несмотря на статус «венца творения», человек — ничтожное и греховное существо, пылинка в божественном мире. Он слаб и немощен в борьбе со своими греховными наклонностями, из-за которых душа, не способная контролировать тело, после смерти будет наказана вечными адскими муками. Для спасения души человеку постоянно необходима божественная помощь.
Смысл жизни — забота о спасении души. Земная жизнь дана для испытания, и от того, насколько успешно человек его выдержит, зависит загробная участь. Ради спасения души необходимо ущемление тела, значительное ограничение его потребностей. Верующим ставили в пример монахов-аскетов, подвергавших себя самым суровым лишениям и истязаниям. Некоторые монахи почти полностью отказывались от пищи, другие носили тяжелые цепи-вериги, третьи отдавали себя на съедение гнусу и комарам, четвертые давали обет до конца жизни не мыться и т.д. Известный святой Симеон Столпник несколько месяцев жил закопанным по шею в землю, а потом провел более 35 лет на верху 18-метровой колонны-столпа.
Поскольку земная жизнь самостоятельной ценности не имела и считалась лишь подготовкой к жизни вечной, постольку обустройство «земного дома», познание и преобразование природы и общества было неактуально. Разум считался одним из свойств души, однако ему отводилось второстепенное место по сравнению с верой. Только благодаря вере можно войти в контакт с Богом, постичь божественные истины в результате Откровения (Бог открывается человеку, находящемуся в измененном состоянии сознания). Разум же только обосновывает и подтверждает полученное знание.
Таким образом, если суммировать представления о человеке того периода, то можно сделать вывод, что средневековье давало ему уничижительную характеристику.
Сформировавшиеся под влиянием христианского учения представления о происхождении и сущности человека продолжали существовать вплоть до XIX в. Однако в эпоху Возрождения в сложившийся образ человека были внесены существенные коррективы. Новую трактовку получили вопрос о соотношении тела и души и оценка возможностей человека.
Возрождение возвращается к античному идеалу гармонии тела и души. Происходит реабилитации человеческого тела. Оно уже не рассматривается как оковы души, которые тянут её вниз, диктуя греховные помыслы и побуждения. Приходит понимание того, что телесная жизнь также представляет собой ценность. Эти идеи нашли выражение в характерном для эпохи Возрождения культе красоты. В средние века не придавали большого значения красоте человеческого тела, более того, она считалась источником греха. Художники и скульпторы средневековья редко изображали обнаженных людей, разве что, по необходимости, Адама и Еву и распятого Христа. Причем, их изображениям придавался нарочито-непривлекательный вид, чтобы подчеркнуть ничтожество и уродство презренной, смертной плоти. В эпоху Ренессанса появляются многочисленные изображения прекрасного человеческого лица и человеческого тела.
Неизмеримо возрастает вера в безграничные возможности человека. Ни в античности, ни в средневековье человек не считался хозяином своей судьбы: для древнего грека он представлялся игрушкой рока, для средневекового человека — рабом Божьим. Эпоха Возрождения возвеличивает человека, считает его подлинным хозяином своей судьбы. Ему больше не надо рассчитывать на божественную помощь, он сам может все. Ведь ему даны разум и свободная воля, и значит, он превращается в творца самого себя и своей жизни. Провозглашается право на свободу и счастье в земной жизни, а не только на небесах. Впервые в истории появляется идея о том, что человек должен преобразовать и подчинить себе окружающий мир. Эта идея до сих пор определяет стиль мышления цивилизации западного типа и обусловливает стремительное развитие научно-технического прогресса.
Вера в собственные силы и способности вызвала прилив творческой активности, стремление испытать себя в различных ситуациях, видах деятельности. Разносторонность — вот идеал ренессансного человека. Образованных, талантливых, одаренных людей — художников, поэтов, философов, учёных и т.д. — чтили так, как в античности – героев, а в средневековье — святых.
Идеи, появившиеся в эпоху Возрождения, получают свое развитие в Новое время. В этот период разум превозносится в небывалой степени. Разум считается главным достоинством человека. Религиозная вера обесценивается, человек все меньше полагается на Бога, а больше верит в себя и свои силы, свой разум, при помощи которого, считается, можно добиться всего желаемого. Человек может исчерпывающим образом познать природу и поставить себе на службу ее стихийные силы, покончить с голодом, нищетой, болезнями. Он может построить благополучное и справедливое общество, в котором не будет войн и преступлений. В этом идеальном обществе будут жить идеальные люди — нравственные, образованные, миролюбивые. Потому что человек от природы добр, злым его делает несовершенное общество. И если преобразовать общество, изменится и человек. Силой разума он может обуздать свои чувства и страсти, взять под контроль поступки, быть полным хозяином своего характера и судьбы.
Такой полный горделивого самолюбования и раздутого самомнения образ человека начал разрушаться в XIX веке. Первый удар по человеческой самовлюбленности нанес Ч. Дарвин. Его эволюционная теория утверждала, что человек — не творение Бога, а лишь звено в длинной цепи эволюционного развития живых организмов. Из этой теории следовало, что никаких существенных различий между человеком и животными нет. Человек — лишь особый видживотных. Разум — не божественный дар, а дальнейшее развитие высших психических способностей, которые есть уже у человекообразных обезьян. Биологи зачислили человека в класс млекопитающих и называют четыре его отличительных признака: прямохождение, речь, пользование огнем и способность все более совершенствовать свои орудия труда. К главнейшим особенностям человека помимо разума была причислена трудовая деятельность. Труд, активная производственная деятельность – это способ существования человека, выделивший его из мира животных. Человек – не только мыслящее, но еще и преобразующее мир существо.
В дальнейшем появляются идеи о том, что человек физически приспособлен к миру много хуже его ближайших животных родственников. Разум является компенсацией его биологической слабости и бессилия. Сделав ставку на разум, человек вышел из-под действия естественного отбора, его биологическая эволюция прекратилась, ни органы, ни способности дальше у него не развиваются. Из-за своей биологической несостоятельности человек создал цивилизацию, государство, право, производство. Однако цивилизация разрастается и выходит за пределы сил воли и разума человека, становится все более неуправляемой и опасной. Под угрозой исчезновения оказывается не только человек, но и все живое на Земле. Таким образом, человек — это болезнь, тупик жизни. Человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида. Разум, считавшийся ранее высшей ценностью, является неудачным, ошибочным созданием природы, ведущим к уничтожению жизни. Разум — это высшее зло, сам дьявол, внедряющийся в жизнь и душу, чтобы разрушить их.
По более оптимистической версии (Ф. Ницше, русские космисты и др.), человек, долгое время считавшийся «венцом творения», не окончательный результат эволюции, а всего лишь промежуточное звено, которое должно смениться более совершенным биологическим видом.
Еще один чувствительный удар по человеческой мании величия нанес основатель психоанализа З. Фрейд. Он показал, что человек, воображая себя властелином мира, на самом деле не может разобраться и справиться даже со своей собственной душой. Фрейд разоблачил иллюзию относительно человеческой способности контролировать свои поступки, быть господином самому себе. Он убедительно доказал, что человек — не прозрачное, доступное разумному исследованию и объяснению существо, а бездонно-сложное образование, движимое зачастую непонятными стимулами. Эти стимулы исходят от противостоящей сознанию части психики — бессознательного. Содержание бессознательного состоит частично из врожденных инстинктов, частично из вытесненных из сознания из-за столкновений с культурными нормами аморальных влечений, комплексов и страхов. Бессознательное становится чем-то вроде большого и темного порохового склада, в подвалах которого живут и не теряют своей силы нереализованные запретные влечения и желания. В любой момент они могут вырваться на волю, взорваться агрессией, выплеснуться наружу звериным эгоизмом, ревностью, завистью и другими неприглядными страстями. По Фрейду, именно бессознательное играет доминирующую роль в психике и, таким образом, не сознание, а бессознательное является сущностной характеристикой человеческой природы.
Оценивая, так сказать, «моральный облик» бессознательного, Фрейд дал свой ответ на философский вопрос «добр человек от природы или зол?». Вопреки возникшей у представителей эпохи Просвещения XVIII века трактовке природы человека как доброй и непорочной, основатель психоанализа подтверждает правоту средневековых мыслителей, считавших человека греховным по своей натуре существом.
Обобщая философские и научные представления о человеке, можно отметить, что в настоящее время человек понимается как разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения.