Какие периоды можно выделить в развитии античной философии? Что за первоначало брали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит? Какие аргументы в защиту своих позиций они приводили?
Античную философию можно разделить на несколько периодов:
1. Натурфилософия. Основная проблематика – первоначало. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Геракалид, Пифагор, Занон, Демокрид.
2. Антропологический период. Софисты и Сократ. Основная проблема – человек.
3. Классика - возникновение философских систем. Платон и Аристотель.
4. Эллинизм – счастье и как его достичь, спад. Стоики, иники, скептики, эпикурейцы.
5. Неоплатонизм Филон Александрийский.
Милетская школа Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес считает, что первоначало- вода.
1 аргумент – жизнь без воды невозможна.
2 основан на греческой философии.
Анаксимандр говорит, что начало апейрон – пустота, бесконечность.
Анаксимен говорит, что начало – воздух, на основе остальных. Жизнь без воздуха невозможна, воздух не имеет границ.
Гераклит говорит, что первоначало - огонь, начало культуры. Война - мать всего. Мир - гармония противоположностей. Логос – слово, закон. Миром правят не боги, а логос.
Раскройте основные положения учения Пифагора. Что Вы знаете об образе жизни пифагорейского союза?
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
Образ жизни пифагорейского союза
Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов: Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:
Не допускай ленивого сна на усталые очи, Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?
Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии . Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала. Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств. На протяжении всей истории Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.
Пифагорский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом, и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.
Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни – подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.