Соотношение философии, науки, искусства, религии
Философия – это сложное, синтетическое явление духовной культуры. У нее есть общие черты с наукой, искусством, религией, мистическим постижением бытия. Но есть и различия. Например, философия является наукой, но весьма специфической, так как она не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к науке. С точки зрения критериев научности философия должна:
1. обосновываться на принимаемых всем философским сообществом истинах. То есть должны быть какие-то общепризнанные идеи, положения, которые, как аксиомы в геометрии, лежат в основе философского знания. Но в философии таких «аксиом» нет;
2. представлять собой единственную, признанную большинством подлинно научную концепцию. Во-первых, выражение «подлинно научную» означает, что философия, как и наука, должна изучать закономерности естественного мира, однако она выходит за рамки чувственно-воспринимаемого мира и пытается осмыслить и сверхчувственный мир. Во-вторых, в философии нет признанных большинством концепций. Философия представляет собой веер, спектр концепций и учений самой разной направленности.
3. подтверждать факты и гипотезы с помощью эмпирических данных (то есть опытным путем) и с этой целью использовать общепринятые методы исследования: измерения, эксперименты и т.п. Однако далеко не все объекты философских вопросов даны в опыте: Бог, душа, будущее человечества и т.д. С ними нельзя проводить эксперименты, измерения, наблюдения и т.п.
4. выработать общепринятый язык. Научное знание объективно (не зависит от желаний и чувств исследователей) и безличностно (в полученном результате не отражаются специфические черты его автора). Философия же всегда носит личностный характер, в философских учениях отражаются настроения (пессимистические или оптимистические), желания, надежды и т.п. мыслителей, которые отличаются еще и стилем философствования, используемым языком (сухим, наукообразным или же художественным, образным).
Хотя философия не соответствует ни одному из приведенных критериев научности, она все же является наукой. Так же, как и для науки, для нее характерно мышление в понятиях, логический дискурс (рассуждение).
Философия отличается от частных наук, и, прежде всего, естественных и технических, еще и тем, что она не стремится к удовлетворению утилитарных практических интересов. Полезность, понимаемая как материальная выгода, не является целью философии. Предназначение философии в том, чтобы обосновывать духовные, в первую очередь нравственные идеалы, связанные с отысканием смысла жизни человека и общества. Именно это имел в виду Аристотель, когда говорил о специфике философии: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной»
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических, идеологических и других проблем. Можно с полным правом утверждать, что во многих культурных достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.
Философ во многом близок художнику, поэту. Порой он облекает философские идеи в художественную форму. Например, философский трактат «О природе вещей» античного философа-атомиста Лукреция Кара имеет вид поэмы, литературно-прозаическую форму имеют некоторые сочинения Вольтера, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П.Сартра и др. С другой стороны, органическим синтезом философии и литературы являются романы русских писателей Ф.Достоевского и Л.Толстого. Философские идеи содержат многие произведения изобразительного искусства.
Хотя искусство и философия порой тесно сближаются, они не сливаются окончательно. Философию интересует всеобщее: основы бытия, предназначение человека, возможности человеческого познания и преобразования мира. Эти проблемы исследуются с помощью предельно общих рациональных понятий. В искусстве же преобладают чувственно воспринимаемые конкретные образы – судьбы отдельных людей, эпизоды их жизней, богатая гамма их личных чувств и переживаний. Хотя, изображая конкретные образы, художник, писатель способны в определенной степени отразить общее – природу и сущность человека, закономерности мира, специфику эпохи, менталитет разнообразных социальных групп и др.
Традиционно философия была близка к религии. Понятие Бога во многих философских системах является центральным. Однако Бог философа – это не «живой Бог» верующего, чья вера не знает сомнений. Философское мышление критично, в том числе философскому анализу подвергается и идея Бога, которая в философии чаще всего является абстракцией, отвлеченным понятием, символом непознаваемых уровней бесконечно сложно организованного мира.
Типы философского мышления
В основу типологии философского мышления могут быть положены разные критерии.
1. Геополитический или цивилизационный подход выделяет два исторических типа философии – западный и восточный.
Под восточной философией понимают, прежде всего, китайскую и индийскую философии. Для восточной философии не характерен полный отказ от мифологической и религиозной традиций. Восточная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально-догматический уровень – совокупность догматических положений ненаучного, мифолого-религиозного, мистического характера. Кроме того, в восточной философии есть также практический уровень – методики регуляции сознания. Большое внимание уделяется этической проблематике и практическим ориентациям жизненного плана.
Если духовный поиск Востока направлен в сторону познания сверхъестественной основы мира и смысла человеческой жизни в соотнесенности с этой основой, то западная философия больше занималась разработкой гносеологической проблематики (в период классической философии) и сути отдельных феноменов человеческого бытия – воли, страха, любви и др. (в неклассической философии).
2. С точки зрения исторического подхода в западной философии выделяют философию античности, Средних веков, Нового времени и современную западную философию.
3. С точки зрения гносеологического критерия (идей, положенных в основание мышления) в западной философии выделяют классический и неклассический типы философии.
Неклассическая философия – это тип философствования, сформировавшийся во второй половине XIX – начале XX вв. Ее появление было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры, утратой веры в возможность усовершенствования общества и человека.
Классическая философия | Неклассическая философия |
| 1.Главный признак – иррационализм. Иррационализм – это философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом. Иррационализм критически оценивает познавательные способности разума и концентрирует свое внимание на таких внерациональных формах духовного проявления человека как воля, интуиция, бессознательное и т.п. 2. Цель неклассической философии – изучение природы и сущности человека, проблем его существования в алогичном мире. 3. Стиль неклассической философии характеризуется художественно-образными формами выражения мыслей, недосказанностью, допускается возможность различных интерпретаций понятий и идей, соучастие в творчестве мыслителя. |
4. С точки зрения онтологически-субстанциального критерия выделяют такие типы философского мышления как материализм и идеализм. Материализм – философское направление, считающее основой мира природу, идеализм – дух. Материализм прошел несколько этапов развития:
- стихийный (древнегреческий и древневосточный);
- метафизический механистический (XYIII-сер.XIX вв.);
- диалектический и исторический (в марксистской традиции);
- современный материализм.
Идеализм существует в двух разновидностях:
- объективный идеализм, сводящий духовное к сверхчеловеческому, надличностному сознанию;
- субъективный идеализм, сводящий духовное к личностному, индивидуальному сознанию, признающемуся безусловной и единственной реальностью.
Материализм и идеализм являются монистическими учениями, то есть основой мира они считают одну субстанцию, но понимают ее по-разному.Дуализм основой мира считает две субстанции – материальную и идеальную.