Что понимается под научными категориями?
а) категорические высказывания;
б) фундаментальные связи бытия;
* в) фундаментальные понятия науки;
г) психологические типы людей.
Какое из нижеперечисленных высказываний характеризует метафизическую картину мира?
а) объекты и явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи;
б) всем объектам действительности присуще развитие;
* в) объекты действительности неизменны и не связаны друг с другом;
г) развитию объектов присущ закономерный характер.
21. Диалектическое понятие «преемственность» означает:
а) полную замену старого качества новым в развитии;
б) отрицание старого качества при переходе в новое;
* в) переход части элементов старого в качественно новое состояние объекта;
г) переход всех элементов старого в качественно новое состояние объекта.
22. Укажите верное определение понятия «система»:
а) система – это множество сосуществующих элементов;
* б) система – это объект, способный разрешать актуальные проблемы в определенных условиях среды;
в) система – это множество объектов, которым присущ какой-либо общий признак;
г) система – это любая последовательность объектов.
23. Укажите верное общефилософское определение понятия «развитие»:
а) развитие – это разновидность броуновского движения
б) развитие – это любое изменение объекта
* в) развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение объекта
г) развитие – это направленное, обратимое изменение объекта
24. Под противоречием в диалектике понимается:
а) несовместимость высказываний об объекте;
* б) единство и противостояние противоположных сторон объекта;
в) борьба «всех со всеми»;
г) преобладание борьбы различных сил над единством объекта.
Тема 5: «Психика, сознание, мышление»
1. Философское понятие «сознание» означает:
а) дееспособное состояние человека в отличие от недееспособного;
* б) способность человека к осмысленному отражению действительности;
в) духовную основу явлений действительности;
г) степень развития личности («сознательность» человека).
2. Рефлексивность мышления означает:
а) что в основе мышления лежат условные и безусловные рефлексы;
б) сходство человеческого мышления с мышлением животных;
* в) способность мышления к самоанализу, самооценке, самокритике;
г) неизбежность заблуждений и ошибок в человеческом мышлении.
3. Под идеальностью сознания понимается:
а) сознательное стремление к высшим идеалам;
* б) отражение материальных объектов в форме субъективных образов;
в) активный поиск наилучшего («идеального») варианта действий;
г) способность к конструированию научных идеализаций.
4. Основателем психоанализа является - …
* а) З. Фрейд;
б) Ф. Ницше;
в) Б. Рассел;
г) К. Ясперс.
5. Понятие «коллективное бессознательное» ввел…
а) А. Шопенгауэр;
б) Э. Гуссерль;
в) Ф. Ницше;
* г) К.-Г. Юнг.
6. Что имеется в виду, когда говорят об активности сознания:
а) решающее влияние сознания на развитие материи;
б) независимость сознания от материи;
* в) целенаправленная избирательность отражения объектов;
г) зеркальное копирование отражаемых объектов.
7. Согласно З. Фрейду, определяющие мотивы человеческого поведения формируются в…
а) сознании;
* б) бессознательном;
в) сверхсознании;
г) коллективном бессознательном.
8. Под антропосоциогенезом в философии понимается:
а) процесс эволюционного развития нашей планеты;
б) процесс эволюции биосферы Земли;
в) процесс исторического развития человеческого общества;
* г) процесс возникновения человека и общества.
9. К общесистемным законам относится:
а) закон всемирного тяготения;
* б) закон фокусированного действия;
в) закон кармы;
г) закон сохранения энергии.
10. Односторонний подход к объекту, вырывание отдельных сторон из их связи с другими – это:
а) схоластика;
б) диалектика;
* в) софистика;
г) эклектика.
11. Понятие «коллективное бессознательное» ввел…
а) А. Шопенгауэр;
б) Э. Гуссерль;
в) Ф. Ницше;
* г) К.-Г.Юнг.
Каким обязательным признаком (атрибутом) характеризуется процесс развития?
* а) направленностью и необратимостью качественных изменений объекта;
б) обратимостью изменений объекта;
в) хаотичностью изменений объекта;
г) прогрессивной направленностью изменений объекта.
13. Устойчивое развитие объекта требует:
а) преобладания борьбы (конкуренции, конфликтов) над единством в объекте;
б) преобладания единства, подавления конкуренции;
* в) относительного баланса тенденций единства и борьбы;
г) ухода от борьбы.