Основные черты и проблемы схоластики
Основные черты и проблемы схоластики.
Схоластика (от — "школа") — систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логикиАристотеля.
Схоластика - главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах учителями богословия. В средние века возникло феодальное общество. Значительную роль играло духовенство. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и господствующей власти философия была объявлена «служанкой богословия». Этот тип религиозной философии получил название "схоластики".
Единственная цель жизни – познание Бога – достигается не умствованиями и рассуждениями, а самоотречением, аскезой, смирением, подвижнической жизнью, сознанием своего ничтожества перед бесконечно превосходящим человека Создателем.
Наибольшее влияние оказала философия Аристотеля. Новая рецепция философии Аристотеля и составляет характерную черту высокой схоластики. Ни один крупный мыслитель отныне не проходил мимо основательного изучения текстов Аристотеля.
Отличительные черты:
• Составление «Сумм» — всеобъемлющих сокращенных изложений основных положений по тому или иному вопросу.
• Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
• Высокая культура цитирования.
Основные проблемы:
· Отношение знания к вере
Об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их.
Теология (систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии) признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.
Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Истины разума и веры не могут противоречить друг другу.
· Общее и единичное (проблема универсалий)
Бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор об универсалиях, о природе общих родов и понятий.
Существуют 2 основных решения этого вопроса:
1.Номиналистическое (Номинализм). Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания.
Номиналисты (от латин. nomina — имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием.
Росцелин (ок. 1050 — 1110)
Пьер Абеляр (1079 — 1142)
Уильям Оккам (ок. 1300 — 1350)
Дунс Скот (ок. 1265 — 1308)
2. Реалистическое (Реализм).Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека.
Фома Аквинский(1225-1274). Средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых.
Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Своим современникам Фома казался новатором, так как в какой-то мере дал новую трактовку традиционно рассматривавшимся философами проблемам и ввел в употребление новые способы, приемы аргументации, а также отверг некоторые традиционные подходы к осмыслению некоторых вопросов.
Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры.
Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
В его произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:
• Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;
• Бог рассматривается как первая причина;
• Бог является источником необходимости в мире;
• Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;
• Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.
• Доказательство бытия Бога
Доказательство существования бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к необходимости сущесвования бога - верховной причины.
1. Ранняя схоластика (9-12в)
• Иоанн Скот Эриугена
• Ансельм Кентерберийский
• Шартрская школа (Фульберт, Жильбер Порретанский, Тьерри Шартрский, Бернар Сильвестр, Иоанну Солсберийскому, Пьер Абеляр)
• Арабская философия (Аль-Хорезми, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Газали, Ибн-Рушд)
• Еврейская философия
2. Высокая (зрелая) схоластика (13в)
• Латинский аверроизм (Сигер Брабантский, Этьен Жильсон)
• Доминиканцы (Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Мадпиз), Фома Аквинский)
• Францисканцы (Бонавентура, Роджер Бэкон)
3. Поздняя схоластика (14-15в)
• Иоанн Дунс Скот
• Уильям Оккам
• Жан Буридан
• Джон Уиклиф
ДЕКАРТ КАК ФИЛОСОФ
Ренэ Декарт (1596-1650).
Декарт излагает основы своей метафизика как учения о наиболее общих принципа бытия и знания.
Декарт обосновал метод “картезианского сомнения”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться - сам факт существования. - “Мыслю, следовательно существую”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание - более достоверным чем сознание других.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения. Положение “Мыслю, следовательно существую” - первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия.
Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Прежде всего Д. разделял Бог и сотворенный им мир.. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Т.о. Д. допускал три субстанции - Бога, дух и материю.
Духовная субстанция обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей - воплощение естественного света разума. К врожденным идеям прежде всего относится идея Бога как существа всесовершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала - умозрение.
Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука - механики. Из природы Д. изгоняет понятие цели.
Материальные и духовные начала равны.
Метафизика Д. - это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения - материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними - БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов.
Д. был одним из основателей классической механики. Именно им создано представление о природе, как о гигантском механизме, приводимом в движение божественным “первотолчком”. Так метод Д. (универсальная математика) соединялся с его метафизикой (учением о субстанциях).
Д. расщепляет всю действительность на объект и субъект. Субъект - носитель познаватель действия, объект - то, на что направлено действие. Субъектом является мыслящая субстанция - “Я”.
Рационализм Д. основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.
ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225\1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя альберта Великого. Как и его учитель, Фома пытается обосновать основные приципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При чем последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акциденциальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояние, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (caisa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина ( causa finalis)вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, - таковы растения. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфизических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела – мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа – бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого – действие индивидуальных «скрытых сущностей» - «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влияние в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в 20 веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.