Что понимается под научными категориями?

а) категорические высказывания;

б) фундаментальные связи бытия;

* в) фундаментальные понятия науки;

г) психологические типы людей.

Какое из нижеперечисленных высказываний характеризует метафизическую картину мира?

а) объекты и явления действительности находятся в универсальной взаимосвязи;

б) всем объектам действительности присуще развитие;

* в) объекты действительности неизменны и не связаны друг с другом;

г) развитию объектов присущ закономерный характер.

21. Диалектическое понятие «преемственность» означает:

а) полную замену старого качества новым в развитии;

б) отрицание старого качества при переходе в новое;

* в) переход части элементов старого в качественно новое состояние объекта;

г) переход всех элементов старого в качественно новое состояние объекта.

22. Укажите верное определение понятия «система»:

а) система – это множество сосуществующих элементов;

* б) система – это объект, способный разрешать актуальные проблемы в определенных условиях среды;

в) система – это множество объектов, которым присущ какой-либо общий признак;

г) система – это любая последовательность объектов.

23. Укажите верное общефилософское определение понятия «развитие»:

а) развитие – это разновидность броуновского движения

б) развитие – это любое изменение объекта

* в) развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение объекта

г) развитие – это направленное, обратимое изменение объекта

24. Под противоречием в диалектике понимается:

а) несовместимость высказываний об объекте;

* б) единство и противостояние противоположных сторон объекта;

в) борьба «всех со всеми»;

г) преобладание борьбы различных сил над единством объекта.

Тема 5: «Психика, сознание, мышление»

1. Философское понятие «сознание» означает:

а) дееспособное состояние человека в отличие от недееспособного;

* б) способность человека к осмысленному отражению действительности;

в) духовную основу явлений действительности;

г) степень развития личности («сознательность» человека).

2. Рефлексивность мышления означает:

а) что в основе мышления лежат условные и безусловные рефлексы;

б) сходство человеческого мышления с мышлением животных;

* в) способность мышления к самоанализу, самооценке, самокритике;

г) неизбежность заблуждений и ошибок в человеческом мышлении.

3. Под идеальностью сознания понимается:

а) сознательное стремление к высшим идеалам;

* б) отражение материальных объектов в форме субъективных образов;

в) активный поиск наилучшего («идеального») варианта действий;

г) способность к конструированию научных идеализаций.

4. Основателем психоанализа является - …

* а) З. Фрейд;

б) Ф. Ницше;

в) Б. Рассел;

г) К. Ясперс.

5. Понятие «коллективное бессознательное» ввел…

а) А. Шопенгауэр;

б) Э. Гуссерль;

в) Ф. Ницше;

* г) К.-Г. Юнг.

6. Что имеется в виду, когда говорят об активности сознания:

а) решающее влияние сознания на развитие материи;

б) независимость сознания от материи;

* в) целенаправленная избирательность отражения объектов;

г) зеркальное копирование отражаемых объектов.

7. Согласно З. Фрейду, определяющие мотивы человеческого поведения формируются в…

а) сознании;

* б) бессознательном;

в) сверхсознании;

г) коллективном бессознательном.

8. Под антропосоциогенезом в философии понимается:

а) процесс эволюционного развития нашей планеты;

б) процесс эволюции биосферы Земли;

в) процесс исторического развития человеческого общества;

* г) процесс возникновения человека и общества.

9. К общесистемным законам относится:

а) закон всемирного тяготения;

* б) закон фокусированного действия;

в) закон кармы;

г) закон сохранения энергии.

10. Односторонний подход к объекту, вырывание отдельных сторон из их связи с другими – это:

а) схоластика;

б) диалектика;

* в) софистика;

г) эклектика.

11. Понятие «коллективное бессознательное» ввел…

а) А. Шопенгауэр;

б) Э. Гуссерль;

в) Ф. Ницше;

* г) К.-Г.Юнг.

Каким обязательным признаком (атрибутом) характеризуется процесс развития?

* а) направленностью и необратимостью качественных изменений объекта;

б) обратимостью изменений объекта;

в) хаотичностью изменений объекта;

г) прогрессивной направленностью изменений объекта.

13. Устойчивое развитие объекта требует:

а) преобладания борьбы (конкуренции, конфликтов) над единством в объекте;

б) преобладания единства, подавления конкуренции;

* в) относительного баланса тенденций единства и борьбы;

г) ухода от борьбы.

Наши рекомендации