На тему: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ»

Выполнила студентка группы 4 ДО Горбова Наталья Витальевна

Руководитель работы _______________Печерская Инна Ивановна

Рецензент _____________________________

Допущен к защите «____» _______ 201___ г.

Заместитель директора по УР____________ А.П. Казаковцева

Павловск — 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……..…………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи монологического типа у детей дошкольного возраста……………………………………………...7

1.1. Педагогические особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста.………………………………………………...7

1.2. Точки зрения ученых на формирование связной речи у дошкольников……………………………………………………………..11

Глава 2. Формирование связной монологической речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине.….……………………………………...17

2.1. Методика обучения дошкольников монологической речи………...17

2.2. Изучение влияния составления рассказов по картине на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста……….26

Заключение……...………..……………………………………........................…33

Список литературы……………...………………………….................................37

Приложение 1. Конспект занятия на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»……….…...……………..40

Приложение 2. Конспект занятия по теме: «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц»……………………………………42

Приложение 3. Конспект занятия по теме: «Рассказывание по картине К. Юона «Мартовское солнце»….…………………………………………………45

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных задач современного образования в Российской Федерации является формирования активного, способного размышлять, объяснять и отстаивать свою точку зрения человека. Человека, способного вовремя и без проблем подстраиваться под новшества и быстрый ритм современной жизни. Поэтому проблема развития связной речи, начиная с дошкольного возраста, является весьма актуальной.

Анализ Федерального Государственного образовательного стандарта показал, что этой проблеме также уделяется важное внимание. В нем сказано, что «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...» [1].

Умение давать развернутые ответы на вопросы, адекватно воспринимать и понимать текст учебного материала, самостоятельного излагать понятое – все эти способности требуют достаточного уровня развитости связной монологической речи.

Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной, выразительной речи, всегда интересно и приятно общаться. Стать интересным человеком трудно. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, со сверстниками и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека [11].

Речь является отражением внутренних установок и характера человека.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена, во-первых, социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста; во-вторых, необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в детских образовательных учреждениях.

Проблемой развития связной речи у дошкольников занимались такие известные педагоги, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

Закономерности речевого развития дошкольников изучались известными психологами А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и другими.

В работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и других подробно рассматриваются вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста.

О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению [29].

Учеными было установлено, что в процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях детского образовательного учреждения.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам, и интенсивно разрабатывается как российскими, так и зарубежными специалистами.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Проблемаразвития связной речи актуальна и является центральной задачей речевого воспитания детей. Несмотря на то, что этому вопросу уделяется большое внимание, к сожалению, в настоящий момент уровень развития связной речи находится на низком уровне. Именно поэтому нас заинтересовала эта проблема.

Объектисследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста.

Предметисследования: процесс развития связной монологической речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине.

Гипотезаисследования: мы предполагаем, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста повысится в процессе рассказывания по картине, если:

- работа с детьми по формированию монологической речи будет проводиться в соответствии с основными требованиями методики развития речи;

- будут соблюдаться требования к отбору картин;

- будут использоваться разнообразные методические приемы.

Цельисследования: раскрыть особенностиформирования связной монологической речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить педагогические особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста;

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития речи детей;

3. Раскрыть методику обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить влияние рассказывания по картине на развитие монологической речи детей.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, изучение опыта, наблюдение, анализ и синтез.

Наши рекомендации